Почему четвертый сезон «Настоящего детектива» приятно удивляет
В Okko по подпискам «Премиум» и AMEDIATEKA вышли три эпизода четвертого сезона культового сериала «Настоящий детектив», получившего подзаголовок «Страна ночи». На сей раз Ник Пиццолатто, отвечавший за три предыдущих части антологии, не писал сценарий, а был лишь исполнительным продюсером. Жестокое убийство в четвертом сезоне происходит на Аляске, за дело берется пара женщин-следователей. Главные роли исполняют Джоди Фостер и Кали Реис. Объясняем, как новая глава связана с первым сезоном и почему стала неожиданно приятным сюрпризом.
За пару дней до наступления полярной ночи в городке Эннис, штат Аляска, на находящейся неподалеку исследовательской станции «Тсалал» происходит беда. Приехавший с едой курьер ни одного ученого здесь не обнаружил. Все восемь человек из разных уголков мира пропали, в гостиной по-прежнему гремят The Beatles, на экране гнетуще застыл «Выходной день Ферриса Бьюллера», сэндвич на столе начал разлагаться, на маркерной доске написано «Мы все мертвы», а на полу валяется человеческий язык. В ближайшее время у шефа полиции Лиз Дэнверс (Джоди Фостер) точно будет много работы. Делом сразу же интересуется патрульная Эванджелин Наварро (Кали Реис), которая несколько лет назад так и не смогла раскрыть жестокое убийство активистки-инупиатки Энни Коуток (Ники Педерсен). Тест ДНК показывает, что это ее язык был найден на станции «Тсалал». Два дела связаны.
Все эпизоды четвертого сезона написала и сняла мексиканская постановщица Исса Лопес («Тигры не боятся»). За три предыдущих части антологии отвечал Ник Пиццолатто. Теперь же он указан лишь как один из исполнительных продюсеров, вместе с Мэттью МакКонахи, Вуди Харрельсоном и Барри Дженкинсом, режиссером «Лунного света».
Пожалуй, поклонникам первого сезона «Настоящего детектива» пора смириться, что второго расследования Раста Коула и Марти Харта не будет, как и не будет точного повторения рецепта успеха оригинала. Это невозможно. Однако все продолжения обречены на заведомо проигрышное сравнение с первым сезоном, эпохальным, прекрасно написанным и сыгранным.
В «Стране ночи» тоже два следователя ведут запутанную серию убийств. Только это не пара мужчин, а пара женщин, но тоже суровых и словоохотливых. Знаменитых философствований Раста здесь нет, но и полицейские, и местные жители постоянно говорят о какой-то необычной природе Энниса. «Это долгая ночь. Даже мертвым становится скучно» или «Мир стареет, а Эннис — место, где вселенская материя трещит по швам».
Фостер никак не напоминает свою знаменитую героиню в фильмографии — Клариссу Старлинг. Нет, скорее она похожа на центрального персонажа «Мейр из Исттауна» — потрепанную неудачами в личной жизни и уставшую от провинциальной скуки полицейскую. У Лиз Дэнверс умерли муж и сын, от брака осталась приемная дочь (Изабелла ЛаБланк). У Эванджелин Наварро сестра с психическими расстройствами Джулия (Ака Нивиана) и вера в семейное проклятие, которое уже забрало мать и наверняка доберется до нее самой.
В четвертом сезоне заметно больше мистики, чем в предыдущих частях. «Страна ночи» то намекает на связь с первым сезоном, то передает привет поклонникам «Твин Пикса». Лопес не хватает чувства юмора Линча, но постановщица с любопытством вглядывается в население городка на краю мира, которого на несколько месяцев накрыла тьма.
Местная Дама с поленом — Роуз (Фиона Шоу) — пошла за призраком умершего супруга и обнаружила во льдах замороженные тела ученых, только одного не хватало. Между прочим, мужем Роуз оказался Трэвис Коул, отец Раста Коула, что подтвердила Исса Лопес. Южная готика Луизианы сменяется северной готикой Аляски. Выясняется, что на теле убитой несколько лет назад Энни, как и на груди единственного выжившего и неизвестно куда подевавшегося ученого с исследовательской станции, была татуировка спирали. В первом сезоне подобный знак набивали себе члены древнего культа. Всезнающая Роуз уверяет, что этот символ старше льдов Аляски.
Намеки на связь с первым сезоном не заканчиваются. Работу на исследовательской станции «Тсалал» спонсировала крупная компания «Таттл Юнайтед». Коул и Харт считали, что за ритуальными убийствами стоит влиятельное луизианское семейство Таттлов. Посадить их из-за прочной связи с властями так и не удалось. Неужели Таттлы добрались и до Аляски? Тогда культ Желтого Короля распространился на всю Америку с юга на север? Отдельный любопытный вопрос — чем именно занимались ученые в Эннисе? Никто толком не знает, поскольку исследователи вели себя как отшельники и не поддерживали никакой связи с внешним миром.
Открывает четвертый сезон цитата из некого Ильдрэ Кастэня: «Ибо мы не знаем, какие звери снятся ночи, когда часы ее становятся так долги, что даже Бог не в силах бодрствовать». Кастэнь — главный герой рассказа «Реставратор репутаций», входящего в цикл Роберта Чемберса «Король в желтом». Каркоза, таинственные знаки и культ, о которых мы много слышали в первом сезоне, пришли к Нику Пиццолатто из произведений Чемберса. На самом деле открывающую «Страну ночи» фразу придумала Исса Лопес. Вполне возможно, что мексиканский автор просто подогревает интерес к продолжению, заигрывая с хорошо знакомыми именами и символами, но не исключено, что четвертый сезон является прямым продолжением первого.
По первым эпизодам «Страну ночи» трудно назвать революционным проектом. Дебютный сезон «Настоящего детектива» любим многими в том числе потому, что не был похож ни на что другое. Пиццолатто и режиссер Кэри Фукунага переворачивали традиции триллера о поиске маньяка, нагоняя жути хорроров и добавляя разговоров из авторских психологических драм. «Страна ночи» напоминает и скандинавский нуар («Фортитьюд»), и ледяной хоррор в духе «Нечто» или «Террора», и весьма стандартный полицейский процедурал, но с мистикой. Не обходит стороной сериал социально значимые темы — истребление коренного населения Аляски и бездумное использование природных ресурсов. Одним из основных работодателей Энниса является шахта. Владельцы предприятия вполне могут считаться хозяевами города, власти их не трогают, хотя вода из кранов зачастую течет черная, а случаи рождения мертвых младенцев увеличиваются в геометрической прогрессии. Любопытно, получится ли у Лопес в финале достойно распутать клубок из мистики и социальной драмы.
Пусть «Страна ночи» не поражает воображение, а гендерный разворот в расследовании подан местами топорно, это всё равно увлекательный и атмосферный триллер. В каждом эпизоде открываются новые подробности загадочных происшествий в Эннисе, Дэнверс и Наварро находят пугающие улики — сюжет не провисает ни на минуту, и в жуткий мир Аляски погружаешься с головой. Конечно, стоит отметить продакшен HBO. Даже на начальных титрах с bury a friend Билли Айлиш становится понятно, что продукт дорогой и продуманный. Повторения первого сезона мы не получаем, но Аляска — место чарующей красоты и, по-видимому, древнего зла. Снова вроде бы банальное убийство разрастается до масштабов битвы тьмы и света, а на кону чуть ли не судьба человечества. «Настоящий детектив» — редкий проект, которому подобный пафос к лицу.