По моему хотенью: Как в кино выполняются запросы людей
В Okko вышли все эпизоды «Министерства Всего Хорошего» — сериала, в котором два загадочных управления исполняют человеческие желания: просьбами добрых людей занимаются наивные сотрудники Министерства Всего Хорошего, а над злыми запросами тщательно трудятся перфекционисты из Министерства Всего Плохого. Старшеклассница Алёна в исполнении Елизаветы Ищенко не хочет, чтобы распадалась ее семья. Желанием начинает заниматься молодой ангел Едва. Предлагаем вспомнить, как в разных фильмах выполняются человеческие запросы.
Волшебные превращения
Один из самых популярных сюжетов, связанных с невероятными желаниями, — это волшебное превращение героя. Как правило, дети в этих фильмах хотят поскорее вырасти, а взрослые мечтают поменяться телами с кем-то более успешным, привлекательным или знаменитым. Вспоминается ненасытная старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»: «Уж не хочет быть она крестьянкой, хочет быть столбовою дворянкой». Конечно, все помнят, что добром такие запросы заканчиваются редко.
В кино тема чудодейственного взросления обрела популярность в конце 1980-х — десятилетия, пропитанного духом подросткового бунта. За несколько лет вышли комедии «Каков отец, таков и сын», «Из 14 в 30», «Снова 18!» и «Большой» — фильм, после которого молодой Том Хэнкс проснулся знаменитым. По сюжету 13-летний Джош Баскин страдает от типичных подростковых комплексов, в том числе недостаточно высокого роста, из-за которого мальчика не пустили на аттракцион в парке развлечений. Расстроенный Джош находит старинный игровой автомат Золтар (обязательный в таких сюжетах волшебный помощник), который якобы умеет предсказывать судьбу и исполнять желания. Скормив чудо-машине монетку, мальчик загадал проснуться большим.
Как это часто бывает с желаниями, волшебное взросление принесло Джошу больше проблем, чем радости. Правда, репетиция совершеннолетней жизни все-таки увенчалась успехом, но способствовали этому не рост или размер ноги, а характер героя. Даже «взрослые» достижения, такие как пост вице-президента в «Игрушках МакМиллана» и роман с красавицей Сьюзен, вызваны детской непосредственностью Джоша (и знаменитым танцем на напольном пианино).
У Дженны Ринк, ровесницы Джоша Баскина и главной героини комедии «Из 13 в 30», старинного игрового автомата не было. Зато влюбленный одноклассник Мэтти подарил девочке волшебную пыльцу, благодаря которой Дженна проснулась в теле Дженнифер Гарнер в роскошной квартире на Пятой авеню. Создатели ромкома серьезно отнеслись к загаданному героиней желанию поскорее вырасти: в будущее перенеслась не только Дженна, но и мир вокруг. За 17 лет, пролетевшие для девочки как одно мгновенье, многое изменилось: жестокая одноклассница стала лучшей подругой, а Мэтти разочаровался в Дженне и собирается жениться на другой.
В отличие от героя Хэнкса, который увеличился в размере, но не изменился внутри, 30-летняя Дженна с ужасом узнает о недостатках своей взрослой сущности. Мало того, что героиня выросла эгоистичной и завистливой, она еще и ворует чужие бизнес-идеи! К счастью, Вселенная дарит Дженне шанс вернуться в детство и направить жизнь в верное русло.
«Хорошо там, где нас нет» — с этой мыслью можно загадать желание о путевке в Италию или долгожданном ремонте, но в кино случаются запросы посерьезнее. В разудалой комедии «Хочу как ты» герои Райана Рейнольдса и Джейсона Бейтмана в буквальном смысле меняются телами, а также подругами, женами и детьми. Абсурдный сюжет, в котором Рейнольдс учится кормить младенцев, а Бейтман играет в бабника, придумали сценаристы «Мальчишника в Вегасе» Джон Лукас и Скотт Мур. В качестве волшебного помощника в комедии используется фонтан, который после магического превращения, естественно, переезжает на новое место. Предсказуемый и забавный фильм в очередной раз напоминает, что зависть — чувство бесполезное, ведь никогда знаешь, что на самом деле происходит в чужой голове.
Суперспособности
Недовольство собственной жизнью — наверное, самый распространенный повод для необдуманных запросов во Вселенную. Герой Джима Керри в «Брюсе Всемогущем» обижен на весь мир, а Бога и вовсе обвиняет в халатном отношении к работе. Брюс Нолан подсиживает руководство небесной канцелярии и получает право самостоятельно распоряжаться высшими силами. Трудно понять мотивацию Бога, решившего вверить бразды правления Вселенной озлобленному неудачнику. Однако пути Господа неисповедимы, и Брюс со свойственным герою эгоизмом начинает совершать одну глупость за другой.
Сперва кажется нелепым, что получивший безграничные возможности человек вместо спасения утопающих бросается увеличивать грудь своей девушки и приучать собаку к унитазу. Однако со временем Брюс осознает ответственность перед людьми, которые изо дня в день обращаются к нему в молитвах (у них, под стать новоявленному Богу, предел мечтаний — выиграть в лотерею). Но главное озарение Брюса еще впереди — к концу фильма герой наконец понимает, что для помощи другим ему вообще не нужны божественные способности.
Примерно к такому же выводу приходит герой Адама Сэндлера в драмеди «Клик: С пультом по жизни». Получив от ангела смерти по имени Морти волшебный пульт, архитектор-неудачник Майкл Ньюман в буквальном смысле проматывает свою жизнь, пытаясь отыскать в ней счастливые моменты. Разумеется, ничем хорошим такое вопиющее нарушение законов мироздания не оборачивается, и Майклу, как и всем вышеперечисленным горе-волшебникам, даруется второй шанс.
Почувствовать себя Богом можно и без волшебного пульта: в трагикомедии «Руби Спаркс» альтер эго Всевышнего становится герой Пола Дано, управляющий возлюбленной при помощи рукописи. Создавая на бумаге девушку мечты, молодой писатель Кэлвин никак не ожидал, что героиня оживет и уже на следующее утро будет готовить ему завтрак на кухне.
Увы, суперспособность и здесь обернулась неприятностями: принуждение человека действовать против воли превращает его в марионетку. Кэлвин — жестокий манипулятор, который только к финалу осознал, что натворил. Разумеется, в отличие от реальной жизни, герой-абьюзер получает второй шанс и завоевывает Руби уже без печатной машинки.
Чудеса наяву
Отдельная категория фильмов об исполнении желаний — это экранизации сказок. Если Брюс Нолан или Джош Баскин отправляют запрос во Вселенную, не особо рассчитывая на результат, то Емеля и Аладдин изначально настроены на успех. Как правило, главными героями таких сказок становятся не нытики и неудачники, а уверенные в себе хулиганы. Место волшебного помощника занимают уже не условные предметы, а живые существа: джинны, говорящие рыбки или скрюченные старцы. Их задача — не столько выполнять желания, сколько взывать к здравому смыслу главного героя и помогать ему расставлять приоритеты в жизни.
В постмодернистской экранизации русской народной сказки «По щучьему велению» говорящая рыбка, она же заколдованная красавица Василиса, постоянно критикует персонажа Никиты Кологривого, и не зря. Емеля ленивый и избалованный, он даже щуку не ловил голыми руками, как в оригинальной сказке, — чудо-рыба сама запрыгнула в кадку. Никаких жалоб на жизнь у парня нет: лежит на печи, катается с горки, периодически пытается обмануть слепого отца-кузнеца. На бестолковые желания хвастливого героя Василиса закатывает глаза и объясняет Емеле, что нужно мыслить шире. В результате именно помощь и любовь заколдованной красавицы приносят Емеле счастье.
Еще один любитель халявных желаний — всем знакомый Аладдин, недавно обновленный студией Disney в полнометражной феерии Гая Ричи. Не такой ленивый, как Емеля, уличный воришка из Аграбы превосходит нашего соотечественника в тщеславии. Впрочем, желания Аладдина — последнее, на что стоит обращать внимание в мюзикле Ричи. На первый план выходят мечты и амбиции тех, кому не досталась заветная лампа. Уставшая от сексистских комментариев Жасмин грезит о политике, завистливый Джафар жаждет сжечь город дотла, Джинн в перерывах между плясками мечтает о свободе, а пожилой султан просто хочет, чтобы его оставили в покое. В финале, само собой, сбудутся только добрые желания.
В очередной раз кино учит зрителей, что даже все Золтары, щуки и волшебные лампы мира не принесут того счастья, которое человек может создать сам, а еще лучше — подарить его близким. Да и Министерство Всего Хорошего, увы, не каждый раз может прийти на помощь.