Песни со звездами: Еще 10 внезапных музыкальных сцен
Хорошо, когда поют в мюзикле или советском кино. Но еще интереснее, когда пение актеров как бы застигает нас врасплох, и фильм вдруг получает новое измерение. Они поют самозабвенно или стесняясь, лучше нас или уморительно плохо, но никогда не покидают образ. Вот очередная часть нашего хит-парада. Если еще не успели прочитать, советуем начать с первого выпуска чарта.
Майк Бейли и компания — Wild World («Молокососы», 2007)
Первый сезон сериала, из которого вышли почти все сегодняшние проекты о «трудном» возрасте и познании секса, заканчивался на минорной ноте. Главный герой Тони (Николас Холт) попадает под машину. Его скорбно бредущий по улице друг Сид (Майк Бейли) внезапно начинает петь старый хит Кэта Стивенса, а затем подхватывают и остальные, включая впавшего в кому Тони. Подростковая драма на несколько минут превращается в мюзикл, что было в высшей степени необычно для 2007 года. Зато и запоминается финал навсегда: грустная песня о расставании звучит в таком виде отчасти иронически, и это естественно для британского кино. В «Молокососах», кстати, играл (и подпевал) Дев Патель, будущая звезда «Миллионера из трущоб» Дэнни Бойла, который также завершается внезапным музыкальным номером в духе осовремененного Болливуда.
Эд Оксенбульд — Epilogue theme ( «Визит», 2015 )
М. Найт Шьямалан сделал неожиданные финалы своей визитной карточкой. Другое дело, что по-настоящему удивить или напугать ими у режиссера получается не так часто, как хотелось бы. «Визит» в свое время прервал долгую полосу кинематографических неудач Шьямалана и снова привлек к нему внимание зрителей. Это инди-хоррор в жанре found footage: двое подростков, брат и сестра, фиксируют на камеру свое пребывание в гостях у бабушки с дедушкой, которые ведут себя всё более и более странно. После действительно ошарашивающего твиста и относительно счастливой концовки следует внезапный рэп: младший брат Тайлер (Эд Оксенбульд) речитативом пересказывает в юмористической манере историю его с сестрой злоключений. Получается нечто среднее между флексом и кринжем, но сам жанр такого краткого пересказа наследует еще средневековой драме. Также можно вспомнить песню группы «Уматурман», пересказывающую сюжет «Ночного дозора» в титрах фильма.
Федор Дунаевский, Инна Чурикова — «Трава у дома» ( «Курьер», 1986 )
Герой Федора Дунаевского поет в этой классике перестроечного молодежного кино неоднократно. Например, издевательски исполняет на застолье у родителей своей подруги романс «Соловей». А вот дуэт персонажа с его матерью в исполнении Инны Чуриковой вышел по-настоящему трогательным. Иван наигрывает на гитаре, мама спонтанно присоединяется к нему: поют хит, известный всем родителям и детям Советского Союза. Слова про одиночество человека в космосе на пару минут сближают двоих, ранее отдалявшихся друг от друга. Это одна из сцен, которая наполняет теплотой фильм, так много говорящий о потерях молодости.
Антуан-Оливье Пилон — Vivo per lei ( «Мамочка», 2014 )
У мамы и сына из фильма, прославившего Ксавье Долана, также есть дуэт: точнее, они подпевают песне Селин Дион с пророческим названием On ne change pas («Мы не меняемся»). Но пронзительнее выход юноши по имени Стив (Антуан-Оливье Пилон) к микрофону в караоке с попыткой исполнить номер Андреа Бочелли Vivo per lei («Живу для нее»). Под этот трек становится ясно, что мать, в любви к которой хочет признаться Стив, холодна к нему. Расстроенный парень фальшивит, голос дрожит, его высмеивают выпившие посетители, и заканчивается всё плохо. Но этот момент остается: попытка взять невозможную ноту, проход на сцену, как на расстрел, отчаянный жест в никуда — метафора всего взросления.
Джесси Айзенберг — Hey You ( «Кальмар и кит», 2005 )
Герой этой картины по имени Уолт в исполнении Джесси Айзенберга тоже по-своему справляется с трудностями роста. Его родители разводятся, и подросток мечтает о внимании — а также о большом таланте, который раз и навсегда выделил бы его среди прочих. Идея настолько навязчива, что Уолт решается на плагиат. Он разучивает песню Hey You группы Pink Floyd и исполняет перед родителями, а затем перед всей школой, выдав за свою. Удивительно, как мощная рок-баллада превращается стараниями Айзенберга в почти что бардовскую песню для посиделок у костра. Еще удивительнее, что обман Уолта раскрыли не сразу: сперва никто в школе не опознал хит с альбома The Wall, и юноша получил награду. А потом уже — принудительное посещение психолога. И смех, и грех. Кстати, другой фильм Ноа Баумбака уже появлялся в предыдущей нашей подборке: Адам Драйвер выдает куда более мощное исполнение в «Брачной истории», также посвященной грустной теме развода.
Джим Керри — Hey Pachuco ( «Маска», 1994 )
Еще один уже постоянный участник рубрики: Джим Керри надевает волшебную маску, чтобы навести шороху и покорить Бродвей. Точнее, хотя бы ту улицу, на которой он оказался после ограбления банка. Окруженный полицией герой использует волшебные силы маски и устраивает шоу. Зажигательной латиноамериканской песенке Hey Pachuco, также известной как «Кубинский Пит», подпевают против воли даже полицейские. Это безукоризненно поставленный танцевальный и музыкальный номер: спасибо как самому Джиму, так и авторам оригинала, ансамблю Royal Crown Revue. Керри, как известно, поет вообще-то неплохо, но не может делать это всерьез. Как и в случае с Somebody To Love, это исполнение заставляет улыбаться до ушей, пританцовывая.
Николас Кейдж — Love Me ( «Дикие сердцем», 1990 )
Если кто и может быть ярче Джима Керри, так это единственный в своем роде Николас Кейдж. Который, увы, лишь раз снялся в фильме столь же неповторимого Дэвида Линча. Пение вообще играет не последнюю роль в картинах американского сюрреалиста, вспомнить хоть исполнение испанской версии Crying Роя Орбисона в театре «Силенсио» из «Малхолланд Драйв». Но выход Кейджа в «Диких сердцем» пробьет на слезу с большей вероятностью. Конечно, ничего не предвещало этого пения: герой преподает урок хулигану на концерте метал-группы Powermad, а затем прямо посреди зала исполняет серенаду своей подруге (Лора Дёрн). Кейдж в пиджаке из змеиной кожи выдает проникновенную версию Love Me Элвиса Пресли, причем волосатые металхеды из группы начинают ему аккомпанировать. Это забавно, но трогательно. Кстати, в следующей сцене продолжается разговор о музыке, где персонаж Кейджа сообщает, что споет Love Me Tender того же Элвиса только будущей супруге. И, конечно, в конце он так и сделает, не сомневайтесь!
Дорис Дэй — Que Sera, Sera ( «Человек, который слишком много знал», 1956 )
Сейчас эту песню узнают, пожалуй, все, но не все вспомнят первое исполнение. Que Sera, Sera («Что будет, то будет») была написана Джеем Ливингстоном и Джеем Эвансом специально для фильма Альфреда Хичкока — авторемейка его же картины 1934 года. Исполняет ее Дорис Дэй, сыгравшая главную героиню, певицу Джо МакКенну. Авторы получили за песню о фатализме и любви «Оскар», а Дэй потом записала ее альбомную версию. Как и следует ожидать от Хичкока, Que Sera, Sera используется в фильме функционально. Героиня поет на приеме в посольстве, где, как известно ей с мужем, похитители удерживают их сына. Мальчик узнает голос матери и подает сигнал, просвистев ту же мелодию. Музыка и саспенс! Всего этого в детективном триллере Хичкока хоть отбавляй, включая кульминацию под 12-минутную кантату Артура Бенджамина (с доработкой Бернарда Херрманна) «Грозовые облака», во время которой персонажи не произносят ни слова.
Майкл Джетер — Rose’s Turn ( «Король-рыбак», 1991 )
Традиционно добавим трэша. Много необычного и оригинального есть в фильме Терри Гиллиама, но на пару минут характерный актер Майкл Джетер становится подлинной звездой представления, затмив и Джеффа Бриджеса, и Робина Уильямса. Он играет бездомного кабаре-певца и трансвестита, нанятого героем Бриджеса. Хитрый план состоит в том, чтобы заманить Лидию (Аманда Пламмер), в которую тайно влюблен Перри (Уильямс), на место, где те могут встретиться. Поэтому певец должен сымитировать поздравление победительнице акции от видеопроката — и Лидия явится в магазин. Поздравлять девушку усатый персонаж Джетера отправляется в платье и на каблуках прямо в ее офис. Где, вскочив перед ошарашенными клерками на стол и задрав подол, выдает песню Rose’s Turn из мюзикла «Цыганка» Стивена Сондхайма. Только слова переиначены под Лидию и видеопрокат. Во время этого страстного номера ни персонажи, ни зрители не проронят ни звука, это уж точно. Кстати, сцена была импровизацией Джетера, а песню из мюзикла он взял, пользуясь личной дружбой с Сондхаймом.
Одри Хепберн — Moon River ( «Завтрак у Тиффани», 1961 )
Завершим хит-парад еще одной классикой: кто не видел и не слышал Одри Хепберн, мурлыкающую великую песню в экранизации повести Трумена Капоте? Пожалуй, эта сцена и слова передают дух оригинала сильнее, чем сам фильм Блейка Эдвардса. Впрочем, фильм замечательный. Герой Джорджа Пеппарда, писатель, свешивается из окна, чтобы увидеть на подоконнике этажом ниже свою беспокойную соседку Холли Голайтли. Ее руки сжимают гитару, взгляд устремлен вдаль. Она поет о путешествии с закадычным («черничным») другом в дальние дали, на другой конец радуги. И сразу мужчина смотрит на женщину иначе, а мы переносимся из условно-реалистического пространства в романтическое. За песню композитор Генри Манчини и поэт Джонни Мерсер получили свой «Оскар», и с тех пор кто только ее не исполнял! А ведь сперва продюсеры хотели вовсе вырезать Moon River из картины, но не тут-то было: «хрупкая» Одри Хепберн ударила кулаком по столу и отстояла шедевр.