Первый в космосе: Режиссеру «Вызова» Климу Шипенко исполнилось 40 лет
Имя Клима Шипенко — одно из самых громких в современном отечественном кинематографе. Он удачно экранизировал бестселлер «Текст», снял популярную народную комедию «Холоп» и даже слетал в космос, где создал амбициозный «Вызов» с Юлией Пересильд. За 14-летнюю карьеру Шипенко доказал, что способен одинаково удачно работать в самых разных жанрах, от ромкома до триллера. Сегодня режиссер празднует 40-летие, и мы вспоминаем самые важные этапы его карьеры.
Учился в США, реализовался в России
Клим Шипенко родился в 1983 году в творческой московской семье. Его отец Алексей — известный театральный драматург, в 90-е годы эмигрировал в Германию. Клима воспитывала мама Валерия, работавшая в Останкино директором телепрограмм. В павильонах телецентра мальчик часто проводил время после школы. Сегодня режиссер в шутку называет себя «сыном останкинского полка».
Если в детстве Клим грезил о телевидении, то к 16 годам утвердился в желании изучать кинематограф. В старших классах он уехал в мировую столицу этого искусства — Лос-Анджелес, где окончил школу. Кинопроизводство парень изучал в Калифорнийском университете в Нортридже, а параллельно проходил актерские курсы.
Однако карьера за границей не сложилась — Клима тянуло рассказывать истории о постсоветском пространстве. В 2004 году он вернулся в Россию, начав работать на Первом канале режиссером передачи об автомобилях, а уже через пять лет вышел его полнометражный дебют.
Подражал Гаю Ричи и вдохновлялся газетными заметками
В 2009 году в рамках Московского кинофестиваля показывают дебют режиссера — криминальную драму «Непрощенные». Действие разворачивается в Севастополе, втором родном городе режиссера после Москвы, куда в юности он приезжал каждое лето.
Фильм рассказывает о группе авантюристов, решивших провернуть грязное дельце для властной «крестной мамы» (Татьяна Васильева). Сценарий был основан на реальных событиях, драматизм которых выкручен на максимум. Режиссер хотел снять «11 друзей Оушена» в знакомых отечественному зрителю реалиях. Получилось достаточно стильное подражание Голливуду, к сожалению, со слабым сценарием. Но после выхода картины стало понятно — у молодого режиссера есть вкус и отличное чувство жанра.
Год спустя Шипенко выпустил еще один фильм о Севастополе — драму «Кто я?» с Александром Яценко и Жанной Фриске. Сценарий родился из небольшой газетной заметки о парне с амнезией, найденном на вокзале. Историю режиссер мастерски раскрутил в захватывающий детектив с нелинейным повествованием и неожиданным финалом.
Помог нам снова полюбить космос
В 2017 году вышел первый фильм Клима Шипенко о космическом пространстве, «Салют-7». В нем идет речь о реальной рискованной миссии советских космонавтов в исполнении Владимира Вдовиченкова и Павла Деревянко. Их цель — спасение орбитальной станции и чести родной космонавтики. Снятую в павильоне драму неоднократно сравнивали с «Гравитацией» Альфонсо Куарона, и не зря. При бюджете всего в 400 миллионов рублей Шипенко удалось вывести отечественные истории про космос на новый уровень — визуал не стыдно сравнить с голливудским фильмом. Драма получила несколько наград, в том числе «Нику» за лучшую операторскую работу. К тому же сценаристам Наталье Меркуловой и Алексею Чупову удалось рассказать историю о настоящем подвиге без излишнего пафоса, показав советских космонавтов обычными людьми, оказавшимися в непростых обстоятельствах.
В 2023 году в прокат вышел фильм Клима Шипенко «Вызов» — беспрецедентный фильм в истории мирового кино. Режиссер и актриса Юлия Пересильд отправились на настоящую космическую станцию, где жили и снимались бок о бок с космонавтами. Шипенко проявил себя как настоящий профессионал — он самостоятельно снимал все сцены на МКС и, по сути, заменил собой целую съемочную команду.
В итоге от истории о том, как Пересильд в роли хирурга отправляется спасать жизнь человека в безвоздушном пространстве, оторваться невозможно, хоть она и идет три часа. Не менее интересно и захватывающе смотрится и документальный сериал о съемках хита в космосе.
Подарил народную комедию в лучших традициях советского кино
В декабре 2019 года вышла комедия «Холоп», уже вошедшая в историю отечественного кино как самый кассовый фильм — сборы в кинотреатрах составили более трех миллиардов рублей и были побиты лишь «Чебурашкой» в 2023-м.
«Шоу Трумана» по-русски о мажоре, которого перевоспитывают, создав симуляцию царской России, сравнивают с шедеврами Гайдая и Рязанова. У фильма и правда есть все главные составляющие хита: узнаваемые актеры, стильный средневековый сеттинг (сложно не вспомнить «Ивана Васильевича»), запоминающийся саундтрек, мораль и, главное, юмор.
Честно рассказал о современной России и нашей зависимости от гаджетов
В 2019 году вышел еще один успешный фильм Шипенко, экранизация романа Дмитрия Глуховского (признан Министерством юстиции России иноагентом) «Текст» и полная противоположность развлекательного «Холопа». По слухам, за постановку драмы боролись известные продюсеры, в том числе, Тимур Бекмамбетов, который хотел превратить ее в свой любимый жанр — скринлайф.
В центре сюжета — простой парень Илья Горюнов с окраины Москвы (Александр Петров), которого отправили в колонию, подкинув наркотики. Вернувшись на волю, он мстит обидчику-полицейскому (Иван Янковский), отняв у него жизнь — в буквальном и в переносном смысле. Завладев телефоном офицера, герой начинает переписываться с его семьей и девушкой (Кристина Асмус), вступает в опасную криминальную игру и встает перед тяжелым моральным выбором.
Мрачная драма о беззаконии и бунте маленького человека стала настоящим срезом жизни современной России. Мистическим образом она перекликается с историей журналиста Ивана Голунова, почти что тезки главного героя. Возможно, поэтому Министерство культуры и Фонд кино отказали фильму в финансовой поддержке — продюсерам пришлось самостоятельно искать деньги на съемки. В итоге при бюджете в 75 миллионов рублей в прокате драма собрала более 350 миллионов.
Рассказывая эту историю, режиссер избегал компромиссов: картина славится обилием ненормативной лексики и одной из самых откровенных постельных сцен в истории российского кино, которую обсуждал весь рунет. Хотя за участие в ней актриса Кристина Асмус получила волну осуждения онлайн, роль стала для нее одной из ключевых в карьере.
Показал банальность зла и стал российским Ридли Скоттом
Хотя Шипенко работает в разных жанрах, в его фильмах прослеживаются общие мотивы. Главные герои часто соблазняются богатством, которое дается им слишком легко. В «Тексте» это происходит с молодым офицером ФСИН, которого опьяняет и развращает власть. В драме «Как поднять миллион. Исповедь Z@drota»— и вовсе с обычным старшеклассником, а в «Холопе» — с типичным представителем столичной золотой молодежи. Сами по себе эти персонажи не плохи и не хороши — они обычные и даже обаятельные люди, зацикленные на собственном благополучии и поддавшиеся соблазнам.
Говоря о фирменном стиле Шипенко, можно вспомнить голливудского мастера Ридли Скотта — он тоже успешно работает в разных жанрах. Не зря Шипенко получил образование в США, где научился идеально подстраивать историю под впечатляющую героическую эпопею, попкорн-боевик или легкое кино выходного дня. При этом отечественный режиссер сохранил крепкую связь с корнями и способность использовать российский контекст в качестве базы для сюжета. Если его первые фильмы и смотрятся как подражание Западу, то поздние сохраняют уникальность при международном уровне кинопроизводства.
Доказал, что можно снимать крутое кино как с поддержкой государства, так и без
Удивительно, но факт: Клим Шипенко умудрился снять большие кассовые проекты без поддержки Фонда кино. Фильмы «Текст» и «Холоп» финансировались продюсерской компанией Yellow, Black and White и более чем оправдали кассовые ожидания.
В случае Шипенко встретились две натуры: настоящий автор, уверенный в своем предназначении, и отлично чувствующий тренды продюсер. Нам, зрителям, остается ждать новых картин режиссера — уверены, получится что-то интересное.