Первые впечатления о неоднозначном сериале «Гостья» с Дашей Верещагиной
На фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон» были показаны два эпизода любопытного, но неровного сериала «Гостья». Дата релиза проекта на «Иви» пока не объявлена. Главные роли исполняют Даша Верещагина и Ирина Пегова. Это история появления в жизни одинокой жительницы Москвы средних лет таинственной девушки, то ли инопланетянки, то ли жертвы странного воспитания. Рассказываем, как сериал совмещает фантастический сюжет и реалистичную драму.
В Калуге при загадочных обстоятельствах погибает астроном Никольский. То ли он покончил с собой, то ли ему помогли отойти в мир иной. Вместе с ним жила дочь, которую он ото всех скрывал. Но почему? Информации о девочке совсем мало. За загадочное дело берется следователь Андрей (Денис Прытков). Постепенно он находит хоть какие-то свидетельства совместной и весьма уединенной жизни отца и дочери. В это же время в Москве объявляется 18-летняя Марина (Даша Верещагина). Она поселяется у одинокой женщины средних лет по имени Зоя (Ирина Пегова), которую только что выгнали с работы богатые хозяева. Дама трудилась домработницей в загородном коттедже. Марина и Зоя начинают жить вместе, хотя они только что познакомились. Девушка ведёт себя странновато: парня у нее никогда не было, краситься не умеет, плавать тоже, учится соблазнять мужчин. Зато Марина, кажется, обладает какими-то странными способностями — лампочки вокруг нее то мигают, то лопаются. Девушка временно устраивается в придорожном кафе официанткой, чтобы платить Зое за комнату. А еще она готова отомстить всем, кто обидел ее подругу постарше.
Сериал снял режиссер Иван Петухов, автор хоррора о домашнем насилии «Сестры» и забавного короткометражного мокьюментари «Где второй носок?». За сценарий отвечала Настя Кузнецова («Вика-ураган» и «Асфальтовое солнце»). На первый взгляд шоу кажется простоватой версией «Очень странных дел» — девочка с необычными талантами сбегает от отца-ученого. Только Марина старше Одиннадцати, а попалась на ее пути не компания мальчишек, а одинокая москвичка. Правда, кажется, своей пугающей Изнанки тут не будет. Верещагина второй раз за год после «Сто лет тому вперед» предстает гостьей из иных миров. И актриса совершенно органична в этом образе, но в семейной фантастике по Киру Булычёву было понятнее, кто ее героиня и какие задачи стоят перед Верещагиной.
Где-то на заднем плане кухонных разговоров почти дочки и матери о женской доле звучит Татьяна Буланова. Зоя зажигательно танцует, а Марина наблюдает и смеется, словно никогда прежде ничего подобного не видела. Женщина средних лет трагически одинока и с тоской говорит о дальнейших жизненных перспективах, словно бы всё лучшее уже позади. Зоя не задает лишних вопросов, а принимает Марину со всеми ее причудами. Заботится хозяйка жилплощади о новой квартирантке, как о потерявшемся котенке или щенке. И в двух первых эпизодах интереснее всего следить за динамикой отношений двух женщин разных лет. И приятельницы, и мать с дочерью. Полные противоположности, которые легко притянулись друг к другу.
На пути что Зои, что Марины попадаются исключительно скользкие мужчины. На девушку помладше заглядываются вообще все окружающие, в том числе бывший работодатель Зои (Сергей Гилёв). Бывшая домработница продолжает общаться с бывшим мужем (Алексей Розин), тоже малоприятный тип. Кажется, их семья разрушилась после общего горя, но поддержки от супруга не дождешься. На первый взгляд приличным видится только следователь, который медленно, но верно приближается к правде о смерти астронома и исчезновении его дочери. Кажется, в практике Андрея столь сложных и интересных дел прежде не было.
У Марины неожиданно отыскивается целый список мужчин, которым нужно жестоко отомстить, так что девушка немножко превращается в героиню Скарлетт Йоханссон из шедевра Джонатана Глейзера «Побудь в моей шкуре». Правда, отечественная инопланетянка (уж точно потенциальная) чуть более эмоциональная. Зато, разумеется, российский сериал сильно уступает британскому фильму по визуальному ряду и изобретательности.
Пожалуй, главная проблема «Гостьи» в чудаковатых перескоках между жанрами. Здесь вроде бы есть и реалистичная драма о женских бедах и домашнем насилии, и смутная фантастика, и ряд комедийных эпизодов. Хотя по отдельности сцены смотрятся вполне сносно (если периодически закрывать уши на не всегда удачных диалогах), в единое целое они никак не складываются. Трудно представить, в какую сторону повернет история, и в случае с «Гостьей» это не плюс.