«Оскар-2022»: Лучший оригинальный саундтрек
Можно ли надеяться на сюрпризы и неожиданные повороты в номинации на лучший саундтрек? Скорее всего, нет — победу Хансу Циммеру предрекают практически все аналитики и букмекеры. Однако, кроме него, в этой категории представлены еще четыре прекрасных композитора — рассказываем подробно про каждую из номинированных работ.
## Ханс Циммер: «Дюна»С 2010 года «Оскар» и «Золотой глобус» всего 3 раза не совпадали в номинации «Лучший саундтрек» — и январская победа Ханса Циммера повышает его шансы и на статуэтку от Киноакадемии. Удивительно, что один из самых известных кинокомпозиторов претендует всего лишь на второй свой «Оскар» — причем первый он получил за «Короля Льва».
С одной стороны, сложно придумать более непохожий на «Дюну» саундтрек, с другой, в этих фильмах есть и схожие черты. Если в 1994-м композитор ориентировался в том числе на африканскую музыку, то здесь, в полном соответствии с вдохновленной исламом «Дюной», он обращается к Ближнему Востоку и Северной Африке — впрочем, с переменным успехом. Критики считают, что и режиссер Вильнев, и композитор Циммер освобождают сложную историю Фрэнка Херберта от влияний, связанных с восточной культурой, низводя их до эстетических элементов. Циммер же предполагает смотреть на свой саундтрек шире, в качестве источников вдохновения называя Индию, Южную Америку и джаз.
Как бы то ни было, саундтрек к «Дюне» и правда кажется чем-то новым в творчестве заслуженного мэтра — здесь ему будто бы удалось объединить и уход в сторону саунд-дизайна, наиболее ярко это заметно в «Темном рыцаре», и интерес к другим культурам, в первую очередь здесь проявляющийся в перкуссии и напряженном, не дающем расслабиться хоре. Получилось ли у Циммера сделать по-настоящему постколониальный саундтрек — вопрос, но ему определенно удалось сделать что-то, не похожее на его прежнее творчество.
Николас Брителл: «Не смотри наверх»
Если же Киноакадемия решит отличиться от «Золотого глобуса», то их выбор, скорее всего, падет на Николаса Брителла, которого по-хорошему стоило наградить еще за его первую номинацию. Саундтрек к фильму «Лунному свету» Барри Дженкинса поражал тем, как в нем сочетаются классические инструменты и любовь к хип-хоп технике обработки звука chopped’n’screwed.
Лучшие композиции Брителла наполнены отсылками к самой разнообразной и неожиданной музыке. К тому же он тонко чувствует настроение фильма или сериала. Помимо «Лунного света», так можно сказать про музыку, которую композитор написал к «Наследникам». Продюсер этого успешного сериала HBO, Адам Маккей, работает с Брителлом со времен «Игры на понижение», рассказа об экономическом кризисе 2008 года. И для их нового совместного фильма «Не смотри наверх» — сатирической комедии о падении на Землю кометы, композитор решил применить сразу несколько любимых приемов. Тут и ненавязчивая электроника, и брасс-оркестр, и поп-песни — всё это погружает в мир недалекого будущего на раз-два.
Брителл играет на детском синтезаторе, пишет музыку для презентаций стартапа и удержания звонка — и всё это проделывает играючи и с блеском. Впрочем, от игры до серьезности один шаг: буквально во всем, что звучит в «Не смотри наверх», чувствуется тревога и напряжение — как говорит Брителл, именно этого от него и добивался Маккей.
Альберто Иглесиас: «Параллельные матери»
Несмотря на то, что уже очень много лет Альберто Иглесиас работает с Педро Альмодоваром, его четвертая номинация на «Оскар» (за фильм «Параллельные матери») — первая за работу с испанским режиссером. А ведь свои лучшие работы Иглесиас сделал именно с ним — и наконец это решили отметить и в Америке.
В победу Иглесиаса над Циммером и Брителлом не верится как раз из-за того, что премию вручают в Америке — последний раз европейский композитор получил статуэтку за саундтрек к европейскому же фильму 10 лет назад, когда Людовик Бурс получил «Оскара» за «Артиста», безоговорочно зрительское, влюбляющее в себя кино (к тому же непредставимое без музыки). У Иглесиаса работа куда более тонкая — если Альмодовар в своем фильме попробовал соединить несколько банальную мелодраматическую историю с неожиданным и мощным высказыванием об исторической памяти, то Иглесиас противопоставил лиричной музыке, сравнимой с некоторыми работами Микаэла Таривердиева, классическую для себя музыку драматичную, напоминающую о любимце Иглесиаса и частом соавторе Хичкока, Бернарде Херрмане.
И тем не менее, «Оскар» в последние пару лет берет курс на то, чтобы замечать кино, снятое не на английском, но при этом понятное и самой широкой аудитории. Музыка Иглесиаса, хоть и основана частично на испанской традиции, будет хорошо понятна любому — поэтому шансы композитора на победу точно не стоит считать нулевыми. Впрочем, поражение его точно не расстроит, ведь у него уже есть 11 статуэток «Гойя» от родной испанской киноакадемии.
Джонни Гринвуд: «Власть пса»
В этом году номинация на лучший саундтрек к фильму почти полностью состоят из тех, у кого уже было несколько номинаций на «Оскар», и того, кто давно его не получал (то есть Ханса Циммера). Гитарист Radiohead и прекрасный кинокомпозитор Джонни Гринвуд — не исключение: это его вторая номинация на статуэтку.
Номинация Гринвуда совсем не стала сюрпризом: скорее было интересно, за что же его номинируют — ведь в прошлом году у него вышло целых 3 достойных статуэтки саундтрека. И если в «Лакричной пицце» Пола Томаса Андерсона чужие композиции несколько затмевают музыку Гринвуда, то в «Спенсере» Пабло Ларраина и «Власти пса» Джейн Кэмпион она выходит на первый план. Действие последнего разворачивается в декорациях вестерна, но уже в другую эпоху — в двадцатые годы прошлого века, поэтому Гринвуд, отталкиваясь от стереотипов саундтрека такого жанра, делает совсем не похожую на него музыку. Механическое пианино и валторна полностью меняют настроение музыки, добавляя в нее неуютные нотки, дополнительно раскрывая историю героя Бенедикта Камбербатча, полную тайн и раздрая.
Одна из отличительных особенностей саундтрека — банджо, которого там на самом деле нет: Гринвуд научился играть на виолончели так, что ее звук стал похож на банджо. И это не единственная хитрость композитора: в одной из композиций ему пришлось 50 раз самому сыграть мелодию на альте и виолончели, чтобы воссоздать звук струнного оркестра — и всё из-за работы в разгар пандемии.
Джермейн Франко: «Энканто»
Последний раз «Оскар» вручали анимационным фильмам два года подряд в 1994 и 1995 годах — примечательно, что именно тогда свою первую статуэтку получил нынешний фаворит Ханс Циммер. Именно поэтому, после прошлогоднего триумфа «Души», довольно сложно поверить в победу Джермейн Франко. А жаль! Ее саундтрек к «Энканто» выходит за пределы привычного музыкального оформления анимационного мюзикла.
Конечно, Франко не забывает использовать в своих композициях мотивы песен, написанных Лином-Мануэлем Мирандой и уже полюбившихся зрителям. Однако куда интереснее то, насколько сильно Франко погружается в музыкальную историю Колумбии, где происходит действие мультфильма: ей удается использовать в своей музыке элементы самых различных танцев и стилей этой страны — хоропо, бамбуко и многих других. В каком-то смысле саундтрек к «Энканто» —э то прямое противопоставление саундтреку «Дюны», ведь Франко с легкостью удается то, что не совсем удалось Циммеру: впитать в себя влияния того региона, на который композитору намекает сюжет, а также отнестись к нему максимально бережно.
Безусловно, популярность песен Лина-Мануэля Миранды несколько затмевает инструментальный саундтрек в «Энканто», но при внимательном прослушивании прекрасно заметно, с какой любовью к деталям создана музыка Франко. Именно это позволяет прочувствовать ее музыку — а также может заставить заинтересоваться музыкой Колумбии и других стран Латинской Америки.