Джейн Кэмпион, Кеннет Брана и Рюсукэ Хамагути: Критики о личных фаворитах и возможном победителе премии «Оскар-2022»
Уже в конце этой недели мы узнаем, кто же получит заветные золотые статуэтки американской киноакадемии — церемония вручения наград премии «Оскар» пройдет 27 марта. Мы узнали у российских кинокритиков, кто, по их мнению, в этом году получит награду в главной номинации «Лучший фильм» и за кого среди представленных картин они персонально болеют.
Тимур Алиев (Киноафиша, Кино ТВ)
Предположу, что «Оскар» в номинации «Лучший фильм» — на удивление многим экспертам и букмекерам — получит экранизация рассказа Харуки Мураками, «Сядь за руль моей машины» Рюсукэ Хамагути. Это чуткая и лирическая драма — со «скелетами в шкафу» у главных героев, театрализованной атмосферой и произведением Чехова — писателя и драматурга, весьма уважаемого на Западе по сей день. К тому же расстановка сил у фильма Хамагути, за который я и болею, похожа на номинации «Паразитов» — лучшие фильм, режиссер, сценарий (здесь адаптированный) и иностранный фильм. Получи лента японского режиссера «Оскар» — был бы уже второй лауреат американской киноакадемии, в котором говорят не на английском языке. Чем не повод в будущем задуматься о перемене системообразующих факторов существования этой премии? Если будущее в принципе будет у нас всех.
Сусанна Альперина (Российская газета)
Из десяти фильмов в номинации «Лучший фильм» я смотрела семь, поэтому говорю лишь о них. Думаю, что «Оскар» получит «Власть пса». «Оскар» любит «повернуть голову» в сторону конъюнктуры, а у фильма Кэмпион — при том, что он действительно очень сильный, — есть все необходимые компоненты, соответствующие сегодняшней повестке. Он снят женщиной, Джейн Кэмпион, признанным авторитетом в мире кино, фильмы которой любимы зрителями. Он вышел на Netflix, который сегодня влиятелен как никогда. Это экранизация романа-бестселлера. В фильме есть всё, что соответствует новым правилам «Оскара», даже непрозрачный намек на однополую любовь — поворот в сторону меньшинств. В картине затрагивается и тема абьюза, которая продолжает быть актуальной.
В преддверии «Оскара» исполнитель главной роли Бенедикт Камбербэтч вышел с украинским флагом на сцену кинофестиваля в Санта-Барбаре, обозначив свои политические взгляды. Думаю, этот поступок был не просто актом поддержки Украины, но и неким обращением к «Оскару». Что касается остальных фильмов — десятка в этом году сильная как никогда. Для меня лично три фильма впереди остальных. Во-первых, «Дюна», потому что это прорыв. Во-вторых, «Не смотрите наверх» оказался более чем актуальной, визионерской картиной. В-третьих, «CODA». Я была очарована этим фильмом во время премьеры на фестивале «Сандэнс». Это образец того, каким должно быть кино для людей любого возраста и для семьи.
Денис Виленкин (SRSLY)
Вероятным победителем видится «Власть пса», но праздник может испортить «CODA» с только что полученным призом от продюсерской гильдии PGA. Это важный прекурсор «Оскара». Сам я симпатизирую «Аллее кошмаров» и «Белфасту». Хотя в главной категории должны быть совсем другие фильмы: «Камон камон», «Аннетт», «Последняя дуэль», «Люди», «Не время умирать», «Рука Бога», «Голубой Байу» и «Холодный расчет».
Анастасия Гладильщикова (Профиль)
До недавнего времени была уверена, что победит «Власть пса», взявшая огромное количество наград в течение сезона. Но после того, как особенно важная для «Оскара» премия Гильдии продюсеров досталась фильму «CODA», возникло ощущение, что его лучшим и назовут. Тем более что и приз актерской гильдии за лучший ансамбль отдали ему. В любом случае хорошо, что появилась интрига — может быть, за счет этого и рейтинги церемонии, падающие все ниже и ниже, вырастут.
Не могу сказать, что за кого-то очень болею. В этом году для меня нет однозначного фаворита. «Власть пса» и «CODA» — крепкие работы, но, на мой вкус, чего-то в них не хватает. В принципе, буду рада победе меланхоличного Хамагути. Вряд ли это произойдет, но ведь попал же трехчасовой медленный фильм на японском языке в основную номинацию, так что чем черт не шутит! Обрадовалась бы и триумфу Пола Томаса Андерсона, чью «Лакричную пиццу» воспринимаю не как картину о взаимной любви, а как фильм о вынужденной необходимости героини согласиться на меньшее из зол. Но эмоционально мне сейчас ближе всего «Белфаст» с его центральной коллизией — уехать из родных мест, пожертвовав очень многим, или остаться, рискуя напрямую столкнуться с огромной опасностью.
Настасья Горбачевская (Film.ru, RussoRosso)
Если отключить фантазию и не оглядываться на актуальные события, которые могут скорректировать решение в сторону сатиры Адама МакКея, то скорее всего триумфатором церемонии 2022 года станет драма «Власть пса». Джейн Кэмпион вернула себя большому кино и зрителям спустя почти 12 лет творческого молчания (прерванного лишь сериалом «Вершина озера»), а заодно подарила Бенедикту Камбербэтчу роль, соразмерную таланту. Чувствительные к общественному климату академики вряд ли проигнорируют такой камбэк, хотя постановщицу можно считать победительницей и без подсчета титулов и статуэток. Кэмпион изменила киноиндустрию в начале 90-х, и «Власть пса» едва ли повторит прорыв «Пианино»: фактурно и идейно картина продолжает намеченную линию гендерного неравноправия, не открывая новых горизонтов. Впрочем, и этого уже не мало.
Вопреки холодному расчету, в этом году мне самозабвенно хочется болеть за мюзикл Стивена Спилберга. «Вестсайдская история» — картина категорически не современная, настолько, что сразу становится классикой, как и ее предшественница. Главный американский гуманист совершил очередной кинематографический подвиг при помощи удивительной лингвистики. Песни и танцы на экране возникают, когда не хватает слов, а языковой барьер мешает коммуникации. Во вселенной Спилберга музыка и пластика способны не только найти рифмы в сердцах юных влюбленных, но и остановить гражданскую войну на улицах города. «Вестсайдская история» ближе всех подобралась к совершенству в исполнении: безукоризненно красивая и ультимативно трагическая. Вполне возможно, мне сегодня особенно не хватает ослепительной сказки о вечной любви, которая спасет не только наши души, но и весь мир. Неужели этого недостаточно для победы не только на «Оскаре»?
Андрей Гореликов (Okko)
Гадания об «Оскаре» — традиционная ритуальная забава кинокритиков без особого прикладного смысла. Если побеждает фаворит, все остаются довольны собой. Если выбор академии оказывается компромиссным или сенсационным, можно написать еще некоторое количество текстов о том, что это могло бы значить. Между тем кризис «Оскара», современной киноиерархии и кинокритики (особенно в России) таков, что одними ритуалами с ним не справиться. Может победить неловкая драма взросления на фоне войны на окраине империи — «Белфаст» Кеннета Браны. Или «Дюна», что будет одним из последних триумфов эры гигантских студийных проектов и личным триумфов «заслужившего» Дени Вильнева. Наконец, есть хорошие шансы у «Власти пса», которая более-менее нравится всем и никого не оскорбит. Что касается «Лакричной пиццы» Андерсона, она представляется слишком тонкой, а «Не смотрите наверх», напротив, слишком прямолинейным, даже по оскаровским меркам.
Болеть, конечно, хочется за «Сядь за руль моей машины» Рюсукэ Хамагути. Это «деамериканизированный» вариант (в большей степени, чем «Паразиты»). Японское кино — в авангарде всей планеты, а «Дядя Ваня», цитатами из которого говорит театральный режиссер в фильме, — вечная классика и русский выбор. Но трудно представить третью по счету победу в гонке фильма от режиссера с азиатскими корнями (после Пон Джун-хо и Хлои Чжао), а также победу совершенно не массового кино (хотя и по рассказу народно любимого Харуки Мураками). И всё же победа именно этой картины в наибольшей степени подарила бы надежду на примиряющие и объединяющие возможности кино.
Кирилл Горячок (GQ)
Лучшим фильмом на грядущем «Оскаре» станет «Власть пса». Картина Джейн Кэмпион уже лидирует по количеству номинаций и за плечами имеет «Золотой глобус». Думаю, обойдется без сюрпризов. Важно, что это вестерн — главный американский жанр, который постоянно трансформируется внутри себя, схватывает на лету и перерабатывает актуальные вопросы современности. Кроме того, историю о репрессированной сексуальности и разлагающемся патриархальном мире поставила женщина. Кэмпион уже была в похожей оскаровской ситуации в 1994 году с картиной «Пианино». Но тогда статуэтка прошла мимо нее. В этом году, уверен, академия воздаст ей по заслугам и наградит, в частности, и в номинации «Лучший режиссер».
Если оставить «Власть пса» за скобками, то выбрать лучший фильм будет куда труднее — вариантов масса. Наиболее верным я бы назвал «Вестсайдскую историю», моего личного фаворита этого года. Мюзикл Стивена Спилберга возвращает утраченный голливудский стиль и рассказывает о любви и ненависти при помощи чистого киноязыка. Это ровно та форма высокого эскапизма, которую и предлагало когда-то американское кино. Академики должны быть в восторге.
Мари Григорян (Канобу)
Для меня «Оскар» давно больше об общественном резонансе и подсвечивании социальных тем — без оценки, просто такое ощущение у меня сложилось. Это даже профильных наград касается: если хотите следить за достижениями в режиссуре, есть премия Гильдии режиссеров и т.д. Поэтому и на фильмы-номинанты я смотрю, исходя из тем, новостной повестки и результатов смежных премий. Ставлю на «CODA» (особенно после премии Гильдии продюсеров Америки) или «Власть пса».
Традиционно не успела посмотреть все фильмы к премии, хотя обычно причины бывают менее радикальные, чем в этом году. Болею за «Власть пса» как за потрясающе тонкую и изящную режиссуру. Еще болею за «Вестсайдскую историю» во всех номинациях, где она представлена. Это один из немногих фильмов, который в кинотеатре заставил меня испытать море эмоций. Когда у тебя большая насмотренность, всегда ставишь за это фильму и команде жирный плюс. Кое-каких номинантов за неделю до премии я еще подсмотреть успею. Есть подозрение, что Хамагути («Сядь за руль моей машины») нарушит все планы по раздаче «Оскаров» в моей голове.
Ефим Гугнин (Film.ru)
Буду консервативен и предположу, что главную премию заберет «Власть пса» Джейн Кэмпион. В пользу этого говорят и результаты BAFTA, и оценки экспертов с букмекерами. Забавно выходит: второй год подряд «Оскар», вероятно, возьмет пасторальная драма о периферийной Америке от заслуженной инди-режиссерки, родившейся на другом от США конце света.
Лично я болею за «Аллею кошмаров». Знаю, что у нее нет ни единого шанса на победу в основной номинации, но это мой личный фаворит. Большое, сложно исполненное, дорогое авторское кино, которое сейчас под давлением блокбастеров и стриминговых сервисов стремительно вымирает. На этом «Оскаре» есть еще два таких фильма, и мне они тоже нравятся больше прочих номинантов: «Вестсайдская история» Спилберга и «Лакричная пицца» Пола Томаса Андерсона.
Максим Ершов (Искусство кино, Кино ТВ, Okko)
Если верить прогнозам букмекеров и результатам «Золотого глобуса» и BAFTA, победит «Власть пса». Честно говоря, я с его победой уже смирился. Порадуюсь за Кэмпион. Может, с годами фильм даже больше понравится. Результаты премии Гильдии продюсеров США вселяют надежду на другой исход.
Болеть буду за победивший на премии Гильдии продюсеров США фильм «CODA». Очень трогательное и ориентированное на самого широкого зрителя кино. Это и не хорошо и не плохо. Принято ругать старых и сентиментальных академиков за победу на «Оскаре» «Зеленой книги». Ничего нового, никаких художественных изысков и далее по списку. Мне кажется, должен быть определенный баланс. И побеждать должны и «Паразиты», и «Зеленая книга». Год на год не приходится. Порадовался бы победе «Лакричной пиццы», но готов к тому, что у Пола Томаса Андерсона вообще не будет оскаровских золотых статуэток. Ему они и не очень-то нужны. Как тому же Дэвиду Линчу. Любим и ценим мы их не за награды.
Ася Заболоцкая (Искусство кино, Киноафиша)
В этом году совершенно не хочется гадать, делать ставки или фантазировать о победителе «Оскара». Пон Джун-хо вроде бы пытался перевернуть привычное представление об этой премии, но пока что это ни к чему не привело. Еще корейский режиссер сказал всем смотреть фильмы с субтитрами, поэтому пускай награду возьмет «Сядь за руль моей машины» Рюсукэ Хамагути. Такое терапевтическое кино может снова пробудить в людях человечность. Нам всем сейчас этого не хватает. Но если академики следуют тенденциям международных кинофестивалей, тогда, скорее всего, победит «Власть пса» Джейн Кэмпион. У нее там одиночество вместо людей, что тоже является больной темой современности.
Я очень болею за фильм «Белфаст» Кеннета Браны — хочется, чтобы он получил хотя бы какую-то награду. Конечно, только самый ленивый не сравнил его автобиографическую картину с «Ромой» Куарона. Однако у британского постановщика театр, социальный реализм, сказочность и исторический контекст играют другими красками внутри монохромного мира. Простота диалогов, действий, эмоций и чувств как глоток свежего воздуха среди склеенных, перегруженных фильмов наподобие «Дюны» Дени Вильнева. Необязательно долго сидеть и перекраивать драматургические лазейки или же долго сидеть над CGI-эскизами. Легкость тоже может сделать картину самобытной.
Ксения Ильина (Искусство кино, Кино ТВ)
Мне видятся два возможных победителя — «Белфаст» и «Власть пса». Первый — трогательная и важная история одной семьи на фоне разрушающей реальности, второй — крепкая и амбициозная пересборка вестерна. Думаю, если Кэмпион не получит эту награду, то заберет приз за лучшую режиссуру.
Если говорить про моих собственных фаворитов, то это «CODA» и «Лакричная пицца». В них гораздо больше души, чем в фильмах, упомянутых выше, но за душу «Оскар» не дают.
Василий Корецкий (КиноПоиск)
В нынешней ситуации «Оскар» кажется наименее актуальной и интересной темой, но если говорить о нем, то, думаю, победить должен фильм Адама МакКея «Не смотрите наверх». Награда за лучший фильм — это всегда не столько оценка чисто художественных достоинств фильма, сколько его конгениальность духу времени, а он МакКеем пойман очень точно.
С другой стороны, глядя из России, не всегда можно точно угадать, каков цайтгайст в Штатах. Если бы сейчас был 2020-й, статуэтку скорее всего получил бы фильм Хамагути. В 2019-м, наверное, «Вестсайдская история» Спилберга. 2021 — «Власть пса» Кэмпион. Не исключаю, впрочем и награды «Белфасту» Браны. Это достаточно удобный фильм для академии, чтобы, наградив его, произвести впечатление прогрессивности, сторонников всего хорошего и противников всего плохого.
Андрей Плахов (Коммерсантъ)
Не могу сказать, что среди номинантов на лучший фильм есть шедевры. Думаю, что награду за лучший фильм на «Оскаре» получит «Власть пса» Джейн Кэмпион. Эта картина сделана режиссером-женщиной и спродюсирована преимущественно женщинами. Мне кажется, что этот фактор сыграет ключевую роль в решении американской киноакадемии. Неплохое кино, но высшим достижением Кэмпион, на мой взгляд, является фильм «Пианино» 1993 года, получивший «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.
Сегодня режиссеры во всем мире вынуждены думать, как бы всех удовлетворить и никого не обидеть. Новая этика и политкорректное сознание влияют на мир кино не лучшим образом. Фильм «Лакричная пицца» Пола Томаса Андерсона в большей степени заслуживает награды. Хотя предыдущие работы ПТА были более острыми и аутентичными, а в новой картине ощущается осторожность и аккуратность в изображении эпохи середины 70-х. Тем не менее Пол Томас Андерсон давно считается специалистами одним из лучших режиссеров в мире, так что самое время ему получить «Оскар».
Зинаида Пронченко (Искусство кино)
Я не умею делать прогнозы, но всегда болею за кого-то. И в этом году тоже буду, несмотря, как говорится, ни на что. Для меня совершенно очевидно, что лучшим в 2022 году должны признать Гильермо дель Торо с «Аллеей кошмаров». Потому что главный вопрос нашего времени — кто и когда именно поставит ту единственную, необходимую человечеству белую точку в мире, превратившемся в картину Сулажа, то есть в черное-черное полотно.
Ксения Реутова (Киноафиша, КиноПоиск)
Главным фаворитом предстоящей церемонии я считаю «Власть пса» Джейн Кэмпион – неовестерн о ранчмене, который терроризирует родственников и тоскует по ушедшему из жизни наставнику, превратившемуся для него из реального мужчины в воплощение всех мифов о Диком Западе. На мой взгляд, это идеальный претендент на победу. Фильм сочетает невероятную художественную выразительность с актуальным высказыванием. Это величественная панихида по главному для Америки мужскому образу прошлого – по образу героического ковбоя. Кэмпион, с одной стороны, честно показывает его изнанку: там бурлит желание власти, потребность в доминировании, женоненавистничество, гомофобия. С другой стороны, ей хватает тонкости и такта, чтобы увидеть за этим живого человека, а не просто вывеску «токсичная маскулинность».
Именно за эту картину я и буду болеть. Возможно, впервые за много лет «Оскар» дадут фильму, который мне по-настоящему нравится. Победа «Власти пса» будет также означать, что американские киноакадемики второй раз подряд присудят главную награду картине, снятой женщиной-режиссером. Это отличная традиция. Постановщицы в мировом кино давно заслуживают и больших бюджетов, и большего признания.
Анастасия Сенченко (Искусство кино, Кино ТВ, Okko)
Если этот «Оскар» будет без сюрпризов, то мне кажется вполне логичным, что главный приз уйдет либо «Вестсайдской истории», либо «Власти пса». В этом случае я, конечно, за второго претендента. Возвращение Джейн Кэмпион в большое кино получилось эффектным, своевременным и, главное, очень зрительским. Это кино про несчастных и одиноких людей, которые все не смогли быть сильнее среды, кроме одного, явного аутсайдера. Награды достойна хотя бы молчаливая дуэль Бенедикта Камбербэтча и Кирстен Данст.
Но болею я все-таки за фильм Хамагути «Сядь за руль моей машины», которого, скорее всего, главный приз обойдет стороной. Потому что это действительно большое кино — слишком большое для «Оскара».
Вероника Скурихина (Такое кино)
Искренне полагаю, что главный приз на «Оскаре» возьмет «Власть пса». Из всех представленных картин она, будучи довольно зрительской (это вестерн с плеядой звезд), имеет очень яркий авторский почерк. В очень деликатной манере режиссер поднимает вроде бы релевантные темы, но совсем не те, что сейчас на острие. Текущий «Оскар» выглядит максимально не повесточным — он как будто пошел по повестке второго уровня. Джейн Кэмпион сняла картину, которая заявляет сразу о нескольких проблемах, при этом перед нами кинопоэзия.
Если проследить историю наград этого фильма, они как будто бы подкрепляют грядущий успех. За эту же картину я и болею, хотя, честно говоря, текущий «Оскар» не вызывает у меня никакого восторга. Он зрительский и понятный — все картины без проблем можно показывать широкой аудитории. Не будет сильного разделения, как это было, например, с «Лунным светом», когда народ выступил категорически против.
Юлия Шагельман (Коммерсантъ)
Неделю назад я бы сказала, что случится очень большой сюрприз, если «Оскар» в главной номинации не получит «Власть пса» Джейн Кэмпион. Эта картина — явный фаворит наградного сезона, который практически повторяет траекторию прошлогоднего победителя, «Земли кочевников». Там был «Золотой лев» Венеции, здесь — Серебряный за режиссуру, а потом уверенный сбор всех возможных премий, критических и профессиональных. Кроме того, есть такие факторы, что это возвращение Джейн Кэмпион в большое кино после 12-летнего перерыва, это самый американский жанр вестерн, и женщины-режиссеры сейчас в тренде. Все это тоже работает в пользу «Власти пса».
После раздачи наград гильдии продюсеров (PGA) есть немаленькая вероятность, что академики ограничатся только режиссерским «Оскаром» для Кэмпион, а победителем может стать CODA. Это был не самый очевидный фаворит, который быстро набрал вес по ходу сезона. В отличие от всяких авторских экзерсисов в этой номинации, это простая и духоподъемная история. Академики такое любят, при этом она больше отвечает современным трендам, чем, скажем, почти классика от Спилберга.
Мои любимцы из представленных фильмов – это «Дюна», «Лакричная пицца» и «Вестсайдская история». Я была бы рада, если бы победил любой из них, хотя «Власть пса» тоже безотносительно всех наград считаю отличной картиной, так что ее «Оскар» меня не разочарует. Но если уж болеть, выберу «Лакричную пиццу». Во-первых, это явный андердог, которому в главной номинации ловить нечего. Во-вторых, и в главных, это даже не фильм, а просто 2 часа 13 минут концентрированной любви. Любви к Калифорнии 70-х, к кино, к музыке, к бесконечному лету, которое бывает только когда ты еще очень молод, к тому единственному человеку, с которым так хорошо вдвоем молчать в трубку. Все что нам нужно, особенно сейчас, это любовь.
Владислав Шуравин (Film.ru)
Со ставками на «Оскар», равно как и с любыми другими, у меня всегда были проблемы. То ли интуиция не работает, то ли так сильно болею за аутсайдеров, что выдаю желаемое за действительное. Вот «Аллея кошмаров», например, главную статуэтку точно не возьмет, но в моем извращенном воображении дель Торо снова выходит на сцену, тяжеловато переваливаясь с ноги на ногу, и поднимает заветный трофей прямо перед камерами.
Почему мне так хочется — вопрос праздный. Во-первых, потому что это волшебное кино о том, как искусство может уничтожить мир (выгляните в окно и убедитесь). Во-вторых, потому что Гильермо снял, возможно, самый стильный фильм последних трех лет. Щетинистый Брэдли Купер рыдает посреди грязных неонуарных клоак, обнявшись с бутылкой дешевого пойла. Роковая Кейт Бланшетт распахивает пиджак, оголяя грудь с ужасающим шрамом. Всё вроде бы в строгих рамках жанра и до тошноты выглажено, но поди сделай это с такой же синефильской любовью и чувством кадра, какое есть у дель Торо.