Он не игрушка, он живой: История Чебурашки
16 марта «Чебурашка» выйдет в подписке Okko. На протяжении двух месяцев практически каждую неделю семейное кино Дмитрия Дьяченко ставило новые рекорды. Картина не только собрала более шести миллиардов рублей в прокате, но и привлекла самое большое количество зрителей за всю историю кинопроката в нашей стране. Теперь «Чебурашку» можно посмотреть дома. Вспоминаем историю любимого персонажа и рассматриваем феномен его популярности в России и за рубежом.
Более 50 лет назад на свет появился новый необычный герой, не похожий ни на одного ранее существовавшего персонажа детских сказок. Ушастый зверек по имени Чебурашка был придуман в 1966 году писателем Эдуардом Успенским и в том же году дебютировал на страницах книги «Крокодил Гена и его друзья». Вопреки расхожему мнению, что Чебурашка был изначально задуман как потрепанная или сломанная игрушка, Успенский придумал ушастого героя совершенно случайно, увидев маленькую девочку в большой шубе.
Вот как об этом рассказывает сам автор: «Изначально Чебурашка появился в виде маленькой девочки, которой было четыре года. Ей купили цигейковую шубу, а было лето и было жарко. Шуба тогда была целым событием, поэтому купили летом. Шуба была на вырост, девочка делала шаг — и падала. И тогда ее дядя, мой друг, писатель Феликс Камов сказал: „Вот Чебурашка, чебурахнулась!“ И вот это маленькое беспомощное существо с огромным воротником и было первым родничком, из которого в конце концов появился Чебурашка».
Автор также рассказал, что книга в то время считалась «крамольной», ведь искать друзей по объявлениям, а не в коллективе в СССР считалось чем-то странным, но художник Валерий Алфеевский буквально спас произведение своими иллюстрациями. Изначально на страницах книги Чебурашка выглядел совсем не так, как мы привыкли его видеть сегодня. В 1966 году он больше напоминал медвежонка или енотовидную собаку.
Более привычный для нас образ Чебурашка обрел лишь спустя три года. В 1969 году советский режиссер-мультипликатор Роман Качанов на студии «Союзмультфильм» снял кукольный мультипликационный фильм «Крокодил Гена». 20-минутная анимация стала настоящим хитом, а Чебурашка обрел славу и всенародную любовь. Даже сам Успенский признавал, что триумф персонажа случился именно после выхода анимации Качанова. За внешний вид Чебурашки отвечал художник Леонид Шварцман, именно он превратил неказистого героя в очаровательного и всеми любимого ушастика.
В 1971 году был выпущен следующий мультфильм, и уже с Чебурашкой в главной роли. Его даже назвали в честь героя — «Чебурашка». Для развития персонажа этот момент является важным, ведь изначально пушистый любитель апельсинов не был задуман как главный герой и совсем не планировал в будущем собирать миллиарды рублей для кинотеатров и прокатчиков. С Чебурашкой случилась, как оно часто бывает с культовыми персонажами, народная любовь. Никакого маркетинга или промоутирования мультфильмов и героев в те времена в помине не было, так что перед нами чистый пример всенародного обожания, обеспечивший Чебурашке успех на несколько поколений вперед.
Чебурашка стал не просто любимым персонажем советских зрителей, но и практически символом целой страны. Ему было установлено несколько памятников (в Хабаровске, Чебоксарах), он стал героем анекдотов (вместе с другом Геной, конечно), а также сопровождал в качестве талисмана спортсменов из России на Олимпийских играх. Но не только жители нашей страны искренне полюбили Чебурашку. Не меньшую популярность герой обрел в Японии, а в Токио даже было открыто кафе, посвященное всенародному любимцу.
Впервые об этом персонаже японцы узнали примерно тогда же, когда и жители СССР, — в 70-х. Для своей страны книгу Успенского адаптировала и перевела писательница Хироко Кодзима, которая несколько лет училась и жила в Советском Союзе. Мультфильмы Качанова тоже моментально полюбились японским зрителям, и они начали скупать игрушки, футболки и всё, что можно было найти, с изображением Чебурашки. В 2003 году японцы купили права на Чебурашку у студии «Союзмультфильм», а в 2009-м выпустили свой сериал, основанный на культовых советских персонажах.
В 2010 году режиссер Макото Накамура выпустил три кукольных фильма «Чебурашка», над которыми также работали профессионалы из России и Беларуси. Кроме того, в создании японского ремейка принимал участие сам Эдуард Успенский. Он выступил в качестве консультанта и с теплотой вспоминал о работе с японцами. Для показа в России в 2013 году работы Накамуры были перемонтированы в единый фильм, но «Союзмультфильм» потребовал отозвать у ленты прокатное удостоверение.
После череды разбирательств японская версия «Чебурашки» все-таки была показана российским зрителям. Для Успенского, скончавшегося в 2018 году, это была последняя экранизация его произведения. В 2020-м в Японии вышел 3D-мультфильм о культовом зверьке — «Чебурашка — новый друг». Картинка до боли напоминает классическую кукольную анимацию — художникам удалось с любовью и уважением к оригиналу перенести любимого героя в современный компьютерный мир.
Всё это делало приближение российского игрового фильма о Чебурашке неизбежным. Перед режиссером Дмитрием Дьяченко стояла невероятно трудная задача — сделать картину современной, яркой, но при этом сохранить ламповость и очарование самого Чебурашки. Как говорит постановщик, это история о поиске семьи и друзей, но также это глубокая история о родителях и детях, история о прощении. Чебурашка при этом намеренно единственный анимационный персонаж всей картины. От крокодилов и Шапокляк с крыской Лариской было решено отказаться в пользу реальных людей, чтобы самый маленький, но главный герой выделялся еще сильнее. В семейном фильме снялись Сергей Гармаш, Полина Максимова, Федор Добронравов, Елена Яковлева и другие отечественные артисты. Эмоции и голос Чебурашке подарила актриса Ольга Кузьмина.
Съемки «Чебурашки» проходили в Сочи, Пятигорске и Кисловодске. Авторы хотели создать безымянный южный город вне времени — и выбранные локации справились с этим на ура. Кроме того, большое внимание уделялось визуальной составляющей костюмов и декораций. «Мы все, включая художников и реквизиторов, использовали одни и те же цвета и их оттенки, поэтому было очень важно собрать не просто костюмы персонажей, а разделить их по цветам — „раздать“ каждому персонажу его основной цвет, а затем следить в каждой сцене, чтобы костюм не сливался с декорациями», — говорит Наталья Каневская, художник по костюмам проекта.
На волне популярности нового «Чебурашки», о сиквеле которого заговорили уже в начале 2023 года, маркетплейсы начали предлагать великое множество игрушек ушастого зверя низкого качества, а порой и вовсе пугающие своим внешним видом. А всё потому, что ажиотаж вокруг персонажа достиг небывалых высот и даже обогнал одержимость японцев в мерчендайзе.
Чебурашка — это не просто персонаж советских мультфильмов, а настоящая икона российской культуры. Он олицетворяет и добро, и дружелюбие, и открытость миру — все те качества, которых порой сегодня не хватает людям. Он проявляет себя лучшим образом в трудную минуту, когда нужно принять серьезное решение, но при этом всегда остается максимально милым. В детстве каждый ребенок хотел дружить с таким очаровательным героем, а, повзрослев, обязательно бы приютил у себя этого неопознанного зверька. Как поется в детской песенке, когда-то он был безымянной игрушкой, но теперь он — Чебурашка. Переходящий из поколения в поколение бессмертный символ отечественной культуры и практически наш супергерой.