Охотники за привидениями: Каким получился сериал «Мы здесь, чтобы вам помочь»
На фестивале «Новый сезон» показали первые два эпизода мистического детектива «Мы здесь, чтобы вам помочь». Это история о необычных напарниках, которые, вооружившись необычным инструментарием, охотятся за злыми духами, чтобы изгнать их в иной мир. Вскоре к ним присоединяется мальчик Женя, который хочет отомстить призраку-убийце за смерть матери. Сериал «Мы здесь, чтобы вам помочь» выйдет эксклюзивно в Okko. Рассказываем, что примечательного в проекте о столкновении со сверхъестественным.
12-летний Женя (Вадим Филипченков) воспитывается матерью-одиночкой (Марьяна Спивак). За женщиной начинает охотиться загадочная сверхъестественная сущность: по какой-то причине маньяк не может пройти мимо женщин средних лет с рыжими волосами (да, Спивак здесь носит рыжий парик). Особенностью призрака является способность переселяться из одного тела в другое — отличить, что перед нами не живой человек, а ужасный призрак, можно только по хрусту костяшек пальцев.
В то же время экс-следователь Макс (Алексей Маклаков) и его немой лысый напарник (Арсений Касперович; удивительно точная фамилия для сериала с такой темой) охотятся на призраков. С помощью необычного подручного инструментария они способны и разглядеть призрака (спасибо фонарику с зеркальцем), и запереть его в волшебном кругу (заклинания и огненный факел творят чудеса), и даже изгнать из нашего мира.
Они же выходят и на след загадочной сущности-маньяка, которая в это же время прыгает по телам: от персонажей Александра Робака к героям Эльдара Калимулина и Дениса Прыткова. Звездные российские актеры в кадре непродолжительное время: один отправится в мир иной, второй окажется растерян, краткосрочно потеряв память. Мать Жени спасти не удается, а сам 12-летний парень окажется в психиатрической лечебнице — он говорит, что за ним гонится призрак, а мама на самом деле жива, ведь сын ее видит.
«Мы здесь, чтобы вам помочь» — редкий отечественный сериал в формате мистического триллера. Режиссером выступил Дмитрий Тюрин, до этого работавший над вторым сезоном «Эпидемии», проектом «Магомаев» и пилотом «Горящего тура» (со всё тем же Робаком). С элементами триллера в первых эпизодах проблем практически нет: обстановка нагнетается мастерски, пусть, возможно, чуть затянуто. Что касается мистической составляющей, она представлена не слишком живописно и захватывающе.
На первый взгляд сериал выглядит как русский ответ «Охотникам за привидениями»: команда необычных людей, вооруженных рукотворными приблудами, дает бой сверхъестественным существам, которые мешают жизни обычных людей. Чуть тоньше авторы работают с нарративами «Сверхъестественного» (в шоу история так же начиналась с гибели матери главных героев) и «Вторжения похитителей тел» (главная фишка призрака-антагониста).
Впрочем, назвать сериал вторичным однозначно нельзя. Создатели, конечно, вдохновлялись классикой, но сумели трансформировать ее в самобытный и местами увлекательный проект. Смотреть за разворачивающимися на экране событиями бывает даже дискомфортно, особенно когда в мир «Мы здесь, чтобы вам помочь» вторгается инфернальный русский хоррор с пачкой скримеров. Плюс повествование долго спотыкается на экспозиции, которую стоило бы по-хорошему сократить.
К кому в первых двух эпизодах вопросов нет, так это к актерам. Алексей Маклаков отвечает за наследие «Ночного дозора» (со своим «ек-макарек, что творится»). Арсений Касперович, не произнося ни слова, притягивает к себе внимание с первых минут. Чуть позже его герой еще и сам начинает проявлять удивительные способности, порождая справедливый вопрос об истории его происхождения. Вадим Филипченков может быть и тихоней, и бунтарем. Кажется, перед нами молодая восходящая звезда (в пару к Ярославу Могильникову из сериала «Юг»). Актерский ансамбль хорошо смотрится вместе, пусть экранного времени у коллективных взаимодействий и недостаточно.
Отдельного внимания заслуживают перевоплощения «носителей» призрака. В инфернальность Александра Робака поначалу не слишком-то веришь, но стоит ему хрустнуть костяшками и заглянуть в разбитый проем двери (да здравствуют отсылки к «Сиянию») — нет сомнений, что внутри него живет зло. Перевоплощение Дениса Прыткова — из назойливого и слабохарактерного ухажера в молчаливого и холодного убийцу — выглядит неимоверно точно. Именно из этого образа о злобном призраке зрителю получится извлечь максимум информации в первых эпизодах.
Разобраться в непростых законах взаимоотношений людей и призраков (как минимум в начале сериала) затруднительно. Крючков, за которые можно было бы зацепиться зрителю и смотреть проект дальше, меньше, чем хотелось бы. Тем не менее «МЗЧВП» — занятный эксперимент (не так часто до малых экранов добираются мистические сюжеты) с неплохим актерским составом, прозрачным и понятным движком будущей истории, а также потенциально интересной потусторонней вселенной, в которой, помимо призраков, могут существовать и другие порождения сверхъестественного. Первые эпизоды точно не дают ответов на все вопросы аудитории.