Охота на медведя: Каким вышел сериал «Режим» с Кейт Уинслет
На HBO вышли два эпизода сериала «Режим» с Кейт Уинслет. За политическую сатиру отвечают продюсеры «Наследников» и режиссеры Стивен Фрирз («Филомена», «Семейный брак») и Джесика Хоббс («Корона», «Убийство на пляже»). Пока проект идет сравнительно тихо и незаметно. Объясняем, как же так вышло, что сериал завис где-то между сумасбродным гротеском и осознанными политическими интригами с детективным окрасом.
В некотором царстве, в некотором государстве правила мадам канцлер Елена Вернхам (Кейт Уинслет). Неназванная европейская республика с внушительными запасами кобальта еще с эпохи отца канцлерши стала автократией. Кабинет престарелых министров устало кивает идеям Елены. Внушительный дворец, некогда бывший отелем, домоправительница (Андреа Райзборо) пытается освободить от микробов и плесени, чтобы гермофобия мадам не выходила за рамки дозволенной неврастении. Течение размеренных ритуалов душевного общения с народом через экраны телевизоров и посещения мероприятий вроде фестиваля сладкой редьки (или свеклы?) меняют два события: американцы давят с экономической сделкой на невыгодных для страны условиях и на должность заступает новый «паж» Елены. Капрал Зубак (Маттиас Шонартс) проявил жестокость во время разгона бастующих шахтеров и открыл огонь: Елена посчитала, что столь решительный защитник придется кстати.
За сатиру на собирательный образ автократического государства взялись люди, которые не то чтобы знакомы с предметом не понаслышке, но всячески оттачивали мастерство в препарировании института власти и природы проблем белых людей. Сценарист и продюсер Уилл Трейси работал над главным проектом века о сильных мира сего «Наследники» и едким кулинарным фельетоном «Меню». Режиссер Стивен Фрирз долго занимался британскими правителями разного калибра — он снял и «Королеву», и «Викторию и Абдула», и «Пропавшего короля». В дуэте с Фрирзом работает Джесика Хоббс, постановщица многих эпизодов «Короны». Но несмотря на внушительный авторский состав и солирующую партию непотопляемой Кейт Уинслет, шоу HBO получило довольно сдержанные отзывы критиков и еще более прохладную реакцию от зрителей.
Вероятно, дело в том, что сериал завис где-то между сумасбродным гротеском и осознанными политическими интригами с детективным окрасом. Если бы уровень самосознательности автократки был доведен до китча «Великой», где придворная жизнь царя Петра III превратилась в костюмированный спектакль под клюквенным соусом, «Режим» бы приобрел большее обаяние для широкого зрителя. С другой стороны, несмотря на узнаваемые паттерны власти, ирония вышла недостаточно элегантной и тонкой, чтобы выйти на уровень триллера «Карточный домик» или жестоко высмеивающего богачей сериала «Белый лотос». В результате за два первых эпизода сложно понять, какими глазами авторы предлагают нам смотреть на центральную фигуру у власти. С ненавистью или состраданием? Кажется, ни с тем, ни с другим.
Центральной орбитой сюжета выступают отношения Елены с новым подчиненным, перекликающиеся в общих чертах с мифическим образом Распутина, который транслировали в народ большевики. Капрал Зубак предлагает мадам дышать паром от вареной картошки, пить чай из календулы и жевать редьку, как завещала покойная матушка из деревни. Канцлерша, которая боится не тому пожать руку (мало ли какую заразу можно подцепить?), всецело доверяет армейскому малому и даже затевает с ним эротически окрашенную игру — об общих снах. Муж мадам (Гийом Гальенн) вроде бы даже не против. И, пожалуй, в вихре богато обставленных кабинетов за развитием взаимоотношений и актерской дуэлью Уинслет и Шонартса наблюдать интереснее всего: охранник, получивший кличку Мясник, вдохновляет правительницу на жажду свежей крови.
В остальном «Режим» напоминает мозаику из баек — от того случая, как к Елизавете II в окно забрался подданный, чтобы пообщаться, до походов в мавзолей почтить память ушедшего правителя. Возможно, кабинетное безумие будет прогрессировать по мере развития сюжета, а может, мадам решит уесть американцев (главная программная линия правления!) и выбрать Китай в качестве братского государства. В первом сезоне осталось еще четыре эпизода, но, судя по реакции и отсутствию энтузиазма вокруг проекта, продолжение вряд ли получит зеленый свет. Хотя именно зеленый — любимая гамма в одежде у мадам канцлера.