Новая искренность: Почему мы любим Энн Хэтэуэй
12 ноября празднует свой 42-й день рождения актриса, успевшая сняться в огромном количестве очень разных фильмов, отзывы на которые были порой тоже противоположны: у Энн Хэтэуэй есть и «Оскар», и многочисленные номинации на антипремию «Золотая малина», зрительская любовь и армия хейтеров. Уже в первых ролях американской актрисы Энн Хэтэуэй намечается сюжет, который преследует актрису до сих пор. Ее героини постоянно преображаются: из скромных и правильных девочек они превращаются в уверенных красавиц, принцесс, а иногда и в настоящих монстров и верховных ведьм. Сюжет этот стал магистральным, захватив не просто отдельные работы, а большую часть фильмографии актрисы. Разбираемся, как так получилось и почему это до сих пор интересно режиссерам и зрителям.
В фильмографии Хэтэуэй — блокбастеры, романтические комедии, фестивальные картины, несколько франшиз, озвучка мультфильмов (тоже оцененная высокими премиями), экранизации и байопики. В самом начале ее карьеры всезнающий Гэрри Маршалл описал диапазон молодой актрисы как комбинацию Джулии Робертс, Одри Хепбёрн и Джуди Гарлэнд. Но всё получилось даже интереснее — и многое еще, очевидно, впереди.
Одной из главных ролей Хэтэуэй до сих пор называют образ Андреа Сакс в комедийной драме «Дьявол носит Prada» Дэвида Френкеля. То, что спустя 10 лет нас ждет продолжение этого проекта, говорит не только о моде на всё из начала 2000-х, но и о живучести героини, сыгранной Энн Хэтэуэй. Структурно фильм мало отличается от ранних проектов актрисы: это история о преображении, впрочем, с одним «но». В финале героиня принимает решение оставаться старой версией себя, в том числе и внешне. Искренняя, неуклюжая, с реально сияющей улыбкой и вечным смущенным румянцем на щеках: «Я из другого теста», — говорит Андреа и выбирает свой собственный путь.
В каком-то смысле заглавная роль в биографическом фильме «Джейн Остин» тоже об этом — о решении оставаться собой в мире, в котором женщине проявлять себя довольно сложно, поскольку общество играет по другим правилам. У Хэтэуэй получается создать на экране тонкий, по-хорошему неуловимый образ писательницы, живущей скорее на страницах книг, чем в реальности, творящей камерный, честный и слегка ироничный мир романов, который спустя 200 лет остается любимым огромным количеством читателей.
В юности Энн Хэтэуэй считали заложницей амплуа хорошей девочки: первые фильмы актрисы могли привести зрителей только к таким выводам, а в начале карьеры ей и вовсе более 100 раз отказали на пробах, о чём она не раз, демонстрируя определенную смелость, признавалась в интервью. Чтобы опровергнуть недоверие мира кино, Хэтэуэй пришлось воплотить на экране нескольких неоднозначных персонажей: наркоманку в семейной драме «Рэйчел выходит замуж» Джонатана Демме, нелюбимую ковбойскую жену в «Горбатой горе» Энга Ли, скучающую школьную оторву Аллисон в криминальной драме «Крэйзи» документалистки Барбары Коппл. У Коппл героиня Хэтэуэй с удовольствием снимается в фильме одноклассника и между делом признается: «Играть прикольно… Я всегда разная, правда! Могу стать тобой!»
Съемки в этих проектах и правда заставили поверить в разноплановость актрисы, но ради них ей пришлось отказаться от нескольких интересных ролей. Мы могли бы увидеть Хэтэуэй в экранизации «Призрака оперы» (кажется, Эмми Россам взяли туда только по принципу «почти Хэтэуэй») и в «Немножко беременна» Джадда Апатоу. Впрочем, от всех комедийных ролей Энн отказываться не стала: в 2008 и 2009 годах выходят фильмы «Напряги извилины» и «Война невест», а в 2010-м появляется названная романтической комедией, но при этом довольно печальная лента «Любовь и прочие лекарства».
Роль Эммы Морли в экранизации романа «Один день» датской режиссерки Лоне Шерфиг опять позволяет Хэтэуэй показать трансформации персонажа и сыграть искреннюю и неуклюжую, но совершенно очаровательную героиню: фильм охватывает 18 лет жизни друзей, обязательно встречавших вместе День Святого Свитина (15 июля). Герои взрослеют, меняют работы и прически, но не изменяют традициям и чувствам. В некотором смысле эта история обозначает черту в фильмографии актрисы: за исключением независимого фильма «Однажды в Нью-Йорке», Хэтэуэй почти на 10 лет отказывается от проектов с романтическими сюжетами, выбирая совсем другие роли. И только недавно классические love story вновь вернулись в ее репертуар.
Потребность в смене амплуа актрисы явно уловил и Кристофер Нолан, выбрав Энн на культовую роль Женщины-кошки. Но Селина Кайл в исполнении Хэтэуэй очень отличается от образа, сыгранного до нее Мишель Пфайффер и Холли Берри, а после — Зои Кравиц. Гибкость актрисы здесь из физического поля переходит в моральное, когда скромная одинокая секретарша превращается в воровку и аферистку. Созвучные роли Хэтэуэй позже сыграет в фильмах «8 подруг Оушена» и «Отпетые мошенницы».
Нолан позвал Хэтэуэй и в свой следующий большой проект «Интерстеллар», не опираясь на предыдущую работу, а будто открывая актрису заново. В этом фильме она воплощенная верность, женщина-космонавт, которая верит в любовь. Реплики Хэтэуэй в сюжете очень важны, она проговаривает то, что Нолан пытается показать разными способами все три часа: «Любовь — единственное доступное нам чувство, способное выйти за пределы времени и пространства». В «Интерстелларе» Хэтэуэй впервые встречается в кадре с Джессикой Честейн, которая станет ее идеальным оппонентом и в дальнейшем — в фильмах «Материнский инстинкт» и «Время Армагеддона». У этих голливудских актрис очень разный и при этом одинаково мощный эмоциональный диапазон, потому от их соседства в кадре проекты только выигрывают.
Впрочем, Хэтэуэй хорошо смотрится с самыми разными звездами кино: союзы с Мэрил Стрип в «Дьявол носит Prada», Робертом де Ниро в «Стажере», Энтони Хопкинсом во «Времени Армагеддона» или командная, буквально симфоническая работа в «Отверженных» (за роль в которых актриса получила заветную премию «Оскар») — лучшее тому подтверждение. Она не боится сниматься рядом с нестареющим Джаредом Лето или совсем юным Николасом Голицыным, готова петь, носить тяжелые скафандры, красить или полностью состригать свои роскошные волосы. Хэтэуэй может быть неуклюжей или гибкой, на глазах покрываться красными пятнами гнева или обращаться холодной снежной королевой, храпеть, умирать или несмотря ни на что выживать. И при этом всегда очаровательно улыбаться.
Коллега Энн, легендарная Мэрил Стрип, как-то сказала, что после 40 ей вдруг массово стали предлагать роли всяческих ведьм. Дерзкая Хэтэуэй не стала дожидаться 40-летия. В ее копилке несколько характерных, неоднозначных, даже маргинальных и монструозных персонажей. Начиная с непростой Белой Королевы в обеих частях бёртоновской «Алисы в Стране чудес» до главной колдуньи во второй экранизации сказки Роальда Даля «Ведьмы». Но самой интересной из героинь такого плана кажется безработная, расставшаяся с парнем Глория в картине с говорящим названием «Моя девушка — монстр», чьи жизненные неурядицы ни много ни мало грозят разрушением города Сеула (хоть главная злодейка этого фильма вовсе не она).
Хэтэуэй признавалась в интервью, что она не столько талантливая актриса, сколько трудолюбивый и упорный человек, который раз за разом репетирует, чтобы добиться достойного результата. Некоторые зрители уверены, что такие репетиции выходят за рамки определенных проектов: после вручения «Оскара» Энн обвиняли в неискренности и игре на публику. По иронии судьбы Хэтэуэй не раз изображала на экране актрис, которые не выходят из образа в жизни. Таким получился ее персонаж в «8 подругах Оушена», несостоявшуюся актрису она показывает и в сериале «Не сработало», актерские способности в личных целях использует ее Женщина-кошка и многие другие персонажи.
В двух работах последних лет Хэтэуэй входила в образ психологов, причем неоднозначных. В фильме «Айлин» и проекте «Иди ко мне, детка» актриса играет таких специалистов, которым, кажется, и самим нужен хороший психолог. Похожая роль уже была в начале ее карьеры — в триллере «Пассажиры».
В последних работах актриса вновь обращается к романтическим сюжетам, милым и уютным образам. Впереди — третья часть «Дневников принцессы», продолжение «Дьявол носит Prada», новые фильмы Кристофера Нолана и Джеймса Грея и еще несколько проектов в разработке, рейтинг ожидания которых уже очень высок только потому, что в списке актеров есть Энн Хэтэуэй.