Назад в будущее: Почему стоит посмотреть сериал «Тела»
На Netflix вышел британский сериал «Тела», который основан на графическом романе DC. Главную роль сыграл Стивен Грэм («Точка кипения»), а одним из создателей проекта является Пол Томалин («Бесстыдники»). Делимся впечатлениями от сай-фай-детектива и рассказываем, почему он понравится любителям сериалов о путешествиях во времени.
2023 год. Сотрудница лондонской полиции Шахара Хасан (Амака Окафор) патрулирует улицы во время митинга ультраправых. Заметив юношу с пистолетом, героиня следует за ним и натыкается на обнаженное тело мужчины. Вскоре сюжет переносит зрителей в 1941 год: детектив Уайтмен (Джейкоб Форчун-Ллойд) сталкивается с трупом в том же самом переулке. А теперь отправимся в 1890 год: в Викторианскую эпоху полицейский Хиллингхед (Кайл Соллер) повторяет участь коллег из другого времени. Это еще не всё — впереди 2053-й. В будущем блюстительница закона Мэйплвуд (Шира Хаас) (сюрприз!) находит то же самое тело на том же самом месте.
За создание проекта отвечали люди, которые не понаслышке знают о путешествиях во времени. Пол Томалин известен не только благодаря британским «Бесстыдникам», но и «Торчвуду» — спин-оффу «Доктора Кто». А в режиссерах можно заметить Ван Хаолу: кинематографистка как раз работала над сериалом о пришельце в синей будке. Неудивительно, что «Тела» порой напоминают по стилю «Доктора Кто»: речь и о линии с временной петлей, и об антураже всего английского, и о запутанном сюжете, в основе которого лежит совершенно простая мысль.
Учитывая структуру шоу, авторы рисковали сделать сюжет непростительно перегруженным. К счастью, им удалось избежать хаотичности. Повествование действительно довольно часто скачет из настоящего в прошлое и будущее, но сценаристы сплели элементы как нельзя органично. Экран разделяется на две, три или четыре части и позволяет зрителям взглянуть на похожую ситуацию в разных декорациях. Параллельное расследование в определенных десятилетиях помогает сравнить и внутреннюю кухню полиции: как минимум важен тот факт, что в прошлом детективами выступают только мужчины, а в 2023-м и 2053-м должность занимают уже женщины. Занятно, что даже цветокор каждого периода отличается от предыдущего: визуальные детали помогают с первых кадров уловить дух эпохи. В каком-то смысле «Тела» предстают своеобразной матрешкой: в одном шоу спрятано еще три или четыре отдельных.
Netflix не в первый раз вкладывается в проект о перемещениях во времени. Один из главных сериалов платформы — немецкая «Тьма», покорившая публику смесью интригующего сюжета и философских размышлений. Кажется, без ницшеанства не обходится ни одна история о попаданцах. Герои «Тел» обсуждают фатальность, предопределенность и свободу воли. Идея Ницше о «вечном возвращении» и вовсе выглядит фундаментом сериала: к концу первых эпизодов и без спойлеров несложно догадаться, что персонажи снова и снова повторяют свою судьбу, отчаянно пытаясь избежать трагедии.
Впрочем, сложные философские вопросы в сериале — скорее фон, чем цель повествования. Сердце истории — разговор о любви, без которой общество, как известно, может прогнить в насилии. «Тело» поворачивает дискурс немного в другое русло и демонстрирует, что столь чистое чувство может превратиться в разрушительную одержимость обрести родственную душу и жажду любой ценой быть принятым обществом. Возможно, авторы проекта используют избитое клише и следом за другими кинематографистами в тысячный раз демонстрируют на экране силу любви: как всепоглощающее чувство может утешить и как его отсутствие способно захватить рассудок. Но, пожалуй, создатели всего-навсего обратились к беспроигрышной формуле: сконструировали головоломку, спрятав внутри понятный каждому замысел.
Четыре сюжетные линии в конце концов сплетаются воедино, образуя одну картинку. «Тела» могут вызвать бездну вопросов, заставить выйти из себя из-за мудреных повествовательных нитей и сюжетных дыр (избежать такого в деле со временной петлей удается лишь самым изворотливым авторам) или, напротив, держать в напряжении до самых титров. Несмотря на сравнение с «Тьмой», ждать похожих впечатлений всё же не стоит. Британское шоу получилось более незатейливым и менее взрывающим мозг, чем немецкий хит. Впрочем, одиссея по Лондону в разные исторические периоды — как минимум приятное развлечение. Что еще нужно заядлым любителям путешествий во времени?