Натали Портман: От отличницы до бунтарки
9 июня Натали Портман исполняется 40 лет. В честь юбилея актрисы и режиссера вспоминаем самые яркие моменты ее творческого пути.
Ничто не характеризует актера ярче и четче, чем его фильмография. Образ Натали Портман, сложившийся из широкого диапазона характерных и объемных персонажей, на первый взгляд пропитан перфекционизмом и некоторым расчетом: практически каждая роль производит фурор и как минимум предлагает зрителю любопытный экспириенс. Портман (урожденная Хершлаг), действительно, с самого детства отличалась совсем не юношескими целеустремленностью и четким пониманием того, чем она хочет заниматься и что желает сказать миру. Она всегда соглашалась на съемки в рисковых и порою спорных проектах, не боялась принимать новые вызовы и примерять сложные образы. Актриса, получившая степень бакалавра психологии в Гарварде, кажется, беспрестанно проводит полевое исследование себя, избрав кинематограф в качестве сцены для этого хитросплетенного научного танца.
Слишком взрослый ребенок
Натали Портман, американская актриса еврейского происхождения, попала в киноиндустрию в совсем юном возрасте. В отличие от многих коллег по цеху, которым шанс прославиться с детства выпадал практически случайно, Натали уже в 10 лет четко знала, что хочет стать актрисой. Дело было вовсе не в жажде славы и популярности. Юную Натали завораживала магия перевоплощения, что во многом помогло ей вскоре отказаться от скучного и однобокого амплуа милого ребенка.
Малый возраст и совсем не детская целеустремленность позволили начинающей артистке ввязаться в долгий и тяжелый кастинг на роль девочки из неблагополучной семьи, которой суждено подружиться с профессиональным убийцей. Не по годам напористая актриса смогла убедить режиссера, что именно она способна убедительно прожить историю безбашенного подростка, оказавшегося в гуще криминальных разборок. Так и появился ставший культовым образ Матильды в картине «Леон» Люка Бессона — юркая девчушка с черным каре и большими глазами, смеющимися и полными слез. Благодаря своей озорной непосредственности, которая встречается в «Леоне» с суровой реальностью, юной актрисе в первой же роли удалось создать один из самых ярких образов ребенка на войне (пусть и уличной).
Аналитик с невиданной волей к борьбе Портман еще до первых проб понимала, что для погружения в роль совершенно не обязательно наличие жизненного опыта, похожего на тот, который предстоит изобразить на экране. Всё дело в перевоплощении, которое одновременно и магия, и наука. Отличница от кинематографа, она решает каждый свой карьерный ход сделать если не идеальным, то стоящим свеч.
Вслед за культовым «Леоном» Натали переходит из проекта в проект, словно шагая по любимому музею, в котором ей предстоит выставлять свое искусство в одном зале с кумирами. Во время съемок криминальной драмы Майкла Манна «Схватка» Портман, в роли приемной дочери лейтенанта из отдела убийств в исполнении Аль Пачино, становится свидетельницей его исторического противостояния с другим оскароносным кумиром Нового Голливуда Робертом Де Ниро. В «Красивых девушках» Теда Демме подрастающая звезда, на этот раз оказавшаяся в компании Умы Турман и Мэтта Диллона, предстает в образе взрослой не по годам соседской девочки, которая способна разобраться в жизненных перипетиях лучше любого из героев. Затем — работа с Вуди Алленом в мюзикле «Все говорят, что я люблю тебя» и с Тимом Бёртоном в фантасмагории «Марс атакует!» (Натали была ярой поклонницей «Эдварда руки-ножницы»). Однако блеск Голливуда и стремительное погружение в мир грез не сбили юного трудоголика с толку. Знакомства с мэтрами Портман рассматривала как уникальную возможность не просто повеселиться, а набраться бесценного опыта, который станет фундаментом для будущих, более дерзких профессиональных экспериментов.
Навстречу мейнстриму
Несмотря на участие в крупных проектах с самого детства, Портман удалось удержаться от соблазна стать заложницей одного-единственного образа не по годам мудрого ребенка. Стремление к разноплановости и бескомпромиссное погружение в каждую новую роль привели к рождению нескольких десятков самобытных экранных судеб, каждая из которых может смело считаться визитной карточкой Натали, но в то же время не способна в одиночку рассказать всё о потенциале актрисы. Об определенных предпочтениях самой Портман говорить тоже не приходится. Авторский кинематограф или блокбастер, мелодрама или триллер, примерная девочка или бунтующая революционерка — решающим в выборе роли для нее остается история, которая сможет увлечь и заинтриговать.
В 17 лет Портман стала частью франшизы «Звездные войны» Джорджа Лукаса, исполнив роль Падме Амидалы, юной королевы планеты Набу. Даже в тисках канонизированной киносаги Натали работала с ролью, исходя исключительно из собственного видения. При этом поиск образа Портман осуществляла практически на ощупь, ведь до съемок «Скрытой угрозы» она не видела ни одной части саги. В этом мире, созданном до нее и без ее участия, актриса начинает учиться доверять режиссеру, его видению истории и персонажей, робко представляя себя сбежавшим из театра кабуки артистом (из-за своего специфического грима).
Это не последнее появление Портман в популярной франшизе. Позднее актриса предстанет перед зрителем в образе астрофизика Джейн Фостер, которая стала свидетельницей изгнания на Землю бога Тора в одноименной картине по комиксам Marvel. И здесь Портман выходит далеко за рамки отведенной ее героине мелодраматической линии. Она наделяет возлюбленную Тора своим волевым характером женщины-профессионала, ставшей свидетельницей необъяснимого столкновения мифологического и реального.
В первую очередь известная как драматическая актриса Натали даже комедийные роли делает неоднозначными. В ромкоме «Больше чем секс» Айвена Райтмана Портман в образе лечащего врача Эммы размышляет о том, можно ли, отказавшись от тесной духовной связи, построить крепкие отношения лишь на телесности. Комедийная драма «Страна садов» Зака Браффа становится площадкой для наблюдения за тем, как люди на грани нервного срыва отчаянно пытаются поочередно вытащить друг друга из ямы. Такой ответственный подход к каждому своему появлению на экране или на сцене театра постепенно начинает создавать впечатление об актрисе как о прилежной отличнице, вечно сидящей за первой партой, которая не способна выйти из условной зоны комфорта. Однако и этот миф Натали уничтожит на корню.
Изысканный бунт
Маленькая девочка на глазах у зрителя выросла в амбициозную женщину, которая откровенно не терпит узколобое разделение всех и вся на плохих и хороших. Портман начинает собственную кампанию за человека, в котором постоянно кипят и борются полчища противоречий, и за сложную многосоставную реальность.
В мелодраме «Близость» Майка Николаса Натали Портман в образе молодой стриптизерши Элис блуждает по вязкому мегаполису, не помня начальной точки и не видя конечной. Всё, что имеет значение, это чувства и ощущения здесь и сейчас. Кажется, будто именно этот образ Натали использовала в рекламе Miss Dior, бесстрашно вопрошая у зрителя: «А ты? Что бы ты сделал ради любви?». Представшая перед зрителем розововолосая девушка с наглой улыбкой заявляет: настоящая игра только началась, и вам еще будет чему удивиться.
Продолжая свое персональное восстание против стереотипов Портман бреется налысо для участия в съемках стилизованной антиутопии «V» значит Вендетта» Джеймса МакТига. В декорациях альтернативного будущего, где отчаянные борцы за свободу бросают вызов диктатуре, актриса продолжает свое личное исследование логики общественного устройства, попутно ощущая на собственной шкуре, что значит отказаться от общепринятых стереотипов. По признанию самой Натали ее расставание с роскошной прической вызвало бурное обсуждение в прессе, заставившее ее задуматься о том, как много ожиданий возлагается на современную женщину.
Две ее сущности: упрямый трудоголик и жаждущая бунта натура, открыто вступят в схватку в триллере «Черный лебедь» Даррена Аронофски. Молодая балерина Нина в исполнении Портман настолько одержима борьбой за ведущую партию в «Лебедином озере», что в итоге сталкивается со своей материализованной темной стороной. Эта роль принесла актрисе заслуженный «Оскар» — лучше момента для того, чтобы отметить ее талант и трудолюбие, пожалуй, не найти. Портман даже упорно изучала азы балета специально для роли. Однако столь выразительно и достоверно сыграть Нину, теряющую себя в вихре танца, актрисе помогли все те же самодисциплина и врожденное мастерство перевоплощения. Нина на глазах трансформируется из молоденькой карьеристки в чистую метафору, материальное воплощение идеи о том, что собственный разум может обернуться самым злым врагом.
Портман, воспринимающая каждую роль как самую важную в карьере, первую и последнюю, редко кокетничает с публикой. Она пользуется собственной популярностью исключительно с благой целью: чтобы выразить свою политическую позицию, популяризовать веганство или привлечь внимание общества к защите животных. Но и хорошая девочка Натали иногда позволяет себе самоиронию — в нашумевшем видео «Рэп Натали» она в компании комедийной группы The Lonely Island в образе озлобленной дебоширки смеется над всеми, кто считает ее скучной паинькой, и наслаждается собственной творческой свободой.
Да, это мой осознанный выбор
Многолетняя кропотливая работа помогла Портман заявить о себе как о многоплановой актрисе, легко меняющей маски и не привязанной к определенному амплуа. Портман всегда знает что ей делать, ее не испугает ни отсутствие сценария, как в случае с лентами Терренса Малика «Рыцарь кубков» и «Между нами музыка», ни место в режиссерском кресле. Сегодня на счету артистки десятки продюсерских проектов, два коротких метра и полнометражная картина «Повесть о любви и тьме», снятая по одноименной автобиографии израильского писателя Амоса Оза.
Портман из тех редких актрис, которые не пожертвуют ради популярности ни одним мгновением своей жизни. Актерство не стало поводом, чтобы бросить учебу и научные проекты в Гарварде, не стало и весомым основанием, чтобы пренебречь семьей и личной жизнью. Принципиальность и свободолюбие, чувство баланса и искра таланта — таков эликсир вечной профессиональной молодости от Натали Портман. Так что можно не сомневаться, что эта круглая отличница еще не раз найдет способ всех удивить.