На льду и под парусами: Картина «Ангелы Ладоги» расскажет о малоизвестном подвиге в блокадном Ленинграде
Режиссер Александр Котт работает над картиной «Ангелы Ладоги» о яхтсменах-буеристах, которые вывозили истощенных женщин и детей из блокадного Ленинграда. Зимой 1941 года миссия по доставке боеприпасов превратилась в операцию по эвакуации сирот из детского дома. Бывшие соперники по регатам теперь должны стать единой командой. Корреспондент Okko побывал на съемках и поговорил с создателями фильма.
Режиссер Александр Котт, 15 лет назад снявший «Брестскую крепость», снова обратился к теме Великой Отечественной войны.
«В Музее блокады Ленинграда есть уникальная экспозиция, посвященная эвакуации детского дома. Директор детдома оставил после себя десятки писем. Сейчас эти письма представлены в музее. И это невероятная история про то, как директор пытается эвакуировать детей и не может, потому что вокруг война. Это сюжетная линия, которая двигает нашу историю. В целом же фильм о буеристах во время Великой Отечественной войны. Их и называли „Ангелы Ладоги“. Буера — яхты на коньках, они были быстрыми и неуловимыми. Буера проходили путь за 15-20 минут. Они работали на самых сложных участках, оставаясь недосягаемыми для вражеских самолетов. Мне эта история с невероятно красивыми яхтами на льду показалась необычной, о ней практически никто не знает. Хотя доставка почты, эвакуация раненых, какие-то сложные коммуникации были связаны в том числе с буерами», — рассказал предысторию создания картины режиссер.
Фото предоставлено съемочной группой
По словам Котта, одна из сложностей в работе над фильмом — недостаток информации.
«В Музее блокады есть стенд, посвященный буеристам. Но даже консультанты по блокадному Ленинграду мало что знают о них. Обращались к немногочисленным источникам. Есть книга одного из участников отряда яхтсменов лейтенанта Сметанина. Общались с послевоенными буеристами, которые выступали на чемпионатах 1960-х годов. И, конечно, с энтузиастами, которые до сих пор катаются на буерах. Нам удалось достать чертежи инженера Николая Людевига, который в войну и ставил парусники на коньки. Когда мы по этим чертежам воспроизводили буера, нам было очень интересно, поедут они или не поедут. К нашему великому облегчению — поехали», — говорит Котт.
Съемки проходили в Ленинградской области и Петербурге. Необычайно теплая в этом году зима доставила создателям картины хлопот. Как рассказал режиссер, съемочной группе в поисках фактуры приходилось «бегать между струй»:
«Были удивительные вещи: когда мы только отсняли кадр, снег еще лежал, отходим в сторону, через час возвращаемся — а снега уже нет. Но всё же считаю, что нам просто безумно повезло: в нужные моменты погода была на нашей стороне».
Ксения Трейстер
Фото предоставлено съемочной группой
Впрочем, снимали не только на натуре. Один из эпизодов фильма происходит в Зоологическом музее. Чтобы не прерывать его работу, съемки велись по ночам. Члены съемочной группы и загримированные актеры не без интереса рассматривали многочисленные чучела животных. Для кинематографистов отвели небольшой уголок музея, который на время переместился в 1941 год. Среди деталей эпохи можно заметить передовицы ленинградских газет. Там же поставили маленькие кроватки. По сюжету в музее перед дальнейшей эвакуацией укрывались воспитанники детского дома. Юные актеры стали важной частью фильма.
«Это невероятные ребята, которые проходили через все трудности наравне со взрослыми. Хотя с детьми очень сложно работать, во всяком случае мне. В отличие от профессиональных актеров, им трудно объяснить задачу, а надо всё рассказывать и показывать на каком-то птичьем эмоциональном языке. Это интересный опыт. В какой-то момент они поняли, что нужно делать: слушаться режиссера, не смотреть в камеру, правильно показывать лицом состояние, в котором находишься. Главное, они осознали, что на съемках ты уже актер, а не ребенок», — рассказывает режиссер.
Помогали ребятишкам освоиться опытные актеры. Главные роли в картине исполняют как состоявшиеся, так и восходящие звезды российского кино: Тихон Жизневский, Роман Евдокимов и Ксения Трейстер, Виктор Добронравов и Полина Агуреева.
Виктор Добронравов
Фото предоставлено съемочной группой
«Человеческая глубина проверяется именно этими страшными событиями. То, что пережили жители блокадного Ленинграда, не поддается осмыслению. Мы все знаем даты и числа, но представить, через что прошли эти люди, просто невозможно. И меня эта история очень сильно зацепила. Я даже расчувствовался, когда читал сценарий», — рассказал о работе в проекте Виктор Добронравов.
Актер играет тренера яхтсменов, который с началом войны становится командиром отряда буеристов.
«Он делает, в общем, уникальные вещи: пока не было навигации, на этих яхтах на большой скорости доставляли продовольствие в осажденный город. По-настоящему нам рассекать на буерах не дали. Но, конечно, мы были в курсе, как ими управлять, как они вообще работают. Мне кажется, прототип у моего персонажа есть. Но всё же, как часто бывает в кино, исторические факты перемежаются с художественным вымыслом. Условно говоря, за основу может быть взята фотография парусника на льду возле Ленинграда, а последующие приключения уже отдаются на откуп воображению сценариста и режиссера. Естественно, любовная линия или какие-то экшен-сцены придуманы», — рассказал актер о своей роли.
Роман Евдокимов играет подопечного героя Добронравова — молодого буериста, участвующего в спасении детей. История блокады для актера в том числе личная: в Ленинграде умерла его двоюродная бабушка.
Роман Евдокимов
Фото предоставлено съемочной группой
«Пётр — молодой парень, яхтсмен, мастер спорта, когда началась война, его, как и тысячи других, призвали в армию, он попал в отряд буеристов, бывших спортсменов, которые под парусом по льду Ладоги вывозили обессиленных людей из окруженного города, доставляли хлеб и продукты… Белые халаты как специальное средство маскировки, белый парус на белом льду в белой пурге, всё это давало ощущение приближающегося ангела — буеристов поэтому так и назвали», — рассказывает Евдокимов.
В прокат «Ангелы Ладоги» должны выйти в 2026 году.
«Наша картина адресована семьям, чьи прадеды прошли эту войну. Это и военная драма, и в то же время приключения с экшеном, погонями и гонками на льду, есть и любовная линия. Так что, мне кажется, это семейное кино», — резюмирует Александр Котт.