Мудрец, паяц и монахиня: Каким показывали Ван Хельсинга в кино
«Ван Хельсинг» с Хью Джекманом и Кейт Бекинсейл вышел на экраны ровно 20 лет назад. Непримиримый борец с кровососущей нечистью, знаток оригинального оружия и слегка эксцентричный джентльмен — под весом лет образ профессора Ван Хельсинга отошел от книжного прототипа чрезвычайно далеко, но всё же сохранил основные черты. Разбираемся, как менялся доктор вампирских наук: от первого появления на экране до настоящего времени.
Абрахам Ван Хельсинг — специалист по таинственным заболеваниям, прибывший из Нидерландов по просьбе своего бывшего студента доктора Сьюарда обследовать травмы Люси Вестенра и открывший героям готического романа Брэма Стокера «Дракула» страшную правду: девушку укусил вампир. Ван Хельсинг описан как умудренный опытом среднего роста мужчина, с кустистыми бровями, квадратным подбородком и темно-голубыми глазами. Профессор выступает проводником в мир сверхъестественного, дает персонажам советы и лично возглавляет экспедицию в Трансильванию, где убивает невест Дракулы, что делает Ван Хельсинга заклятым врагом графа-кровососа. При этом статус охотника на вампиров доктор получил гораздо позже — благодаря авторам киноадаптаций романа Стокера. Первоначально круг профессиональных интересов Ван Хельсинга был гораздо шире.
Впервые на экране Ван Хельсинг появился в 1922 году в «Носферату, симфония ужаса» Фридриха Вильгельма Мурнау — самовольной адаптации «Дракулы» для немецкой аудитории. Чтобы избежать обвинений в нарушении авторских прав, авторы «Носферату» изменили имена всех персонажей и перенесли действие в Германию. Местного Ван Хельсинга зовут профессор Бульвер (Йон Готтовт), появляется он всего в нескольких сценах и на сюжет практически не влияет, лишь обеспечивая героев необходимым минимумом информации.
Первая официальная экранизация романа Брэма Стокера вышла в 1931 году и, как нетрудно догадаться, называлась «Дракула». Профессор Абрахам Ван Хельсинг (Эдвард Ван Слоун) предстал перед зрителями во всей красе, пусть и не в точном соответствии с книжным прообразом. Именно в «Дракуле» студии Universal Ван Хельсинг удостоился чести лично убить Дракулу (Бела Лугоши), пронзив сердце графа осиновым колом. В кармане доктор носил чеснок и распятие, обладал энциклопедическими знаниями о существах ночи, но всё же полноценным охотником на вампиров еще не был.
Таковым стал Ван Хельсинг в исполнении Питера Кушинга в фильме «Дракула» 1958 года и его кино- и телевизионных продолжениях, созданных легендарной британской студией Hammer. Кушинг давал угля в прямом и переносном смысле на протяжении шести фильмов, причем успел сыграть не только Абрахама Ван Хельсинга, но и его отпрысков, превратив таким образом род профессора в потомственных охотников. Несмотря на некоторую моложавость, именно образ доктора, воплощенный Кушингом, является самым каноничным до сих пор: борец с нечистью безжалостен, интеллигентен и невероятно находчив.
О голландских корнях Ван Хельсинга забывают практически все, кроме Джона Бэдэма, взявшего на роль профессора знаменитого Лоренса Оливье. В «Дракуле» 1979 года доктор предстает пожилым мужчиной, говорит по-голландски и уступает дочь силам тьмы. Горе и старость берут верх над хладнокровием, и охотник на вампиров сам в конечном итоге становится жертвой Дракулы (Фрэнк Ланджелла). Преклонный возраст Ван Хельсинга порой становился не только причиной неудач в столкновении с вампирами, но и поводом для шуток. В кэмповой комедии Романа Поланского «Бал вампиров» доктор изображен как пародия одновременно на самого себя и Альберта Эйнштейна. Зовут грозу кровососов Абронсий (Джек МакГоурэн), и он профессор Кенигсбергского университета в летах, что часто становится помехой неуемному героизму персонажа в самых нелепых проявлениях.
Ван Хельсинг Энтони Хопкинса из фильма «Дракула» 1992 года режиссуры Фрэнсиса Форда Копполы — другая сторона медали. Персонаж этот не столько комичный, сколько попросту странный. Несмотря на максимальную близость сюжета к книжному оригиналу, в «Дракуле» Копполы именно профессор сильнее прочих отличается от прототипа, хоть и сыгран Хопкинсом, как обычно, блестяще. Причина, по которой понадобилось делать из уравновешенного и рассудительного доктора маниакального безумца, неизвестна до сих пор, что, впрочем, не умаляет достоинств самой картины.
Завершает троицу нетрадиционных Ван Хельсингов Мэл Брукс, сыгравший профессора в фильме под названием «Дракула: Мертвый и довольный» — последней на данный момент работе Брукса в кино в качестве режиссера. Абрахам Ван Хельсинг не уступает остальным персонажам пародийной комедии абсурда и сражается с Дракулой (Лесли Нильсен) и его приспешниками не только с помощью осиновых кольев и чеснока, но и куда более оригинальными способами: например, устраивает с графом словесный поединок на древнемолдавском.
Переход в новое тысячелетие перелопатил много традиционных сюжетов и не обошел стороной историю Дракулы, а как следствие, и Ван Хельсинга. Своеобразную передачу наследства молодому поколению оформили режиссер Патрик Люссье и продюсер Уэс Крэйвен в ленте «Дракула 2000». Бессмертный вампир (Джерард Батлер) возвращается к жизни, но на его пути вновь встает Абрахам Ван Хельсинг (Кристофер Пламмер), замедливший старение с помощью инъекций крови Дракулы. Впрочем, чтобы нежить не прорвалась в новый век, профессору приходится передать весь свой опыт дочери (Джастин Уодделл) и ученику (Джонни Ли Миллер), принеся себя в жертву: молодым вперед шагать.
Среди многочисленных потомков (прямых или не совсем) Ван Хельсинга выделяется Гэбриэл (Хью Джекман), сирота на попечении Святого престола, ставший в руках церкви грозным инструментом против нечисти. В фильме «Ван Хельсинг» Стивена Соммерса Гэбриэл с помощью замысловатого оружия и скверного характера охотится не только на Дракулу (Ричард Роксбург) и его невест, но и на монструозного мистера Хайда (Робби Колтрейн), чудовище Франкенштейна (Шулер Хенсли) и Человека-волка (Уилл Кемп). В «Ван Хельсинге» образ профессора полностью переработан: в наследство, кроме фамилии, Гэбриэлу достался только статус, всё остальное, начиная с возраста и заканчивая академическими званиями, отправлено на свалку истории. Новый Ван Хельсинг голыми руками разрывает вампирят и орошает невест Дракулы градом стрел из автоматического арбалета, полученного в секретных катакомбах Ватикана, — словно Джеймс Бонд в мире чудовищ.
Переосмысление образа Ван Хельсинга продолжается по сей день. Например, в фильме «Дракула 3D», где роль доктора исполнил Рутгер Хауэр, оказывается, что профессор работал в учреждении для душевнобольных в аббатстве Карфакс (том самом, где разворачиваются события романа Брэма Стокера). В мини-сериале Марка Гэтисса и Стивена Моффата «Дракула» графу (Клас Банг), пытающемуся попасть в Лондон, противостоят отпрыски Абрахама Ван Хельсинга — сестра Агата в прошлом и доктор Зои в настоящем (обе роли достались Долли Уэллс). А в фэнтези-сериале канала SyFy «Ван Хельсинг» в постапокалиптическом мире, практически захваченном вампирами, действует целый клан потомков охотника на нечисть (Майкл Эклунд) под предводительством Ванессы Ван Хельсинг (Келли Овертон) и ее сестры Скарлетт (Мисси Перегрим).
Современные авторы всё реже возвращаются к книжному образу Ван Хельсинга: пожилому и мудрому профессору и философу-метафизику, думающему, прежде чем стрелять. А новые версии персонажа либо приходятся Абрахаму дальними родственниками, либо вообще изобретаются с нуля, получая лишь очень условные черты оригинала и неизменную фамилию. Впрочем, рано или поздно доктор Ван Хельсинг вернется во всём своем рассудительном великолепии — и кровососам точно не поздоровится.