Мир принадлежит суперженщинам: Каким получился сериал «Сила»
На Amazon Prime вышло уже шесть эпизодов фантастического сериала «Сила», который собирается вставить свои пять копеек в вечный спор мужчин и женщин. Горькую правду придется выслушать обеим сторонам.
Во всем мире сначала у девочек-подростков, а потом и у взрослых женщин пробуждается способность генерировать электрические заряды. Новоявленные суперженщины чувствуют себя увереннее: теперь им есть, что противопоставить грубой силе мужчин. Те, в свою очередь, не собираются сдавать позиции просто так, начинается противостояние, которое закончится в пользу женщин. И это не спойлер: будущий новый миропорядок заявлен сразу в прологе сериала. Однако какой будет битва и с какими ценностями придут герои истории к ее завершению, в этом главный вопрос сериала.
Первые ответы мы получим примерно к середине мая, когда выйдет финальная серия сезона. Но если не терпится узнать, можно почитать книжку, переведенную и на русский язык тоже. Сериал поставлен по одноименному роману Наоми Алдерман, признанному одним из лучших произведений 2017 года в США. Писательница сама создала сценарий к первой серии экранизации и выступила одним из продюсеров проекта.
Концептуально он противопоставлен роману и сериалу «Рассказ служанки» Маргарет Этвуд. Об этом Алдерман неоднократно рассказывает в интервью с глубочайшим почтением к своей наставнице. Кстати, сюжет с монастырем, где живут монахини-бунтарки и заблудшие девочки, родился в результате общения двух писательниц.
С жанровой точки зрения сериал «Сила» довольно любопытен: начинаясь как история об обретении суперспособностей, на протяжении первых пяти серий он отказывается идти в русле супергероики. Женщины обрели необычный дар, но не отправились бороться со вселенским злом, а занялись своими проблемами. Здесь вы не встретите эпических сражений и захватывающих спецэффектов, адски хитроумных злодеев или героев без страха и упрека. Сериал остается в рамках реалистического повествования — фантастика мысленного эксперимента, имеющая дело с обычными людьми. Даже обретение сверхспособности не превращает женщин в супергероинь. Когда все вокруг особенные, то никто не особенный. Тем не менее потенциал для появления супергероини и суперзлодейки у «Силы» есть, и очень интересно будет следить за развитием этих образов.
В предложенных условиях сериал исследует судьбы пяти персонажей. Мэр Сиэтла Марго Клири-Лопес (Тони Коллетт) становится глашатаем нового мира и его лицом. Женщина-политик всегда была вынуждена терпеть нападки и пренебрежение со стороны коллег-мужчин. Теперь она должна, с одной стороны, защитить город от хаоса, с другой — поддержать женщин, проходящих непростой период. Ее миссия — поиск разумного баланса в новом гендерном противостоянии, и Марго полна сомнений и растерянности.
Вторая повелительница нового мира — Татьяна Москалева (Зринка Цвитешич), жена диктатора маленькой страны в Восточной Европе. Модельной внешности девушка живет в богатом дворце и пристально наблюдает за происходящим, стараясь не выдавать тотальной ненависти к людям. Хорватская актриса Цвитешич создала сильный и запоминающийся образ, в котором чувствуется энергия сжатой пружины.
Третья героиня — Джос Клири-Лопес (Аулии Кравальо), девушка из благополучной семьи, которая сердита на вечно занятую мать. Джос очень медленно осваивает свою силу, ведь по большому счету не нуждается в ней. Ей противопоставлена дочь гангстера Рокси Монке (Риа Змитрович), жаждущая признания отца. Выросшая в бандитской среде, она очень быстро осваивается с появившимися способностями и без колебаний использует их, не думая о последствиях.
Разумеется, никак нельзя обойтись без новой религии. Сирота Элли (Холли Буш) всю жизнь провела в приемных семьях. Она не умеет любить, только выживать, и силой планирует воспользоваться по полной программе, правда, гораздо хитрее, чем все остальные.
Несмотря на то что «Сила» много говорит о бедах женщин в мужском мире, это не созданная на радость феминисткам история. Уже в первых сериях мы встречаем как девушек из благополучных семей, которые не знают, зачем им грозное оружие, так и обиженных, жаждущих мести и власти. И чем дальше, тем антиутопичнее будет новый мир. К подросткам присоединятся взрослые женщины, у которых накопилось много претензий к противоположному полу.
Параллельно с героями сериала можно будет порефлексировать о развращающей силе внезапно обретенной власти, а также о насилии, которое порождает насилие. Женщины мстят за прошлые и настоящие обиды, мужчины пытаются остановить угрожающее их комфорту явление, нанося новые оскорбления, а в перспективе — замкнутый цикл бесконечной бойни.
Самое слабое место в концепции сериала — тезис о причинах появления «силы». Она возникает у женщин как способ защиты от жестокого мира. Вливаясь в повествование, мы должны принять эту идею. Возникает закономерный вопрос: почему новая способность появилась в условном настоящем, а не в предыдущие исторические эпохи, когда женщины гораздо больше нуждались в ней?
Попытка ответить на этот вопрос звучит в четвертой серии, но не очень убедительно. Чернокожая девушка-сирота Элли заявляет: сила появилась потому, что была нужна, ее дал Бог, которому надоело смотреть на безобразия, творимые мужчинами. У Элли по сюжету действительно есть причины для гнева на этот мир, но, родись она в начале XX века, поводов жаловаться было бы гораздо больше. К подростковому бесправию прилагалась бы еще и расовая сегрегация. Живи она в начале XIX века — вовсе была бы рабыней на плантациях. Но у Бога Элли терпение кончилось именно тогда, когда положение девушки в мире гораздо более устойчиво, а жалоба в соцслужбы способна обернуться серьезными проблемами для ее опекунов.
Объяснений может быть множество. Между тем сериал подробно разбирает физиологическую сторону необычного явления, но на вопрос «Почему?» отвечает предельно лаконично: «Потому что надо».
В целом заметно, что «Сила» метила в премиальный сегмент, чтобы встать рядом с теми же «Рассказом служанки» и «Черным зеркалом», но как будто немного не дотягивает в глубине проработки изображаемого мира. Тем не менее сериал может похвастаться сильными женскими образами, за развитием которых интересно наблюдать.