Мир как телешоу и воровство чужого тела: Обзор всех эпизодов шестого сезона сериала «Черное зеркало»
На Netflix вышли пять эпизодов шестого сезона научно-фантастической антологии Чарли Брукера «Черное зеркало». Обычно британский шоураннер пытается предостеречь человечество от возможных проблем в будущем, связанных с развитием современных технологий. Если верить Брукеру, то люди вымрут от соцсетей и неуемного стремления к лайкам или от утраты всего живого внутри и победы искусственного интеллекта. Рассказываем о каждом эпизоде шестого сезона сериала, который мало похож на классическое «Черное зеркало», и объясняем, почему его все-таки стоит смотреть.
«Джоан ужасная», реж. Алли Панкив
Джоан (Энни Мёрфи) работает в большой фирме, но застряла между действительно высокими позициями и рядовыми сотрудниками. Если взглянуть со стороны, то покажется, что девушка вполне счастлива и успешна. На самом деле каждый день Джоан вынуждена сообщать коллегам плохие новости, а чаще всего попросту увольнять людей. Дома ее ждет нелюбимый и чересчур правильный бойфренд Криш (Эви Нэш). Вечером пара садится смотреть новинки стримингового сервиса Streamberry и обнаруживает сериал «Джоан ужасна» с Сальмой Хайек в главной роли, который от и до транслирует прошедший день настоящей Джоан. Жизнь офисной работницы постепенно разваливается.
«Джоан ужасна» — пример классического «Черного зеркала», серия об изнанке технологического бума и одна из самых удачных в шестом сезоне. Брукер осторожно высмеивает онлайн-кинотеатры, на один из которых сам работает. Поскольку Джоан подписала соглашение со Streamberry, не читая его, личность девушки украли и ничего с шоу про ее жизнь сделать нельзя. Зритель легко можно представить себя на месте главной героини, и смех сменяется ужасом, становится не по себе. Брукеру удается сохранить градус безумия до самого конца эпизода и довести мир бесконечного реалити-шоу, за которым наблюдают подписчики стриминга, до феерического абсурда.
«Лох-Генри», реж. Сэм Миллер
Документалисты Дэвис (Сэмюэл Бленкин) и Пия (Миха’ла Херролд) приезжают в глухую шотландскую деревню, где вырос юноша. Парочка собирается снять фильм о местном жителе, охраняющем яйца редкой птицы. Но уже на месте, в деревушке Лох-Генри, документалисты находят другой, более интересный сюжет — про местного маньяка, который пытал и убивал людей у себя в подвале. Случилось это пару десятилетий назад, но с тех пор поток туристов в шотландскую глушь резко снизился. Дэвис и Пия открывают новые и не самые приятные подробности серии убийств.
Единственная и понятная претензия фанатов «Черного зеркала» к «Лох-Генри» состоит в том, что эпизод никак не связан с технологиями и научно-фантастической эстетикой и не похож на обычные истории антологии Брукера. Это классно сделанный реалистичный и кровавый триллер, который с каждой минутой смотреть всё интереснее. Жанр сериалов про маньяков, наверное, никогда себя не исчерпает. Единственное, что хоть как-то может связать «Лох-Генри» с классическими историями Брукера, — эстетика VHS-кассет и соединение прошлого с настоящим через сохраненные видеоизображения. На эту же тему и про ответственность человека с камерой перед объектом съемок говорил отличный сериал «Архив 81». «Лох-Генри» расширяет наше представление о том, какие сюжеты могут стать основой очередного эпизода «Черного зеркала». Поклонники триллеров останутся довольны.
«За морем», реж. Джон Краули
1969 год. Астронавты Клифф (Аарон Пол) и Дэвид (Джош Хартнетт) отправились в шестилетнюю космическую экспедицию. Чтобы семьи не скучали, были созданы их точные механические копии. Когда работы на космической станции нет, астронавты ложатся в специальное кресло и живут в теле двойника на Земле. Иногда Клифф и Дэвид проводят так по несколько дней. Но однажды в дом Клиффа врываются представители культа противников технологий и убивают как робота-копию, так и всю семью космонавта. Настоящий астронавт оказывается в глубокой депрессии и готов покончить с собой. Тогда у Клиффа и его жены Ланы (Кейт Мара) рождается необычный план. Одинокому космонавту разрешают пользоваться аватаром напарника час в неделю.
«За морем» — серия, которую из всего шестого сезона меньше всего критикуют поклонники антологии. У Брукера получилась оригинальная фантастическая ретро-мелодрама о возможном любовном треугольнике. Главная движущая сила истории — наличие роботов-двойников. Параллельно сценарист задается любопытным вопросом, который не имеет однозначного ответа: тело определяет человека или разум? Если поместить разум Дэвида в тело Клиффа, кто это будет? И возможны различные необычные вариации, о которых в забавной форме обычно говорят дурацкие комедии об обмене телами. История Дэвида страшно напоминает трагедию Романа Поланского и Шерон Тейт, которую не так давно вспоминал Квентин Тарантино в «Однажды в… Голливуде». Режиссером эпизода стал Джон Краули, автор двух экранизаций — «Бруклина» и «Щегла». У серии самый внушительный актерский состав, но подводит предсказуемое развитие событий, которое читается с первых минут.
«Мейзи Дэй», реж. Ута Бризвитц
Папарацци Бо (Зази Битц) устала вместе с коллегами бегать за звездами кино и сериалов, как охотники за несчастными оленями. Не так давно одна из жертв Бо после публикации провокационных снимков покончила с собой. Папарацци ушла из профессии и даже устроилась в кофейню, хоть денег катастрофически не хватает даже на оплату аренды жилья. Бо не может удержаться, когда за фотографии актрисы Мейзи Дэй (Клара Ругор) предлагают несколько десятков тысяч долларов. Дэй неожиданно убежала со съемочной площадки фильма в Чехии, вернулась в Лос-Анджелес, но тщательно скрывается от посторонних глаз. Лучше бы Бо и коллеги не пытались раскрыть секрет актрисы.
У «Мейзи Дэй» самые низкие оценки критиков и зрителей среди всех эпизодов шестого сезона. Это действительно слабая серия, в которой большую часть времени зрители вместе с главной героиней, как шакалы, бегают за актрисой. Ничего принципиально нового, кроме финального твиста, зрителей не ждет. И снова с классическим «Черным зеркалом» эпизод связывает разве что камера с высоким разрешением в руках Бо.
«Демон 79», реж. Тоби Хэйнс
Великобритания, 1979 год. Продавщица из обувного магазина Нида (Аньяна Васан) случайно обнаруживает в подвале старого здания талисман, в котором живет демон. Появляется существо из ада в облике участника группы Boney M (Паапа Эссьеду), во всём белом и в мехах. Демон говорит, что продавщица за три дня должна убить трех человек. Если же Нида откажется, начнется апокалипсис и умрет всё население планеты.
У «Демона 79» тоже нет элементов научной фантастики. Это жутковатый комедийный ретро-хоррор, чуть менее изобретательный, чем «Маленькое красное платье» Питера Стрикленда, но явно вдохновленный эстетикой британского мастера. Абсурдный сюжет и ностальгический флер прилагаются. «Демона 79» весело смотреть, но тут нет даже намека на философские вопросы и сложные концепции, только обаятельная стилизация.
Итог
К шестому сезону «Черного зеркала» можно относиться по-разному. С одной стороны, Чарли Брукер словно бы исписался и уже не знает, какой бы еще сюжет пропихнуть под громкое название, уже ставшее брендом. С другой, если с симпатией относиться к экспериментам шоураннера, можно сказать, что проект не стоит на месте и развивается. Правда, всё равно не очень понятно, что мешает Брукеру закрыть «Черное зеркало» и начать делать другую антологию из историй об оборотнях, демонах и маньяках, в которой зрители не будут пытаться выискивать фантастические и сатирические черты полюбившегося сериала. Кажется, за пять сезонов искусственному интеллекту, соцсетям и голограммам досталось порядочно, а борьба с прогрессом всё равно проиграна.