Медведи, водка, рок-н-ролл: Каким получился третий сезон сериала «Великая»
Стриминговый сервис Hulu выкатил все десять серий третьего сезона «Великой» — «антиисторического» сериала (по определению его создателей) о восхождении на трон и нескучном царствовании российской императрицы Екатерины II. В главных ролях по-прежнему зажигательный дуэт Эль Фаннинг и Николаса Холта. Рассказываем, чем радует продолжение популярного проекта.
Как и большинство хороших сериалов, «Великая» не ограничивает себя одной темой. Под прикрытием отчаянного фарса она рассказывает историю взросления, следит за развитием отношений внутри семейной пары, размышляет о сложностях взаимодействия интеллектуального меньшинства и большинства, пытается разобраться в проблемах политической игры, ведь одних благих намерений недостаточно для управления страной, и, разумеется, обращается к проблеме навязанных социумом гендерных ролей. В сериале каждый найдет то, что ему нужно прямо сейчас: просто посмеяться или поразмышлять. Или и то и другое одновременно.
В первом сезоне Екатерина (Эль Фаннинг) приезжает в Россию восторженной девицей, которую захватили идеи европейского Просвещения. В ее списке дел три пункта: любить императора Петра III (Николас Холт), влюбить его в себя и найти в стране источники науки и искусства. По всем статьям ее ждет жестокое разочарование: император — циничный и глупый тиран, а его подданные заняты только оргиями, водкой и сплетнями. Вдохновленная собственными фантазиями о возвеличивании России, Екатерина задумывает переворот.
Во втором сезоне императрица переворот с грехом пополам осуществляет. Пётр сидит под домашним арестом, мечтает о рождении сына, занимается медитациями и кулинарными изысканиями. Он влюблен в жену и пытается стать лучшей версией себя. Екатерина в это время пытается управлять страной и вводить прогрессивные идеи, о которых так мечтала. Однако неповоротливая махина государства отчаянно сопротивляется любым переменам, тем более что некоторые из них способны враз обрушить экономику, завязанную на нескольких веках крепостного права.
В начале третьего сезона Пётр и Екатерина разгребают последствия острого семейного конфликта, и их отношения наконец-то приходят к гармонии. Финальная сцена первой серии фиксирует это состояние: супруги охотятся в лесу, у Петра в меховом слинге сидит малютка Павел, Екатерина походя убивает одного из своих соратников и даже не замечает этого. В этот момент две противоположности максимально приближаются друг к другу в системе координат: Пётр стал мягче, Екатерина — жестче. Теперь они идеальная пара вроде Шрека и Фионы или Гомеса и Мортиши Аддамс. Разумеется, законы драматургии не позволят им законсервироваться в этом состоянии на весь сезон, но несколько эпизодов семейной идиллии нам подарят.
На новом этапе сюжет двигают сразу две исторические личности — Пётр I (Джейсон Айзекс) и Емельян Пугачёв (снова Холт). Разумеется, их линии, как и все остальные, — «временами правдивая история». Пётр Великий выполняет несколько функций: это фигура отца, подавляющего сына; «образцовый» представитель своего пола, порицающий жизненный выбор главного героя; голос социума, навязывающего человеку роль, для которой тот не годится. В общем, герой Джейсона Айзекса призван доставить Петру III немало неприятных минут. В свою очередь, Николас Холт в образе суперзвезды крестьянского восстания Емельяна Пугачёва заставит Екатерину переосмыслить методы правления. Его сцена с речью перед разномастной толпой — одна из ключевых в сезоне.
Если вы смотрели фильм Йоргоса Лантимоса «Фаворитка», то примерно можете представить себе градус озорного безумия, которое творится на экране. Только в случае с «Великой» можно помножить его на два, добавить жизнерадостный сеттинг и шутки, которыми палят без перерыва. Юмор здесь может быть тонким, грубым, черным, экстремальным, так что слабонервным и слишком серьезно относящимся к истории лучше не смотреть. Сценарий и для «Фаворитки», и для «Великой» писал австралиец Тони МакНамара, за первую он чуть не получил «Оскар» в 2019 году. Собственно, после этого успеха автор смог запустить проект о русской императрице для Hulu. До 2020 года исходный вариант «Великой» существовал лишь в виде пьесы, написанной для постановки в австралийском театре.
Человек, который вдруг возьмется подсчитывать исторические неточности сериала, просто захлебнется в этом океане. «Великая» существует в пространстве мифа и занимается исследованием преданий о Екатерине II, благо заботливые современники и потомки постарались на славу. В ход идет всё: сплетни, домыслы, легенды, скабрезные анекдоты. Если чего-то не хватает, автор проявляет недюжинную фантазию. Вся эта красота дополняется ветвистой клюквой, которую создатели сериала развешивают с откровенным упоением, чтобы лубочно-фэнтезийное очарование происходящего пробило каждого. В финальной серии МакНамара вплотную подходит к откровенному разговору о мифотворчестве и берет эффектную паузу до следующего сезона.
Роль Екатерины раскрыла для публики широкий актерский диапазон 25-летней Эль Фаннинг: она уверенно провела героиню через комедию и трагедию и ушла в полный рок-н-ролл под песню AC/DC. Ее экранный партнер Николас Холт создал не менее выразительный образ Петра III, прошагавшего сложный путь от эксцентричного самодура к чудаковатому, но трогательному отцу семейства. И это не спишешь на магию выгодной роли, поскольку второй его герой — Емельян Пугачёв — тоже хорош.
Ценитель галлюциногенных грибов Патриарх в исполнении Адама Годли всё так же щеголяет в облегающей сутане, которая подчеркивает его костлявость. В новом сезоне герою сложно выполнять свои обычные обязанности, поскольку в нём проснулся старый Архи — отчаянный потаскун-содомит. Больше экранного времени стало у Елизаветы — взбалмошной тетушки Петра III. Забавная героиня австралийской актрисы Белинды Бромилов всё чаще отвлекается от бурной личной жизни, чтобы направлять Екатерину советами. Правда, ее рекомендации обычно начинаются с историй о том, где, с кем и в каких позах она получала удовольствие.
Рейтинги кинокритиков, согласно агрегатору рецензий Rotten Tomatoes, безапелляционно высоки. Оценки зрителей подсчитывать пока рано, но если Hulu вдруг решит, что продолжать не стоит, то с точки зрения развития характеров сериал подошел к тому моменту, на котором можно спокойно закругляться, получив законченное произведение. А вот с точки зрения развития заложенных идей МакНамаре явно есть еще что сказать, так что будем надеяться на продолжение.