Опубликовано 13 ноября 2025, 16:37
11 мин.

Мат без мата, Мерлин и чайный гриб в Неве: Интервью со Степаном Гордеевым, режиссером сериала «Волшебный участок»

Поделиться:
Мат без мата, Мерлин и чайный гриб в Неве: Интервью со Степаном Гордеевым, режиссером сериала «Волшебный участок»

Гном и Кощей возвращаются! В Okko вышли уже две серии второго сезона сериала режиссера Степана Гордеева «Волшебный участок». ОБСП (Отдел по борьбе со сказочными преступлениями) переезжает из Москвы в Санкт-Петербург, чтобы снова сражаться со злонамеренными персонажами русского и не только фольклора. В Северной столице недавно произошло нападение на офицерский состав такого же отдела — героям предстоит разобраться с убийством и предотвратить несколько фантастических преступлений на Неве. Поговорили с режиссером обоих сезонов Степаном Гордеевым о том, чем съемочную команду удивил Петербург, в кабинете какого персонажа спрятана отсылка к «Лицу со шрамом» и как персонаж шведской книги стал маньяком.

Волшебный участок
Рейтинг: 7.9IMDb: 7.5
Жанры: Комедии, Фэнтези, Детективы, Боевики
2023, 2 сезона
Россия, 18+
Режиссер: Степан ГордеевГлавные роли: Николай Наумов, Андрей Добровольский, Алексей Золотовицкий, Дарья Мельникова, Мария Смольникова, Ева Смирнова

— Степан, в новом сезоне вы перевезли волшебный участок в Петербург. Расскажите, чем отличались съемки от московских, какой спецификой, трудностями встретила Северная столица?

Степан Гордеев: Северная столица встретила удивительно хорошей погодой: почти всё время было солнечно, тепло, мы готовились к тому, что будет сурово и холодно, а получилось ровно наоборот. Кроме того, оказалось, что многое в Питере сделать гораздо проще, чем в Москве. Например, перекрыть улицы, большие и крупные перекрестки, даже в центре города. Мы снимали прямо на Дворцовой площади и у Исаакиевского собора: ездили на машинах, делали трюки, летали. Нам в Питере понравилось. В Петербурге я бы еще что-нибудь снял, потому что там красиво и вкусно кормят.

— Что за интересные развалины для приключений персонажей вы нашли в первой серии?

Степан Гордеев: Это завод «Красный треугольник» с сохранившимися кирпичными стенами, металлическими рельсами. Я побывал там впервые и был очень впечатлен, с удовольствием поехал туда снимать. Но потом посмотрел несколько других проектов и понял, что местечко довольно-таки популярное.

— В 2023 году вышел первый сезон «Волшебного участка», и за первый же месяц он установил рекорд просмотров, его сразу полюбили, а второго сезона очень ждут. Как вам кажется, из чего сложился его зрительский успех?

Степан Гордеев: Как режиссер я считаю, что успех сериала кроется в актерском составе. Ведь зрители полюбили наш сериал за его героев, а герои — это актеры. Коля Наумов, Даша Мельникова, Лёша Золотовицкий, Андрей Добровольский, Филипп Янковский, Татьяна Анатольевна Догилева — они в первую очередь сделали наших персонажей близкими для народа. Каждый в роли был на своем месте. Острый сюжет и красивую операторскую съемку я бы поставил на второе или третье место.

— А какие перемены ждут их персонажей?

Степан Гордеев: Мы каждому герою во втором сезоне постарались уделить отдельное внимание, у каждого будет своя, хоть маленькая, линия. Старались при этом и сильно не разломать конструкцию, которая была построена раньше. Например, отдельная замечательная история будет у нашего маленького Гнома, который становится большим. Естественно, Лёха никуда не делся, он ищет свою племянницу, но теперь на сцену выходит его вечный напарник, как Осел у Шрека, — наш замечательный Гномик, которого играет Илья Соболев. Мне кажется, Гномик-матерщинник — воплощение, квинтэссенция нашего сериала, потому что достаточно показать одного этого персонажа, и вы сразу поймете, про что это кино. Идея состояла в том, что когда человек становится большим, то и проблем становится больше.

— Каких новых персонажей зрителю ждать в сериале?

Степан Гордеев: Прежде всего, у нас появится большой второстепенный персонаж — волшебник Мерлин, который сбежал от английского правосудия. Ему сломали волшебную палочку, он теперь совсем не может колдовать, но помогает героям справляться с трудностями. По сути, он будет выполнять такую же функцию, какую выполняла Баба-яга в первом сезоне, — станет полицейским осведомителем.

Герой он в целом положительный, но сумасшедший — безумный парик, борода, шикарный костюм и дом, полный артефактов. Его гениально сыграл Виктор Николаевич Бычков. Уже можно сказать, что Мерлин перейдет и в третий сезон. Будут у нас и Чайный гриб, и Карл, который на самом деле, конечно, отсылка к герою популярной шведской книги. У нас он стал кибернетическим андроидом регулярной левитации (КАРЛ) — советской разработкой, вышедшей из-под контроля. Ученые хотели придумать идеальную няню, а получился маньяк, который похищал детей и закармливал их вареньем. Дети подпитывали Карла энергией, чтобы он мог летать и пропеллер у него работал.

Будут Пушкин и проклятие Пушкина, будет даже «Бажовская братва». Это персонажи сказок Бажова, банда с Урала, которая переезжает в Питер навести шороху, с ними и Данила-мастер. В пятой серии появится Щука из сказки «По щучьему велению», а в шестой — сумасшедший персонаж Купидонян, который организует любовные вечеринки в Питере, в седьмой — Голем, человек из глины.

— Насколько ваши актеры свободны в том, чтобы импровизировать, предлагать что-то от себя, реализовывать собственные идеи?

Степан Гордеев: Свобода у них полная, но поскольку я тиран, если мне что-то не понравится, я всё запрещаю. (Смеется.) На самом деле нет, всё по-человечески, каждый актер в начале смены предлагает что-то добавить от себя. Больше всех предлагает Илья Соболев. Он вообще не стоит на месте, каждый день придумывает шутки, в кадре не любит пустоты и в любую заминку или паузу вставит шуточку. Он большой импровизатор, и это заводит всех на площадке.

Для меня Илья вообще большое открытие, он ищущий человек, который действительно хочет многое перепробовать. Сейчас, например, он мне с горящими глазами рассказывал про то, как увлекся импровизацией и теперь устраивает не обычные стендап-концерты, а полностью импровизированные, выходя на сцену без материала и в беседе со зрителями придумывая штуки. Я вижу, что его уже потянуло в драматические роли. Мне кажется, у Ильи всё получится.

— За костюмы в сериале снова отвечала Анна Баштовая. Какие новые задачи перед ней стояли, какие интересные отсылки были зашиты в костюмы героев?

Степан Гордеев: Глобальная отсылка не изменилась, Анна про нее не раз рассказывала. У нее все герои ходят в таком, как она это называет, финчеровском ретро 1970-х, вдохновленном фильмом Дэвида Финчера «Зодиак». Новые задачи, конечно, тоже были. Прежде всего, первый сезон разворачивался зимой, второй сезон происходит летом, и нужно было костюмом перенестись из зимы в лето, сохранив общий стиль. Мне кажется, удалось. Чтобы представить новый костюм «Волшебного участка», надо брать Зайца: раньше он ходил в рубашке и пиджаке, а теперь у него оранжевая рубашка с короткими рукавами, с подтяжками. Или Краснову, которая всё время в красном, с этими сережками-мухоморами и очками в виде грибочков. Появилась у нее и новая прическа, референсом к которой послужила прическа Руни Мары в фильме Финчера «Девушка с татуировкой дракона».

Кроме того, наконец-то свершилась моя мечта. Я хоть кого-то из нашего отдела одел в в полицейскую форму. Это Михалыч — в первой же сцене он появляется в спецформе и погонах ОБСП. А Заяц и вовсе выйдет в генеральском костюме, но во сне.

Самое большое удовольствие — одевать новых персонажей. Например, роскошно одет Купидонян. В качестве референса нам послужил комик Роман Трахтенберг, сейчас несправедливо забытый. Мы очень вдохновились его внешним образом: бородкой, усами. А когда придумывали пиджак, посмотрели, в чем ходит Филипп Киркоров. Купидонян олицетворяет армянский шик и при этом занимается амурными делами, и Анна вручную пришивала блестки на этот пиджак и вышивала большую эмблему — красное сердечко со стрелой.

Костюм Мерлина сшит из удивительных бархатных тканей, а внутри у него целая подкладка с заклинаниями, которые не видно. Еще один из героев вылавливает щуку, он одет в самый обычный затрепанный, засаленный мужицкий спортивный костюм. Когда щука исполняет его желание, он строит себе дворец и сидит там в богатом дорогом костюме из фильма «Джентльмены» Гая Ричи. Ну а кабинет, в котором находится база Купидоняна, взят из фильма «Лицо со шрамом» с Аль Пачино.

Любимая моя сцена — в нашем лимбе, царстве мертвых, куда герои попадают, когда нужно поговорить с кем-то из умерших. Поскольку они попадают туда через английского волшебника Мерлина, то оказываются одеты в смешные английские средневековые пижамы. Даже собака, один из наших персонажей, предстала в лимбе в маленьком смешном колпаке. В общем, внимание к деталям, костюмам — это наш конек. Спасибо, Аня.

— В обоих сезонах важную роль играют и собранные вручную детали, и CGI-эффекты. Поделитесь, пожалуйста, интересными историями о том, как вы делали CGI-героев.

Степан Гордеев: У нас есть замечательный CGI-супервайзер Евгений Лесниченко. Как ни удивительно, он делает на площадке всё, лишь бы не рисовать графику, — и это приводит к хорошему результату. Женя всегда говорит, что лучше, чем как было бы в жизни, ни одна графика не нарисует.

Например, если у нас есть в кадре летающие предметы, он наденет свой фирменный зеленый костюм, возьмет настоящий предмет, привяжет его к веревочке и будет двигать, а потом сотрет эту ниточку, и окажется прекрасно.

Самая сложная работа — создать трехмерного персонажа с нуля. Например, у нас есть Чайный гриб, причем в двух ипостасях: один находится внутри банки с жидкостью, другой побольше. Был и самый большой — гигантский. Первая серия в изначальном варианте заканчивалась тем, что гриб вырос больше домов и упал в Неву в районе Стрелки Васильевского острова, а наши герои его там подожгли с помощью бензовоза. Но мы переписали сцену и сделали гриб поменьше — и финал первой серии получился смешнее.

Еще один персонаж, над которым было много работы, — говорящая собака. Мы снимали живого пса по кличке Андор. Был целый кастинг, он приезжал в Питер и очень нам понравился. Все сцены снимали с настоящей собакой, а потом ему пересаживали трехмерную голову с помощью CGI.

Кроме того, говорящая щука — мы снимали пластиковую щуку, которая немножко дрыгалась, а потом к ней дорисовали говорящий рот и глаза. По сравнению с первым сезоном это для нас большой прорыв и усложнение: как минимум три-четыре новых, с нуля нарисованных персонажей. Я очень рад, что у нас в команде есть человек, который придумает, как нарисовать что угодно, нужны только время и деньги.

— Гному приходится отказаться от мата — расскажите, как вы пришли к этому решению и довольны ли результатом?

Степан Гордеев: Думаю, мы поступили правильно, когда решили придумать сюжет так, чтобы наш Гном хотя бы в одном сезоне не матерился и при этом остался таким же смешным, забавным и веселым. За это спасибо нашему сценаристу Саше Носкову. Он придумал, что Краснова заколдует Гнома, чтобы он не мог произнести ни одного матерного слова. На протяжении всего сезона Гном пытается найти аналоги нецензурщины и заносит их в свою записную книжку. Но слова эти, поверьте, он говорит так, как и матом иногда не скажешь.

Как и все создатели сериала, я читаю комментарии на ютубе, в телеграм-каналах, особенно люблю переживать о негативных комментариях — важно, чтобы режиссер слышал обратную связь и мог сделать в следующий раз лучше. Один из самых частых комментариев к прошлому сезону был «Зачем вы так много материтесь?». Я подумал и понял, что это не самая главная черта Гнома: он может быть таким же темпераментным, но при этом не материться.

Мы ведь еще и поняли: много детей смотрит сериал с родителями. У нас веселая комедия, а времена не самые веселые, и зритель благодаря нашему сериалу может отвлечься от реальности — хорошо, если вместе с детьми. Не хочется лишать его такой возможности.

— Но ваш сериал не только забавный — он местами и по-настоящему мрачный хотя бы из-за темы детей, которые теряются из-за злых намерений чужих взрослых. Это есть и в истории с Карлом, и в истории племянницы Лёхи с Кощеем. Как вы разграничиваете мрачное и веселое, чтобы не перекрыть грустными вещами действительно смешные шутки и не высмеять серьезные темы?

Степан Гордеев: Сценаристы, продюсеры, режиссер и оператор читают каждый сценарий и находят, если все-таки перебор. Вот и с Карлом была такая история. Изначально Карл был взрослым мужчиной, который по-настоящему похищал детей и запирал их в темном помещении. Выглядело, конечно, совсем маньячно, и все решили, что это не в нашем стиле. Так что линия с Карлом переписывалась несколько раз.

Сначала мы подумали, что было бы интересно сделать его говорящей куклой. Пересмотрели фильм о кукле Чаки и долго изучали технологии, которые позволили бы создать такого автоматизированного персонажа. К нам даже приезжал мастер из кукольного театра Образцова. Мастер, изготавливающий эти куклы, рассказывал, как сделать персонажа, — но нас, к сожалению, это не очень устроило, потому что мы поняли, что, увы, так нельзя будет изобразить никаких эмоций. Потому что там двигаются ручки и ножки, а рот открывается и закрывается, такой щелкунчик.

Потом разрабатывали специальный аниматроник, который ближе как раз к кукле Чаки, потому что куклой Чаки, как выяснилось, управляли пять или шесть человек, прятавшихся в разных частях кадра, под столом, под кроватью. У каждого был пульт управления, допустим, у одного от глаз, у другого — от ушей, у третьего — от рук и так далее. Естественно, чтобы изготовить такую куклу, нужно было огромное количество времени и денег, и мы поняли, что не потянем.

«Волшебный участок», 2-й сезон

Кадр со съемок сериала «Волшебный участок», 2-й сезон

реж. Степан Гордеев, 2025

— А нами всеми вслух нелюбимый, но так или иначе многими используемый искусственный интеллект работал над вашим фильмом?

Степан Гордеев: Я использовал искусственный интеллект на этапе подготовки, чтобы визуализировать вещи, которые я не могу нарисовать, потому что я не художник. С этой картинкой я приходил к художнику по костюму, по гриму или просто постановщику и показывал, чего хочу. И это был удобный инструмент для создания референсов. Художникам я показываю либо кадры из фильмов, либо фотографии, либо такие сгенерированные картинки. Возможно, нейросеть помогала и нашему сценаристу, но он в этом никогда не признавался. (Смеется.)

Если откровенно говорить, то юридический отдел не советует нам злоупотреблять нейросетями. Для того чтобы создать что-то с помощью ИИ, надо ИИ чем-то кормить, а здесь нужно быть очень осторожными.

— Как создавался образ Карла?

Степан Гордеев: Он появился, когда нам показали талантливого мальчика Володю Солодкова и спросили, не пригодится ли такой мальчишка в сериале. И мы тут же поняли, что вот он — Карл.

— Что вы уже можете рассказать нам про третий сезон?

Степан Гордеев: Не знаю, насколько много я могу рассказать про третий сезон, но он пишется. Уже прочитал четыре серии. Наших героев ждут приключения в путешествии по Золотому кольцу России. Всё, большего ничего пока открыть не могу.

Читайте также