Опубликовано 08 сентября 2021, 07:24
7 мин.

Мартин Фриман: Простой человек в непростых обстоятельствах

Поделиться:
Мартин Фриман: Простой человек в непростых обстоятельствах

8 сентября Мартину Фриману исполняется 50 лет. Рассказываем о потрясающем актере, который способен сыграть, кажется, все оттенки серого.

Кадр из сериала «Родители года»

Кадр из сериала «Родители года»

реж. Бен Палмер, 2020

Мартин Фриман среднего роста и телосложения, у него приятная, но совсем не голливудская внешность и едва ли чем-то выделяющийся голос. Он вообще абсолютно средний человек, который по всем параметрам не должен был стать большой звездой, и всё же стал. Его талант может быть незаметен, но именно этим и ценен: он может летать в космос, бродить по Средиземью и расследовать дело с Шерлоком Холмсом, но всё равно оставаться главным простым парнем современного кино, который к тому же продолжает тестировать собственное амплуа на прочность.

Ранняя карьера

Мартин Фриман родился в простой британской семье, которая, на первый взгляд, имела с искусством не так много общего. Его отец служил морским офицером и умер от сердечного приступа, когда Мартину было всего 10, а про профессию матери и вовсе мало чего известно — только что она когда-то мечтала стать актрисой, но не сложилось. Возможно, именно эти нереализованные амбиции побудили родителей Фримана серьезно заняться творческим воспитанием детей. Актер вспоминает, что в детстве ему всегда твердили, как мантру: «Не будь скучным. Не будь наблюдателем. Вноси что-то свое».

Мартин Фриман: Простой человек в непростых обстоятельствах

Photo by Jon Furniss/WireImage, 2006

Его старший брат Тим в итоге стал музыкантом — играл в относительно известной экспериментальной дрим-поп-группе Frazier Chorus. Сам Мартин тоже долго мечтал добиться успеха в мире музыки: он и сейчас горячо увлекается джазом и собирает дома коллекцию виниловых пластинок. Но судьба распорядилась несколько иначе, и Фриман в итоге открыл для себя актерское мастерство. Как он сам говорит, «И слава Богу, ведь музыкант или художник из меня был так себе».

После выпуска из католической школы (мать Мартина очень набожная, и религиозность отчасти передалась ему по наследству), он поступил в колледж Брукландса на факультет медиаведения (media studies). И только потом — в Королевскую центральную школу сценической речи и драматического искусства, одну из главных в Англии. Оттуда же когда-то выпустились Лоуренс Оливье, Джуди Денч, Кэтрин Тейт, а также Гаэль Гарсия Берналь, Кит Харрингтон и Керри Фишер.

Фриман позже рассказывал, как удивился, что весь первый семестр будущих актеров учили правильному дыханию. Он представлял, как удивились бы люди с «нормальными профессиями», узнав, чем тот занимается ради сдачи экзаменов. Но вообще Мартин с теплотой вспоминает о некоторых вещах, которым его научили в легендарной школе: «Однажды мой учитель сказал, что если ты хочешь сбежать от себя или стать кем-то другим, то актер — худшая работа в мире. Потому что она рассказывает о тебе куда больше, чем ты бы сам хотел знать».

Кадр из сериала «Офис»

Кадр из сериала «Офис»

реж. Рики Джервэйс, 2001

До выпуска он, впрочем, не доучился — бросил учебу ради работы в Национальном театре Лондона. А с середины 90-х начал играть первые роли на ТВ и в кино. Пока, правда, эпизодические, зато очень разные: в драме «Только мужчины» он предстал в образе футболиста, участвовавшего в групповом изнасиловании девушки, а в неудачной сериальной адаптации фильма «Карты, деньги, два ствола» сыграл нервного драгдилера. Устоявшийся образ (несправедливый) актера одной роли к Фриману придет позже — когда он сыграет Тима, одного из главных героев британского сериала «Офис».

Офисный Ватсон

Сегодня, когда об «Офисе» вспоминают чаще по его американскому ремейку, легко забыть, что оригинальное шоу, когда вышло в эфир, произвело фурор в телевизионной индустрии. А Фриман в один день проснулся звездой. Точнее, он проснулся «тем самым Тимом из „Офиса»» — тогда актера еще больше знали по имени его персонажа, чем по настоящему.

Тим, по сути, — сердце сериала. Самый адекватный и приятный герой, обычный обаятельный парень, оказавшийся в сумасбродном мире одной очень странной бумажной компании (в американской версии он станет Джимом, сыгранным Джоном Красински). Таких персонажей, которых на Западе называют емким термином everyday man, Фриман позже сыграет не единожды — и всякий раз они будут оказываться посреди сумасшедших обстоятельств, где простому человеку делать совершенно, казалось бы, нечего.

Кадр из фильма «Путеводитель: Автостопом по галактике»

Кадр из фильма «Путеводитель: Автостопом по галактике»

реж. Гарт Дженнингс, 2005

В абсурдной сай-фай комедии «Петеводитель: Автостопом по Галактике» он становится Артуром Дентом, последним выжившим мужчиной с Земли, который отправляется в сумасшедшее космическое приключение. Но думает он только о том, где бы выпить нормального чаю. В «Шерлоке» в роли доктора Ватсона он ошарашенно наблюдает за разворачивающейся на его глазах игрой больших умов, Холмса и Мориарти. Наконец, в «Хоббите» его Бильбо Бэггинса выталкивают из мирного Шира и вынуждают отправиться в приключение с драконами, масштабными воинами и магическими кольцами.

Фриману гениально удаются выдернутые из обыденности герои, тихие романтики, которых даже можно было бы назвать скучными, не будь они такими парадоксально притягательными. «Мартин находит поэзию в простом человеке», — говорил о нём Стивен Моффат, шоураннер «Шерлока». А режиссер «Властелина колец» и «Хоббита» Питер Джексон вообще не рассматривал других кандидатур на роль Бильбо: «Мартин блестяще балансирует между тональностями, он умеет одной ноге стоять в драме, а другой — в комедии».

Выход из образа

Сам Фриман, впрочем, не любит термина everyday man и не считает своих героев такими уж похожими. Бывает, он даже откровенно злится, если кто-то говорит, что он, мол, не играет, а просто остается самим собой на экране: «Если бы это было так легко, любой ***** (дурак) бы этим занимался. Если вам кажется, что я не играю, значит, я просто очень хорошо сделал свою работу».

Мартина можно понять: с самого начала карьеры ему сложно было избавиться от клейма «Тима» (хотя он и очень любит эту роль и «Офис» в целом) и заставить людей воспринимать его не как актера одного образа. А обвинения в том, что он как бы играет сам себя, и вовсе смешны: в жизни Фриман мало чем похож на Артура Дента, Ватсона или Бильбо. Многие интервьюеры отмечают, что актер очень любит ругаться матом, может позволять себе резкие высказывания и вообще быть довольно злым (но не в плохом смысле). Достаточно вспомнить кадры со съемок «Хоббита», где Фриман постоянно показывал операторам средний палец, чтобы понять, что перед нами совсем не добродушный Бильбо Бэггинс.

Кадр из фильма «Хоббит: нежданное путешествие»

Кадр из фильма «Хоббит: нежданное путешествие»

реж. Питер Джексон, 2012

Единственное, что действительно связывает Мартина с его «типичными» героями — домоседство. Фримана редко можно увидеть на светской вечеринке или любом другом массовом мероприятии. Свету софитов он предпочитает уют гостиной и совершенно не любит распространяться о личной жизни. А иногда и откровенно врет в интервью, чтобы поиздеваться над журналистами.

Так что его киношный образ — вовсе не альтер-эго Мартина, а просто удачное актерское попадание. Сам он отлично понимает, как его воспринимает публика, и периодически специально берет роли, разрушающие этот стереотип. Наиболее яркий пример, разумеется, — Лестер из первого сезона «Фарго»: вроде бы классический забитый «маленький человек», который на протяжении сериала медленно трансформируется в хладнокровного психопата. Это до сих пор одна из лучших и самых неординарных работ Фримана на экране.

Кадр из сериала «Фарго»

Кадр из сериала «Фарго»

реж. Ноа Хоули, 2014

В «Бремени» он играет укушенного зомби отца, который старается доставить ребенка в безопасное место, пока сам не превратится в кровожадного монстра. В «Тайне «Ночного Дозора»» перевоплощается в великого художника Рембрандта. Даже во времена «Офиса» Фриман играл, например, роль эксцентричного рэпера-битбоксера в комедии «Али Джи в парламенте» Саши Барона Коэна. Он делает всё, чтобы перестать ассоциироваться с одинаковыми героями, и, кажется, у него это всё лучше получается. По крайней мере, мы сегодня знаем его как Мартина Фримана, а не как Тима, доктора Ватсона или Артура Дента: «Я знаю, что я не такой простой человек, и точно не такой простой актер. И мне грустно от этого. Я всегда хотел быть актером, а не хорошим парнем».

Что дальше

Мартину Фриману уже давно не надо ничего и никому доказывать. Но он всё равно не любит сидеть на месте: даже в начале карьеры актер радовался, что «Офис» закрыли после двух сезонов, ведь не хотел долго зацикливаться на чем-то одном. Теперь он сам продюсирует и пишет сериалы — например, под его крылом вышел ситком «Родители года» о странных и смешных отношениях простых британских родителей и их детей (сам же Мартин играет одну из главных ролей).

Кадр из фильма «Истории призраков»

Кадр из фильма «Истории призраков»

реж. Джереми Дайсон, Энди Найман, 2017

Сейчас Фриман — устоявшаяся международная звезда с несколькими номинациями на «Эмми» и «Золотой Глобус» и многомиллионными контрактами с большими студиями. Но он очень спокойно относится к своему статусу. Скажем, как-то на вопрос журналиста о разнице между работой над большим и маленьким кино Мартин ответил предельно просто и, кажется, очень в своем стиле. На съемках блокбастеров, говорит, лучше кормят.

Новое в подписке

Лучшее в подписке