Любовь, сталкинг и буллинг: Что не так с подростковым сериалом «Жвачка»
На Premier вышли пять эпизодов подросткового сериала «Жвачка». Руководство онлайн-кинотеатра говорит, что этим шоу перезапускает линейку молодежных проектов. «Жвачка» касается всех актуальных и модных тем: от сталкинга, блогерства и буллинга до первой любви, поисков себя и отношений с родителями, но сюжет разрывается между несколькими направлениями и не может выбрать, в какую сторону двигаться. Объясняем, как так вышло и почему сериал можно пропустить.
Галя (Дарья Балабанова) обитает в детдоме под Москвой, готовится поступать на сценарный во ВГИК и гуляет с опасным и абьюзивным Кириллом (Антон Артемьев), мечтающем о Дубае. Мать (Юлия Волкова) вот-вот выйдет из тюрьмы, что едва ли облегчит жизнь дочери. Однажды девушка случайно натыкается на стрим блогера из состоятельной семьи Ромы (Антон Рогачёв) и влюбляется. Розовощекий мажор в сети известен под псевдонимом Ганс Шмюзе. Неожиданно он оказывается еще и студентом философского факультета. Галя подстраивает с ним встречу в океанариуме. Свидание заканчивается танцами в темноте и вроде бы взаимной симпатией. Галя боится говорить о себе правду и врет, что она якобы дочь писателя и живет в Переделкино. Рома максимально не похож на Кирилла, что и впечатляет девушку. Богатенький парень даже знакомит ее со своими друзьями. Он воспринимает едва начавшиеся отношения как дежурный флирт, а она уже на второй день знакомства признается в любви. Рома за глаза дает ей прозвище Жвачка, а вскоре даже разыгрывает свою смерть. Галя плачет, несет цветы на его могилу и намерена отомстить убийце возлюбленного. Друзья блогера, такие же богачи, как он, подыгрывают Гансу, не очень заботясь о чувствах девушки.
«Жвачку» снял Александр Цой, прежде работавший над четвертым сезоном «Трудных подростков» и «Смычком», так что жанр молодежной драмы для постановщика не в новинку. Автор и сам появляется на экране в роли владельца небольшой галереи и творца. Как принято в отечественных сериалах о подростках, в «Жвачке» много средненькой музыки и тухловатых вечеринок. В первой серии есть сравнительно откровенная сцена секса, что немного радует. Но затем один полуэротический эпизод раз пять монтируют с драками. Не очень понятно, почему насилие и интим должны всегда идти рядом.
Скорее всего, авторы (а над проектом трудились аж девять сценаристов) хотели показать неидеальных героев, но, к сожалению, персонажи получились попросту отталкивающими. Трудно понять зажравшегося и жестокого блогера, но и одержимая девушка не вызывает симпатий. Дома Рому ждут больная раком сестра (Серафима Беляева), уставшая и теряющая связь с реальностью мать (Наталья Швец) и спасающийся от домашних проблем в работе холодный отец (Алексей Барабаш). Никому толком нет никакого дела до блогера. У Гали ситуация другая, но не менее трагичная. Представительница социального низа растет в одиночестве и никак не может сбежать от абьюзивных отношений. Потому даже наигранную теплоту Ганса она слишком быстро принимает за чистую монету. К метаниям девушки-сталкера вроде бы и хочется проникнуться сочувствием, но уж слишком безумной кажется Галя.
Беда «Жвачки» в усредненности и поверхностности. К сожалению, современные отечественные сериалы про подростков состоят из более или менее одинаковых ингредиентов. Должны быть неоновые вечеринки и зажравшиеся, не считающие денег представители золотой молодежи; не всегда ясные криминальные разборки; пусть даже фантомная, но история любви в духе «Ромео и Джульетты»; отсутствие минимального общения детей и родителей; буллинг; влияние соцсетей на реальную жизнь. Еще периодически в молодежных историях всплывает учеба, но в «Жвачке» только Галя хотя бы изредка появляется на занятиях, подготавливающих к поступлению во ВГИК. У мажоров, видимо, всё давно схвачено.
К сожалению, «Жвачка», как и многие другие побратимы, лишь делает вид, что говорит об актуальных проблемах подростков, а на самом деле лишь мимикрирует, подпитывает созданный о них пару-тройку лет назад экранный миф. Пусть над сценарием бились девять человек, диалоги, как и многие ситуации, в основном вызывают неловкость, да и от аудитории не скрыть, что оптика получается родительская, на детей смотрят сверху вниз. Коктейль из штампов никак не помогает, а сюжет рвется на ошметки.
«Жвачка» развивается ровно и чересчур спокойно, как хорошо знакомая песня. Вроде бы все ноты на месте, но хочется хоть какого-то сюрприза. После «Эйфории» или хотя бы «Сексуального просвещения» смотреть подобный молодежный сериал тоскливо. До «Трудных подростков» тоже пугающе далеко. Не очень понятно, к каким истинам подводят создатели и что в целом из повествования должны извлечь зрители.