Лошадь сдохла — слезь: Каким получился сериал «Обреченные на славу»
В Okko по подписке AMEDIATEKA можно посмотреть все эпизоды исторического сериала «Обреченные на славу». Бюджет сериала составляет внушительные 140 миллионов долларов, а главные роли исполняют двукратный обладатель премии «Оскар» Энтони Хопкинс и Иван Реон из «Игры престолов». Объясняем, что же пошло не так с дорогостоящим проектом.
В 79 году нашей эры в Риме кровь и деньги льются рекой. После смерти Нерона и «года четырех императоров» (по сути — разразившейся гражданской войны) из претендентов на трон выживает только безродный потомок крестьянина, дослужившийся до генерала. Теперь он император Тит Флавий Веспасиан (Энтони Хопкинс), которого втайне не уважают, но боятся знатные патриции. Веспасиан строит Амфитеатр Флавиев, ныне известный как Колизей, и выбирает преемника из двух сыновей: выдающегося военачальника Тита (Том Хьюз), который подавил восстание в Иудее и пригнал евреев на вышеупомянутую стройку, и одаренного политика и стратега Домициана (Джоджо Макари), искусно отвлекающего плебс от хлебных бунтов гладиаторскими боями и гонками на колесницах. У обоих есть свои слабости: сын-солдат влюблен в иудейскую царицу Беренику (Лара Вулф), которая в Риме стала его наложницей, а сын-политик — интриган и игрок с большими долгами и еще большими аппетитами.
Воспользоваться слабостями последнего спешит Тенакс (Иван Реон) — владелец крупнейшего тотализатора и друг колесничего-чемпиона Скорпа (Димитрий Леонидас). Тенакс, выросший в нищете, скрывает свое настоящее имя, режет заядлых должников в подворотнях и мечтает о собственной фракции — подобии спортивного клуба с возничими, колесницами и лошадьми. Пока их четыре и все принадлежат знати, но немного махинаций и везения позволяют Тенаксу и Скорпу завоевать расположение Домициана и его высочайшее позволение. Одновременно с этим в Рим прибывают трое конюхов из Андалузии с лучшими лошадьми и торговка Кала (Сара Мартинш) из Северной Африки, мечтающая вызволить своих дочерей из рабства и сына-охотника с гладиаторской арены.
«Обреченные на славу» — 140-миллионный колосс от NBCUniversal о Римской империи в эпоху расцвета и больших потрясений: разрушения Иерусалима, гибели Помпеи и мятежей в провинциях. И в кадре, и за ним немало громких имен: умирающего Веспасиана играет сэр Энтони Хопкинс, восходящего крестного отца античности — Иван Реон (незабываемый Рамси Болтон из «Игры престолов»). Кроме того, добрую половину шоу снял профи зрелищных катастроф Роланд Эммерих, а за сценарий отвечал Роберт Родат («Спасти рядового Райана»), взявший за основу литературный блокбастер Дэниела Мэнникса «Идущие на смерть» 1958 года. Эта же книга в свое время послужила основой для культового «Гладиатора» Ридли Скотта. Все совпадения, учитывая скорый релиз сиквела последнего, кажутся не случайными. Говорят также, что съемки шоу в Риме вынудили старину Ридли перенести производство своего «Гладиатора 2» на Мальту.
Тем не менее «Обреченные на славу», кажется, обречены на забвение. Хотя могут остаться в истории, если авторство приписать ИИ, который пытался сгенерировать лучшее шоу в истории из компиляции народных хитов. Картинка вышла глянцевой и безликой — то ли из-за обилия дешевой графики, то ли из-за доминирующего в режиссерском кресле Марко Кройцпайнтнера, автора детективного сай-фая «Тела» для Netflix. Хопкинс устало (и в который раз) говорит цитатами великих людей. Реон вновь плетет интриги, но уже без огонька: буднично убивает, шпионит и подтасовывает результаты, будто речь идет о производственной спортивной драме в духе «Ford против Ferrari». Угнетенные народы сплошь представлены в образах непокорных гордых женщин, которые используют мягкую силу, но без памяти влюбляются в олицетворяющих власть мужчин-воротил. Братья-престолонаследники — вылитые Тор и Локи, гладиатор-охотник будто сбежал из индийского суперхита «RRR: Рядом ревет революция» — тигр, созданный технологиями будто бы двадцатилетней давности, прилагается. Добавьте сюда щепотку сериала «Наследники», книжку с афоризмами великих греков и джентльменский набор «Игры престолов» из секса и насилия — вот и весь нехитрый рецепт. Всё это могло бы дышать и волновать сердца, если бы не отсутствие главных секретных ингредиентов — новизны и противоречий.
Дальнейшие комментарии по поводу новизны излишни, что же касается противоречий — речь об обидной ходульности и предсказуемости персонажей. Фантазии у них хватает только на два способа решать проблемы: заплатить или приставить кинжал к горлу (или какому-то другому ценному органу — тут тоже без фантазии). Античный рок не ставит перед ними сложных выборов и не будоражит моральный закон внутри зрителей (как было в тех же «Престолах» или «Доме Дракона»). Сами же герои настолько просты, что ходы их так же известны, как траектории движения шахматных фигур — кони выглядят самыми интересными и непредсказуемыми. Сценарист Роберт Родат, говоря о работе над сериалом, саморазоблачается, заявляя, что жизнь человечества, кажется, не сильно изменилась за 20 веков: «Проблемы гендера, проблемы иммиграции, серьезная классовая поляризация. Целое общество деградирует из‑за увлечения дешевыми развлечениями». Но если мир и ныне там, почему нам должно быть интересно, кто же в итоге выйдет в дамки?