Кто и почему пытался запретить в прокате хоррор о каннибалах «Техасская резня бензопилой»
Классический хоррор Тоуба Хупера «Техасская резня бензопилой» повторно вышел на большие экраны в России. Фильм с непростой историей создания и еще более непростой прокатной судьбой заслуживает отдельного байопика: картину снимали почти без бюджета на тридцатиградусной жаре, а некоторые страны цензурировали невиданное в ту пору экранное насилие или вообще запрещали кино к показу. Рассказываем, как инди-ужастик покорил публику и возмутил борцов за мораль.
Кто и как снял «Техасскую резню бензопилой»
Молодой постановщик Тоуб Хупер и его товарищ Ким Хенкел придумали и написали историю про группу друзей, которые сталкиваются с семейкой людоедов в Техасе. Бюджет у съемочной группы был мизерный — не больше 150 тысяч долларов, — а главные роли исполняли непрофессиональные и начинающие актеры. В штате на тот момент стояла ужасная жара: на пике она поднялась до 36 градусов, а по сюжету половина сцен разворачивалась при дневном свете на улице.
На каскадерах и реквизите экономили как могли. Трюки и опасные падения иногда делали сами исполнители ролей, а в кадре появлялись реальные кости животных и протухшее мясо. Нетрудно догадаться, что процесс создания фильма вышел крайне травматичным и нервным. Из-за мучительных душных смен по 12 и более часов к концу съемок ни у кого не оставалось сил. Актеры всё чаще получали повреждения на площадке, а пару раз даже едва не умерли из-за той самой бензопилы из названия. Это редкий случай, когда кино создали буквально кровью и потом.
Однако страдания всего коллектива окупились: скромный малобюджетный фильм заработал в прокате 30 миллионов долларов и породил целую франшизу о техасских каннибалах. Зрители оценили и хитрые подтексты — хоррор остроумно обыгрывал недоверие граждан к правительству США после Уотергейтского скандала и войн, а также метафорически показывал упадок института семьи, — и яркий стиль: «Резня» была снята в приземленной полудокументальной манере, что погружало публику в самую гущу действий. Неудивительно, что популярный фильм быстро попал под радары цензоров.
Что такого происходит в фильме
По сюжету в Техасе начинают вскрывать могилы неизвестные вандалы. Поэтому фильм открывается кадром обезображенного скелета, сидящего на памятнике с головой другого мертвеца. В следующей сцене главная героиня — обеспокоенная девушка по имени Салли — едет проведать дедушку на кладбище. С собой она берет брата в инвалидном кресле Франклина, а также друзей Джерри, Пэм и Кирка. По дороге герои подвозят странного автостопщика. Тот режет себе щеку ножом, а потом атакует Франклина с помощью бритвы. Незнакомца сразу же высаживают.
Вскоре герои натыкаются на дом. Кирк заходит в здание, но его убивают ударом молотка по голове. Такая же участь ожидает Пэм: ее ловят и заживо разделывают бензопилой. Следующим хижину посещает Джерри, который находит тела друзей и тоже погибает от удара молотком. Все убийства совершает гигантский мужчина в маске из человеческой кожи. Злодей добирается до Франклина, а после долгой погони и Салли оказывается в руках психопатов. Целая семейка людоедов сажает ее за обеденный стол: кровь из пальца девушки медленно пьет глава семейства — дедушка. К счастью, героиня сбегает и успевает сесть в машину. Один из преследователей попадает под колеса грузовика.
С одной стороны, в фильме много откровенных сцен убийств. Но крупными планами смерти не показаны. Кроме бутафорской крови и скелетов животных, здесь нет ничего, что могло бы спровоцировать цензоров. По сути, главный шок-контент разворачивается в голове у зрителя: он сам дорисовывает в воображении эпизоды, оставшиеся за кадром.
Как пытались запретить и цензурировать «Техасскую резню бензопилой»
В Америке проблемы у фильма начались с прокатных рейтингов. Тоуб Хупер надеялся, что картине присвоят рейтинг PG (детям рекомендуется смотреть с родителями), но вместо этого цензоры дали «Бензопиле» Х: значит, в кино при всём желании не попадут зрители младше 17 лет. Это приговор для зрительского жанра хоррора, который обычно смотрят подростки.
Каждую неделю во время съемок режиссер звонил в MPAA и уточнял, как будет лучше подать те или иные сцены. В итоге он, например, решил не показывать в деталях насаживание Пэм на крюк для мяса. Зритель не видит раны на теле героини, а слышит только жуткий звук. Эти и еще несколько других правок помогли Хуперу добиться рейтинга R в прокате: на показ допускают подростков, но только в сопровождении с родителями.
В Англии у «Бензопилы» дела шли еще хуже: Британский совет по классификации фильмов отказал картине в категории Х даже после удаления сцены с семейным ужином людоедов. Первый руководитель Стивен Мёрфи раскритиковал фильм из-за его акцента на «ненормальной психологии», а новый директор, сменивший на посту предыдущего, Джеймс Ферман назвал картину «порнографией террора» и заявил, что даже перемонтаж не исправит положения. Аналогичная ситуация складывалась и в Австралии: там вместо 83 минут хронометража осталось 77.
Хупер невольно сам сделал всё, чтобы фильм лег на полку. Он слишком старательно избегал прямой демонстрации насилия, чтобы избежать суровых рейтингов на родине: вот только этим-то и затруднил поиск компромисса с более придирчивыми критиками. Цензоры отмечали не столько конкретные ужасающие сцены (на самом деле их почти и не было на экране), сколько постоянную атмосферу напряжения — а от нее избавиться крайне сложно. В общей сложности фильм запрещали в 14 странах: среди них Ирландия, Новая Зеландия, Швеция, Чили и Норвегия.
Как запрещали продолжения
Продолжения «Техасской резни бензопилой» постигла схожая участь. В отличие от оригинала, сиквел не скупился на жестокость и насилие. Став именитым режиссером, Хупер и вовсе поменял жанр: новая часть стала более китчевой, комичной и при этом гипертрофированно кровавой. Например, в финале антагонист и протагонист буквально сражались на бензопилах, словно это шпаги, и имитировали ими половые члены.
Неудивительно, что фильм вышел в полном виде в Канаде только в 2006 году: в него вернули вырезанные 11 минут с битвой главного героя в подземелье, включая сцены с расколотыми головами и ту самую дуэль со злодеем Кожаным лицом. В Британии зашли дальше: потребовали удалить аж 20 минут хронометража. Даже в США Хуперу не удалось обойти цензоров: комиссия бескомпромиссно стояла на рейтинге Х, но в итоге компания Canon договорилась выпустить кино просто без рейтинга. В Сингапуре картина получила R21. А в Австралии картина пролежала на полке 20 лет, распространяясь нелегально через кассеты. С третьей частью сражались те же самые организации. Из фильма требовали вырезать жестокие убийства и присваивали картине рейтинги X: в итоге это привело к тому, что создатели в спешке резали негативы пленки, бесследно утрачивая по-настоящему интересные и рискованные сцены.
К 2000-м ситуация стала улучшаться. Цензурные органы начали закрываться и отмирать, а развитие интернета закрыло вопрос о распространении запрещенного контента. Фанаты хорроров пускай и с задержкой, но смогли вздохнуть полной грудью: теперь у них в распоряжении есть несколько DVD-версий классики с удаленными сценами. Это ли не значит, что в битве за высокие моральные нормы победу все-таки одержали Хупер и его последователи?