Опубликовано 18 декабря 2020, 03:35
5 мин.

Кристофер Нолан: Просто о сложном

Поделиться:
Кристофер Нолан: Просто о сложном

15 декабря в онлайн-кинотеатре Okko выходит одна из главных премьер года — фантастический боевик «Довод». Нелинейный нарратив, игры со временем и пространством, головоломки и экшен — всё это Нолан, режиссёр примиряющий синефилов и любителей блокбастеров. Вспомним его творческий путь и интересные факты из биографии.

Детство меж двух континентов

Лучшие фильмы Николаса Кейджа смотреть бесплатно

Лучшие фильмы Николаса Кейджа смотреть бесплатно

Кристофер Нолан — один из самых востребованных и влиятельных режиссёров современности, а его работы, подобно закодированным посланиям, порождают мириады текстов с расшифровками. У него голубые глаза, светло-русая шевелюра и десять фильмов, каждый из которых стал блокбастером. Нолан не различает красный и зелёный цвета, обожает играть с временными континуумами, а фильм, который принёс ему известность, он снял по рассказу, написанному его младшим братом Джонатаном. Студии мейджоры делают ради него исключения, а зрители — от интеллектуалов до любителей фильмов под поп-корн или начос — ходят на фильмы Нолана, получая необходимую степень сложности и экшена.

Нолан появился на свет в Лондоне. Родители занимались далёкими от искусства делами: отец — рекламщик, мать — стюардесса и учительница английского языка. Постоянные переезды из Великобритании в США, откуда была его мать, не могли не повлиять на ребёнка. Всё детство он провёл, мотаясь между шумным и громадным Лондоном и захолустным Эванстоном в Иллинойсе, путешествуя между континентами, временными зонами и своими собственными сущностями. Немудрено, что в своём кинематографе Нолан примется за рассуждения о пространстве и времени и расскажет о путешествиях человека через эти тонкие материи.

В 1977 на экраны выходят «Звёздные войны» и производят на совсем юного Нолана неизгладимое впечатление. А ещё на волне возродившегося интереса к звёздному небу и далёким планетам повторно в прокат выходит «Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика, отблески которой впоследствии нетрудно будет отыскать в нолановском «Интерстелларе». Под влиянием этих фильмов семилетний Нолан тут же берётся за камеру: на отцовскую Super 8 он снимает экшен-истории с игрушечными солдатиками. А в свои восемь ставит кукольную мультипликацию под названием «Космические войны». И если родители едва ли могут полноценно поддержать увлечение сына, то дядя, работающий в NASA, — вполне. Он даже присылает племяннику хроникальные записи со старта ракет. К этим записям Нолан, как и к фильму Кубрика, впоследствии не раз ещё обратится. И вот в 11 лет Кристофер Нолан уже точно знает, что мечтает стать режиссёром.

От авторского кино к большим бюджетам

Лучшие фильмы Николаса Кейджа смотреть бесплатно

Лучшие фильмы Николаса Кейджа смотреть бесплатно

Семнадцать лет спустя на экраны выйдет его первый фильм «Преследование» и на Нолана наконец-то обратят внимание. За это время он закончит обучение в Университетском колледже Лондона (факультет английской литературы) и успеет поработать аналитиком сценариев, оператором и даже режиссёром корпоративных фильмов. Пока что это ещё не мировое признание, но «Преследование» явно выстреливает на кинорынках и побеждает на фестивале в Роттердаме, после чего Newmarket Films финансирует вторую картину Нолана «Помни». И он гремит на весь мир, а карьера стремительно идёт в гору.

«Бессонница» с Аль Пачино в главной роли стала третьим успешным фильмом Нолана. После этой картины ему позволяют не просто работать с крупными формами, но и с огромными бюджетами. «Бэтмен: Начало» и вправду стал одним из самых дорогих фильмов того времени, но окупил себя совершенно: Нолан переоткрыл жанр, сделав супергеройский мир интересным не только подростковой аудитории, а блокбастер окончательно открыл для режиссёра все двери в киномир.

За «Бэтменом» последовали ещё две успешные картины: «Престиж» и «Тёмный рыцарь», продолживший историю Бэтмена. Во всех трёх фильмах снялся Кристиан Бэйл. Нолан же ощутил острую необходимость вернуться к «своему» кино, тем более, что получив, наконец-то, доступ к крупным суммам, он отважился взяться за свою давнишнюю мечту − «Начало», автором сценария которого выступил сам. В этом фильме и вправду пересеклись все излюбленные темы автора: изменчивость реальности, относительность времени, параллельное существование в нескольких временных последовательностях, человек с его разочарованиями, мечтами и привязанностями, которые только и позволяют идти вперёд.

Семейные ценности, которые легко проступают сквозь каждый фильм Нолана, сам он блюдёт и чтит. Даже его занятие кинематографом от семьи неотделимо: соавтором по пяти его картинам выступает брат, а постоянным продюсером − жена, Эмма Томас. У Нолана четверо детей, любовь к которым несложно опять же отыскать в повторяющемся мотиве разлуки, которая оказывается нестерпимой для родителя, как это происходит в «Начале», «Интерстелларе» или «Доводе».

Самой яркой, пожалуй, чертой фильмов Нолана становится нелинейный нарратив, то есть непоследовательное изложение сюжета. Начинается всё с фильма «Помни». Сложная повествовательная канва насаживает зрителя на крючок внимания: одна за другой, сцены начинаются неизвестно откуда и заканчиваются неизвестно где, пока всё это постепенно не складываться в полную картину. Мотивировкой этих игр со временем становится сам главный герой, который страдает антероградной амнезией, то есть не помнит ничего дольше пяти минут. Но чем дальше, тем более научно-фантастическими становятся сюжеты. В «Начале» уже исследуются возможности путешествий внутри и между сновидениями, а в «Интерстелларе» герой Макконахи шлёт сигналы в прошлое своей дочери из недр космического тессеракта.

Время, пространство и человек

Лучшие фильмы Николаса Кейджа смотреть бесплатно

Лучшие фильмы Николаса Кейджа смотреть бесплатно

Фильмы-конструкторы, фильмы-головоломки, с четко просчитанной последовательностью действий и кадров, трудные, захватывающие, зрелищные. Но на фоне этого сухого подсчёта и технических изысков Нолан не забывает и о лирике. Для каждого героя, спецагента или гениального учёного находится пара, дорогой человек, который и становится основной движущей силой сюжета.

Ещё одной чертой фильмов Нолана становится пресловутый параллелизм временных пространств. Так, в «Дюнкерке» одновременно рассказываются три истории: длиной в час, в день и в целую неделю. И при этом все три на экране разворачиваются параллельно. То же можно проследить и в «Доводе», только там Нолан дополнительно усложняет конструкцию: ранее происходившее одновременно и разделявшееся монтажом, в новой картине сталкивается в одном кадре.

В 2010 году Нолану присуждена премия BAFTA за художественное совершенство и мастерство постановщика на протяжении всей карьеры, и спустя десять лет Нолан всё ещё остаётся достоин её. Десять картин стали номинантами на 34 премии «Оскар» и в десяти из них одержали победу. И режиссёр не думает останавливаться. В каждой следующей картине он изыскивает всё новые и новые возможности рассказать о времени и человеке, который пытается временем этим повелевать. И пока это у него отлично получается.

Новое в подписке

Лучшее в подписке