Криминальная драма в декорациях неонового Токио: Стоит ли смотреть «Подобный дракону: Якудза»
На Amazon Prime Video стартовал криминальный мини-сериал «Подобный дракону: Якудза» — экранизация культовой серии игр компании SEGA Yakuza. Режиссерами шоу выступили Масахару Такэ («Обнаженный режиссер») и Кэнго Такимото («Осколки»). Рассказываем, какой получилась адаптация и как она обращается с культовым наследием медиа-франшизы.
Выпущенная в 2006 году эксклюзивно для PlayStation 2 Yakuza стала одной из самых продаваемых игр для консолей своего поколения. По всему миру было реализовано более одного миллиона копий, что не только неминуемо привело к развитию игровой франшизы, но и вызвало оживленный интерес среди кинематографистов. На сегодняшний день серия Yakuza насчитывает девять игр основной серии, три ремейка, а также 11 спин-оффов и различных ответвлений. Например, на 2025 год запланирован релиз action-adventure-игры Like a Dragon: Pirate Yakuza in Hawaii. Спустя несколько десятилетий члены токийских банд вспомнили, что Япония — островное государство… Поэтому вовсе не удивительно, что историю становления Кадзумы Кирю, основного протагониста серии, пытались перенести на экраны уже не один раз.
В 2005 году сразу на DVD вышла короткометражная картина «Подобный дракону: Пролог», сюжет которой был основан на первой игре серии. А уже в 2007-м состоялась премьера полнометражного фильма «Подобный дракону», режиссером которого выступил Такаси Миике («13 убийц», «Харакири 3D»). Первый опыт экранизаций Yakuza нельзя назвать успешным. Фильм провалился в прокате, не снискав признания как среди массового зрителя, так и среди поклонников видеоигры. Лишь 17 лет спустя история Кадзумы Кирю вновь была перенесена на экраны.
Сюжет сериала «Подобный дракону: Якудза», равно как и фильма 2007 года, основывается на событиях первой игры и разворачивается сразу в двух временных отрезках: в 1995-м и 2005-м. В 1995 году молодой выходец из детского дома Кадзума (Рёма Такэути) совместно со сводным братом Акирой Нишики (Кэнто Каку) решает ограбить казино. «Мы наконец-то будем свободны!» — заявляет один из братьев в порыве радости. Однако счастье длилось недолго. Зал с игровыми автоматами принадлежал клану Доджима. Они украли у якудза. В надежде сохранить жизнь себе и близким Кадзума присоединяется к преступному синдикату.
2005 год. Уже повзрослевший Кирю с татуировкой дракона во всю спину выходит из тюрьмы. За время, что Кадзума провел в заключении, Токио изменился до неузнаваемости. Нишики стал важным криминальном боссом, а город вот-вот потонет в ожесточенной войне банд. У одного из кланов похитили десять миллиардов йен. Под подозрением все. Остановить кровопролитную войну, жертвой которой могут стать сотни невинных, под силу лишь Кирю. Только он не намерен возвращаться к прошлой жизни. Десять лет за решеткой за убийство, которое он не совершал, изменили мужчину. Теперь он желает лишь одного — спокойной жизни. Однако отношения с криминальными боссами абьюзивны. Из них просто так не вырваться.
В отличие от фильма 2007 года, в сериале главная ставка сделана на гиперреализм происходящего. Теперь нет никаких суперударов и светящихся синим и оранжевым пламенем героев, есть лишь пытающиеся выжить в городских джунглях персонажи. Такаси Миике не боялся разбавить серьезные гангстерские разборки визуальным юмором, что придавало персонажам большей глубины и очарования. Такэ и Такимото лишают историю необходимых и порой напрашивающихся гэгов, вырезая из финального монтажа даже сцену в караоке, где Кирю исполняет песню Baka Mitai («Дураком я был») — одну из канонических композиций всей серии игр. Страдает в новой адаптации Yakuza и хореография боев. По уровню постановки и эпичности любая рукопашная схватка сериала будет уступать кат-сценам в играх.
Одним из продюсеров шоу выступил Ёкояма Масаёси — сценарист и продюсер оригинальной серии Yakuza, следивший за процессом съемок. Экранизация от Amazon буквально повторяет сюжет первой игры, меняя лишь имена участников и названия кланов. В картине Миике, помимо разборки Кирю с главарями банд, находилось место и для истории молодой парочки, грабящей банки ради того, чтобы девушка могла сделать аборт. Довольно смелое вкрапление остросоциальной тематики в экранизацию видеоигры. Япония конца прошлого — начала нынешнего века — страна, всё еще не оправившаяся после экономического коллапса. Потерянное десятилетие — термин, относящийся к периоду 1990–2000 годов, — стало потерянным двадцатилетием, метастазы которого расползлись вплоть до 2010-го. Страна по сей день переживает демографический кризис: почти треть населения Японии — люди старше 65 лет. Фильм Миике наглядно это демонстрирует. Сериал же себе таких вольностей не позволяет.
Сделав ставку на гиперреализм и мрачный тон повествования, создатели шоу рассказывают нравоучительную притчу о важности правильного выбора. Несмотря на сильно развитые в Японии семейные традиции, в местных детских домах ежегодно растет солидное число мальчиков и девочек, изъятых из семей по причине жестокого обращения дома. Лишь 15% от общего числа детей, попавших в детские дома, находят себе новые семьи. Нетрудно представить их судьбы после «выпуска».
«Подобный дракону: Якудза» — сериал, следующий за первой игрой серии буквально по пятам. Несмотря на холодный прием и порой чрезмерную гротескность полнометражной экранизации 2007 года, она оказалась гораздо смелее и куда более бережно обходилась с культовым игровым наследием. Сериал же не предлагает аудитории ничего нового. Ни для фанатов, ни для новых зрителей. Лишь еще одна история преступника с добрым сердцем, пытающегося порвать с криминальным прошлым. Только теперь в красочных декорациях горящего неоном Токио.