Король зомби: Как Ён Сан-хо захватил Пусан, а затем и Netflix
В апреле на Netflix вышел фантастический хоррор «Паразит: Серый» — экранизация легендарной манги Хитоси Ивааки о нашествии инопланетян. За сценарий и постановку шоу взялся режиссер культового «Поезда в Пусан» Ён Сан-хо — признанный мастер жанра зомби-апокалипсиса, создающий нетривиальные истории о безусловной любви и жажде смерти. Вспоминаем любопытный творческий путь Ён Сан-хо, который когда-то начинал с анимационных короткометражных работ, но со временем дорос до полных метров и статуса востребованного в индустрии автора.
Пробы пера
Ён Сан-хо родился в Сеуле, там же получил высшее образование — в частном университете Санмён, где изучал западную живопись и пробовал себя как начинающий аниматор. Его дебютной режиссерской работой стала анимационная короткометражная картина «Мегаломания D» (1997), за которой последовали «День D» (2000) и «Ад» (2003). Об этих мультфильмах известно крайне мало — кроме того, что уже в студенческие годы Ён начал проявлять явный интерес к жанру психоделической фантастики. В 2004 году начинающий режиссер открыл собственную студию анимации Dadashow, под эгидой которой было выпущено еще два коротких мультфильма: «Ад: Два вида жизни» (2006) и «Любовь и белок» (2008). Оба проекта были замечены в индустрии и попали на международные фестивали. «Ад: Два вида жизни» показали на Лионском фестивале короткометражного кино, а «Любовь и белок» попал в конкурс испанского смотра Cortocircuito в Сантьяго. Это пусть и не самое большое признание помогло Ёну полноценно заявить о себе. В 2010 году автора даже пригласили снять анимационную заставку для кинофестиваля в Пусане. Впоследствии именно этот город сыграет судьбоносную роль в жизни молодого кинематографиста.
В 2011 году Ён выпускает первый полнометражный мультфильм — «Король свиней», повествующий о 30-летнем мужчине, который подвергался жестоким издевательствам в старшей школе. Психологический триллер стал первой взрослой анимацией в Южной Корее и первым южнокорейским мультфильмом, попавшим в параллельную программу Каннского кинофестиваля «Двухнедельник режиссеров». Изобилующий жестокостью и графическим насилием, «Король свиней» вызвал неоднозначную реакцию зрителей, но абсолютно покорил критиков. Впрочем, с Лазурного берега Ён всё равно уехал без наград, зато получил несколько призов в родном Пусане и даже был отмечен Гильдией режиссеров Кореи, что само по себе большое достижение. Впоследствии «Король свиней» сыграл важную роль в популяризации взрослой анимации в Южной Корее и ее утверждении на международном уровне. В одном из поздних интервью Ён признался, что в основу сценария мультфильма лег его собственный негативный опыт в школе, который даже спустя долгие годы вызывает у него бурную эмоциональную реакцию.
Следующей анимационной работой Ён Сан-хо стала получасовая картина «Окно», затронувшая тему насилия в армии. Второй полный метр режиссера «Подделка» также оказался остросоциальным: сюжет анимационной ленты посвящен жителям небольшого села, пострадавшим от манипулятивных действий служителя церкви. У «Подделки» успешная фестивальная судьба: мультфильм показывали в Торонто, Ситжесе, Остине, Гётеборге и не только.
Первый коммерческий успех
Впрочем, россыпь фестивальных призов за остросоциальные анимационные работы, охватывающие темы подросткового насилия, дедовщины, классового неравенства и религиозного давления, стали лишь началом большого творческого пути Ён Сан-хо. Переходным моментом в карьере корейского автора стала зомби-анимация «Станция „Сеул“» (2016). Режиссер в реалистичной манере показывает начало нашествия ходячих мертвецов на столицу азиатской страны. Впервые автор берется за фантастический сюжет. Эпидемия распространяется стремительно, власти пытаются подавлять распространение вируса, но без особых успехов. В тот же год Ён выпускает свой главный хит — хоррор «Поезд в Пусан». Это первый большой коммерческий успех автора. События в блокбастере разворачиваются на следующий день после сюжета «Станции „Сеул“». Премьера картины прошла во внеконкурсной программе Каннского фестиваля, где вообще любят показывать по ночам качественно сделанное жанровое корейское кино.
Картина о группе пассажиров поезда, захваченного вирусом зомби, стала одним из самых кассовых фильмов Южной Кореи, собрав в кинотеатрах более 11 млн зрителей. При достаточно скромном для блокбастера бюджете в 8 млн долларов «Поезду в Пусан» удалось заработать порядка 99 млн. Секрет успеха фильма до смешного прост: не отрываясь от излюбленных тем социального насилия и классовой розни, Ён Сан-Хо снял очень реалистичную драму в рамках абсолютно нереалистичного зомби-апокалипсиса. За неимением большого бюджета «Поезд в Пусан» делает ставку на психологизм и взаимоотношения персонажей, заставляя зрителей сопереживать и проникаться разворачивающейся на экране историей. Вечно занятой папа везет дочку к маме, а лишь кажущийся страшным громила трогательно ухаживает за беременной супругой.
В 2020 году Ён также выпустил «Поезд в Пусан 2: Полуостров», связанный с событиями первого фильма лишь по касательной. Сюжет сиквела разворачивается в постапокалиптической Корее, главный герой — бывший солдат, который отправляется в заселенную ходячими мертвецами пустошь, где находится большой грузовик с деньгами. Несмотря на относительно теплый прием зрителей — при бюджете в 16 млн долларов картине удалось собрать 42 миллиона в широком прокате, — «Полуостров» уступает оригинальной картине, да и сам Ён Сан-хо как будто уже хотел отойти от вселенной зомби-апокалипсиса.
Провалы и неудачи
Впрочем, отходить от нишевых жанров режиссер не стал. Отточив навыки на «Поезде в Пусан», Ён продолжил исследовать тему фантастического и реального, создавая истории разной степени успешности. Где-то между первым и вторым «Поездом в Пусан» кинематографист выпустил еще одну достаточно спорную картину «Телекинез», которая должна была заложить основы южнокорейской супергероики. События фильма рассказывают об охраннике банка, который становится телекинетиком, попив воды из источника, куда упал метеорит. Новообретенные способности главный герой решает использовать в лучших традициях гонконгского боевика — во имя мести. Достойной конкуренции марвеловским «Мстителям» «Телекинез», увы, составить не смог. Зато на фильм обратило внимание руководство Netflix, чутко подхватившее наступающую волну популярности корейского кино. Чуть позже триумфатором «Оскара» станут «Паразиты» Пон Джун-хо. Странноватый фильм о супергерое-мстителе пришелся по вкусу американцам: «Телекинез» добавили в библиотеку стриминга, а имя Ён Сан-хо записали в блокнотик.
В начале 2020-х годов творческая деятельность Ён Сан-хо постепенно перетекла на корейское телевидение. Автор выпустил фантастический сериал «Метод» о сотрудниках IT-компании, находящихся под влиянием злого духа. Шоу особого успеха у зрителей не получило, однако Ён даже не думал сдаваться. Вслед за «Методом» последовал одноименный полнометражный фильм, который значительно расширил сюжет сериала. Хоррор о девушке со спиритическими способностями неплохо приняли на родине, но практически не заметили в остальном мире. К счастью, совсем скоро у Ёна вновь появился шанс заявить о себе.
Коллаборация с Netflix
В 2020 году Netflix дал зеленый свет экранизации вебтуна Ён Сан-хо «Зов ада». Комикс автор написал еще в 2002-м. Это фантастика о сверхъестественных существах, которые забирают людей в ад. По сюжету шоу каждый человек получает возможность узнать дату своей смерти, однако за духовным провидением прячется инопланетная угроза — в назначенное время людей убивают загадочные существа из другого мира. «Зов ада» едва ли смог затмить «Игру в кальмара», но достойно вписался в модный тренд на всё корейское.
Маленький успех «Зова ада» сменился новой неудачей: научно-фантастический экшен «Чон-и» хоть и поднял актуальную тему борьбы с искусственным интеллектом, но хитом платформы не стал. А для большинства фанатов Ён Сан-хо и вовсе оказался большим разочарованием. Впрочем, творческая нестабильность кинематографиста стала для зрителей чем-то вроде необходимого зла — за каждым хитом следует обязательный провал, который лишь подогревает ожидания. Экранизация популярной японской манги «Паразит: Серый» тоже не стала большим хитом. Обидно, что с каждой новой работой Ён всё больше теряет узнаваемый режиссерский стиль. Автора меньше интересуют социальные проблемы, а на первый план выходит чистый экшен. Интересно, за какой жанр теперь возьмется корейский режиссер. Было бы интересно посмотреть на его новый полный метр. Кажется, от сериалов автор несколько устал.