Холодная ярость: Чем впечатляет сериал «Аутсорс»
На фестивале «Новый сезон» состоялась премьера криминальной драмы «Аутсорс» Душана Глигорова, моментально ставшей фаворитом смотра. События разворачиваются в провинциальной российской тюрьме, работники которой выставили на аутсорс жизни особо опасных заключенных. «Аутсорс» выйдет эксклюзивно в Okko в 2025 году. Рассказываем о проекте, уверенно претендующем на звание лучшего сериала года.
На дворе 1996-й, до принятия моратория на смертную казнь один год. Начальник тюрьмы особого назначения (Виталий Коваленко) представляет надзирателям и прокурору города новичка Костю Волкова (Иван Янковский), приехавшего из далеких Кимр в Петропавловск-Камчатский, чтобы занять вакантное место исполнителя смертных приговоров. Экскурсию по тюрьме, ее обитателям и тайным комнатам Косте проводят молодые, но прожженные коллеги Саша (Эльдар Калимулин) и Рома (Данил Стеклов). Как человек неопытный, Костя вызывает снисходительные насмешки у сослуживцев, проявляя чуждое тюремному уставу сочувствие к осужденным, однако быстро осваивается, подминая острожные нравы под свои скрытые амбиции.
Режиссером «Аутсорса» выступил Душан Глигоров — автор детективного хита «Хрустальный», криминальной драмы «Химера» и успешно стартовавшей на днях «Трассы». Глигоров — талантливый и оригинальный постановщик, которому к тому же крупно везет со сценаристами: режиссер несколько раз работал в тандеме с Олегом Маловичко («Трасса» и «Хрустальный»), теперь же его творческой напарницей стала Анна Козлова, причастная к проектам «Медиатор» и «Кеша должен умереть». Несмотря на послужной список обоих, «Аутсорс» — исключительное кино, способное украсить любую фильмографию. Оператором выступил постоянный соратник Глигорова Батыр Моргачёв, чья изобретательная камера фиксирует мельчайшие бытовые детали, создавая впечатляющую галерею образов.
С первых минут история смело расходится на множество самостоятельных сюжетных линий, дополняющих друг друга и отлично сосуществующих в одном суровом застывшем мире северо-восточной провинции. Параллельно событиям, разворачивающимся за тюремной изгородью, рушится семья честного прокурора Андрея (Дмитрий Сумин), чья жена Катя (Карина Александрова) изнывает без денег в убогой квартирке, а родители мужа то и дело жалуются на неблагодарную невестку. Однажды и он знакомится с Костей, который без задних мыслей быстро и хладнокровно убивает смертника.
У конвоира Саши своя драма: на носу свадьба, у невесты (Мила Ершова) — девичник, с которого девушка возвращается в чудовищном состоянии, изнасилованная и избитая. Саша в бешенстве и замешательстве: крадет табельное оружие, однако сам попадает под прицел, чудом спасаясь благодаря бесстрастной решительности Кости. А есть еще тюремный врач Пётр (Леонид Тележинский), избегающий собственной никчемности путем беспорядочных половых связей. Концы сходятся лишь в одном месте — в той самой комнате, выступающей своеобразным ноевым ковчегом, где четверо дежурных наблюдателей — врач, прокурор и расстрельная команда — приводят в исполнение приговор о казни.
Большой плюс «Аутсорса» — в его циничной невозмутимости. Сериал снят в необычном формате 4:3, подчеркивающем ощущение замкнутости и обреченности глухого, погребенного под снегом места. Музыкальное оформление, стилизованное под хоральные напевы и старинные клавишные прелюдии, вкупе с холодной омертвелой фактурой навевает ассоциации с кино не столько Алексея Балабанова, сколько Ларса фон Триера. Однако, помимо довлеющей атмосферы, сериал искусно вплетает в канву наводящего ужас триллера неожиданную комическую разрядку. Проект щедр на оригинальные детали, обогащающие грубую и, казалось бы, безнадежную вселенную внезапной парадоксальностью: такой деталью, например, становится короткий кадр, в котором член расстрельный группы упивается чтением романа Джеки Коллинз, восседая под напечатанными на обоях пальмами.
Идея выставить самосуд на торги приходит к Косте после того, как отец (Дмитрий Сутырин) девушки, убитой одним из заключенных, просит парней устроить ему очную ставку с возмездием. Янковский — вновь голос грубой стихийной силы, уверенно и невозмутимо рубящей с плеча всё, что существует вне ее нравственно-этических норм, и взращивающей в душах окружающих языческую веру в отмщение. Вряд ли это можно назвать закрепившимся амплуа: в каждом образе актера, включая недалеко ушедшего от Кости Вову Адидаса, интуитивно ощущается множество оттенков, спрятанных под маской эффектного лидера. Такие герои игнорируют социальные конструкты, презирают условности и жаждут высшей справедливости вопреки царящей в обществе инертности и бездействию. В «Аутсорсе» Янковский играет сплошное противоречие, одновременно кажущееся абсолютно логичным: заботливый отец и муж, почтительно отзывающийся о жене и женщинах в целом, хладнокровно вырубает из дробовика человека, рискнувшего его шантажировать. В конце монументальной и крепко вовлекающей в свои недра экспозиции Костя делает коллегам рискованное, но заманчивое предложение, отказаться от которого никто не запрещает, но причин для этого к тому моменту не находится ни у коллег, ни у врача, ни у прокурора. Все оказываются повязаны кровью.
«Аутсорс» — крупнейшее событие в мире индустрии. Проект уверенно претендует на почетные лавры этого года, хотя официальная зрительская премьера отложена на следующий. Сериал Глигорова — редкий пример отечественной продукции, в которой отчетливо видна яркая художественная работа с текстом, фактурой и портретами героев, где каждый элемент подчинен творческой задаче и при этом не боится оригинальных и смелых решений. Кино однажды доказало, что побег из Алькатраса все-таки возможен, однако можно ли покинуть сонное хтоническое царство, затерянное в снегах российской глубинки, — увидим уже в следующих сериях.