Опубликовано 12 ноября 2022, 17:35
5 мин.

Хичкоковская принцесса: Портрет Грейс Келли

Поделиться:
Хичкоковская принцесса: Портрет Грейс Келли

40 лет назад не стало Грейс Келли, хичкоковской блондинки, княгини Монако и иконы стиля классического Голливуда. Впрочем, ее актерская жизнь закончилась намного раньше — она ушла из кино на пике популярности, с впечатляющей фильмографией и множеством наград, среди которых «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую женскую роль. 12 ноября Келли могло исполниться 93 года. В день рождения актрисы вспоминаем ее лучшие роли и образы, которые, несмотря на непродолжительную карьеру, навсегда обеспечили ей место в истории кино.

Из католической школы на Манхэттен

Жизнь Грейс Келли — это не история превращения Золушки в принцессу. Она родилась в семье богатого промышленника, трехкратного олимпийского чемпиона по гребле и национального директора по физической культуре (назначен президентом Рузвельтом) Джона Келли — старшего. Ее мать Маргарет Майер тоже была спортсменкой и тренером, до замужества преподавала физическое воспитание в университете Пенсильвании.

Похоже, что стать актрисой Грейс Келли мечтала со школьной скамьи, хотя ее родители такой выбор профессии не одобряли. Вопреки их воле после учебы в католическом колледже Келли поступила в Американскую академию драматического искусства в Нью-Йорке, судя по всему, не без участия своего дяди, известного драматурга Джорджа Келли. Для прослушивания она выбрала сцену из его фильма «Факелоносцы». А уже на выпускном выступила в роли Трейси Лорд из «Филадельфийской истории» по пьесе Филиппа Бэрри. Келли дебютировала на Бродвее в роли Берты в постановке пьесы «Отец» Августа Стриндберга. В начале карьеры она совмещала работу фотомоделью, съемки для телевидения и игру на Бродвее.

Грейс Келли в фильме «Ровно в полдень»

Кадр из фильма «Ровно в полдень»

реж. Фред Циннеман, 1952

В 1951 году состоялся кинодебют актрисы в фильме «Четырнадцать часов» Генри Хэтэуэя, где она сыграла эпизодическую роль. Затем продюсер Стэнли Крамер, увидев игру Келли в одной из бродвейских постановок, пригласил ее сняться в вестерне Фреда Циннемана «Ровно в полдень» в 1952-м, там она получила уже более заметную роль Эми Фаулер Кейн, жены главного героя. Фильм был номинирован на семь «Оскаров» и взял четыре из них. Впрочем, и здесь Келли не произвела большого впечатления на критиков, а Альфред Хичкок оценил ее игру как «довольно робкую». После съемок в «Ровно в полдень» Келли брала частные уроки, чтобы совершенствовать актерское мастерство, что вскоре принесло плоды.

Гейбл, Кросби, Хичкок и «Оскар»

Роль Линды Нордли в фильме Джона Форда «Могамбо» 1953 года принесла Келли «Золотой глобус» за лучшую женскую роль второго плана и первую номинацию на премию «Оскар». Она сыграла жену антрополога, которая увлеклась персонажем Кларка Гейбла — охотником на диких животных. В этой роли Келли заменила выбывшую Джин Тирни, у которой начались проблемы со здоровьем. Фильм стал настоящим трамплином в ее актерской карьере, после его успеха актриса стала восприниматься как восходящая звезда Голливуда.

Грейс Келли в фильме «Окно во двор»

Кадр из фильма «Окно во двор»

реж. Альфред Хичкок, 1954

Следующий год станет кульминационным для карьеры Грейс Келли. За всю свою непродолжительную актерскую карьеру она снялась в 11 фильмах, пять из которых пришлись на 1954 год, кроме того, актриса пополнила ряды «хичкоковских блондинок», снявшись в трех картинах мастера саспенса. Первый из них — «В случае убийства набирайте „М“» — экранизация одноименной бродвейской постановки Фредерика Нотта. Келли сыграла богатую жену бывшего профессионального теннисиста, который замыслил ее убийство. Роль беспомощной и пассивной жертвы не позволила в полной мере раскрыться актерскому таланту Келли, зато в следующей хичкоковской картине, «Окно во двор», она предстала в более сложном образе. Ради роли Лизы Фремонт — нью-йоркской светской львицы, ищущей внимания известного фотографа-документалиста, — Келли отказалась от роли в фильме «На набережной» с Марлоном Брандо. В «Окне во двор» она показала уверенную в себе героиню, которая знает, чего хочет, и добивается этого всеми доступными способами. За ширмой гламурной светской дамы, которая «не надевает дважды одно платье», скрывалась увлекающаяся, смелая женщина, способная залезть в квартиру предполагаемого убийцы, чтобы раздобыть улики.

Фильмография Грейс Келли

Кадр из фильма «Деревенская девушка»

реж. Джордж Ситон, 1954

В том же году были еще «Мосты у Токо-Ри» Марка Робсона и «Зеленый огонь» Эндрю Мартона, но, пожалуй, лучшая драматическая роль Келли — это Джорджи Элджин из «Деревенской девушки» Джорджа Ситона. Келли у Ситона — уставшая, измученная жизнью женщина, опекающая мужа-алкоголика, в прошлом известного исполнителя, которого блестяще сыграл Бинг Кросби. Героиня Келли выглядит старше своих лет, но, несмотря на потухший взгляд, в ней ощущается сила и безупречная выдержка. От былой «робкости» в игре Келли не осталось и следа, за эту мощную драматическую роль актриса была удостоена премии «Оскар».

Со съемочной площадки во дворец

«Поймать вора» 1956 года — последний фильм Хичкока, в котором появилась Грейс Келли, и самый судьбоносный в ее жизни. Во время съемок на Французской Ривьере актриса познакомилась с князем Монако Ренье III, своим будущим мужем. Впрочем, сведения расходятся, некоторые биографы отмечают, что знакомство случилось немного позже — на фотосессии во время Каннского кинофестиваля. В любом случае в картине «Поймать вора» красавица предстала в облике безупречной (как всегда), сдержанной, ледяной принцессы, которая на поверку оказывается неудержимой авантюристкой с пылким нравом и острым умом, — излюбленное качество хичкоковских героинь.

Грейс Келли в картине «Поймать вора»

Кадр из фильма «Поймать вора»

реж. Альфред Хичкок, 1956

Съемки в картине Чарльза Видора «Лебедь» по одноименной пьесе Ференца Молнара позволили Грейс Келли впервые примерить образ принцессы. Последним фильмом в карьере Келли стал музыкальный ромком «Высшее общество» (1956) режиссера Чарльза Уолтерса — ремейк картины 1940 года. Келли вновь встретилась на экране с Бингом Кросби, кроме того, в актерский состав входил Фрэнк Синатра и легендарный джазмен Луи Армстронг в роли самого себя. В кадре Келли уже носила знаменитое обручальное кольцо Cartier, подаренное ей Ренье в честь помолвки. Удивительно, но роль Трейси Лорд, та самая, с которой она выпустилась из Академии, стала для нее и успешным стартом, и финальным аккордом.

Грейс Келли ушла из кино на пике успеха и от последующих предложенных ролей отказывалась. Так было с хичкоковской «Марни» в 1962 году и с «Поворотным моментом» Герберта Росса в 1977-м. Была ли это ее инициатива, или же на нее давил новый статус, как ни крути, киножизнь Келли была завершена. Будучи княгиней, она занялась воспитанием наследников, благотворительностью и общественной деятельностью. А показ фильмов с ее участием, по слухам, был фактически запрещен в Монако под давлением венценосного супруга Келли. Актриса и принцесса трагически погибла в автокатастрофе в 1982 году, оставшись во многом непревзойденной звездой экрана и загадочной фигурой прошлого столетия.

Новое в подписке

Лучшее в подписке