Опубликовано 28 октября 2024, 20:08
3 мин.

Хаос на съемках супергеройского блокбастера: Почему разочаровывает сериал «Франшиза»

Поделиться:
Хаос на съемках супергеройского блокбастера: Почему разочаровывает сериал «Франшиза»

На Max выходит комедийный сериал «Франшиза» о закулисье съемок фильмов по комиксам. Индустрию супергеройского кино высмеивают шоураннер Джон Браун («Наследники», «Авеню 5»), режиссер Сэм Мендес («Красота по-американски», «1917»), исполнительный продюсер Армандо Ианнуччи («Гуща событий», «Вице-президент»). Объясняем, почему у создателей проекта получилась беззубая и несмешная критика жанра.

Сатира на конвейерное производство кинокомиксов в действии. В голливудском павильоне идет работа над второсортным супергеройским блокбастером. На площадке царит хаос: команда отстает от графика, бюджет изрядно превышен, сценарий переписывается на ходу, актеры ругаются прямо в кадре. Съемки под угрозой срыва. Студия планирует прикрыть многострадальный проект. Группа незадачливых киношников отчаянно пытается спасти фильм от провала.

«Франшиза» начинается довольно занятно: снятая одним кадром трехминутная сцена моментально погружает зрителя в производственный хаос. Чувствуется рука мастера Сэма Мендеса, поставившего пилотную серию. Но даже в этом эпизоде после бойкого старта динамика резко идет на спад. Наблюдать за повседневной суетой на съемочной площадке быстро наскучивает.

Сериалу катастрофически не хватает интересных и объемных героев. Пластиковую вселенную «Франшизы» наполняют персонажи-карикатуры: европейский режиссер-творец Эрик (Даниэль Брюль) и его правая рука Стефани (Джессика Хайнс), уставший ассистент постановщика Дэниэл (Химеш Патель) и его болтливая помощница Даг (Лолли Адефопе), студийная шишка Пэт (Даррен Голдштейн) и амбициозная продюсерша Анита (Ая Кэш), неуверенный в себе исполнитель главной роли Адам (Билли Магнуссен) и вечно подкалывающий его театральный актер Питер (Ричард Э. Грант). На первый взгляд команда кажется пестрой, но все герои — лишь функции, винтики в бездушной машине кинопроизводства.

Рецензия на сериал «Франшиза» (2024)

Шоураннером «Франшизы» является Джон Браун, писавший отдельные эпизоды «Наследников» и работавший над «Битыми пикселями»

Кадр из сериала «Франшиза», реж. Том Джордж, Лиза Джонсон, Сэм Мендес, 2024

Проект снят с оглядкой на актуальность, однако выглядит устаревшим. В последние пару лет усталость от супергеройских блокбастеров действительно достигла своего пика: проходные экранизации комиксов опостылели даже гикам. Настоящей отдушиной стали концепты, цинично высмеивающие супергероику. Тренд на деконструкцию жанра задали дерзкий «Дэдпул» и контркультурные «Пацаны» — оба по мотивам комиксов. «Франшиза» решила зайти со стороны демонстрации съемок кинокомиксов, глумясь как над глупостью супергеройских фильмов, так и над процессом их создания. Вот только своевременность прожарки индустрии вызывает вопросы — пародии на пафосный экшен о людях со способностями тоже порядком надоели. Впрочем, проблема проекта даже не в резкой потере актуальности, а в качестве самого сериала.

«Франшиза» обладает мощным сатирическим потенциалом, но едва ли его использует. Попытка поглумиться над блекнущей супергероикой выглядит банальной и жалкой, а на фоне кризиса жанра и вовсе неблагородной. Создатели шоу поверхностно высмеивают процесс создания кинокомиксов и выбирают самые очевидные мишени для насмешки. Вместо колких острот и неожиданных инсайдов авторы просто проговаривают то, что всем и так известно. В ход идут комментарии о состоянии индустрии: от вмешательства студий в творческий процесс до разговоров о гендерном дисбалансе в жанре. Такой «неполиткорректный» юмор с прямыми карикатурами сегодня оказывается беззубым.

Сериал «Франшиза» (2024): трейлер, кадры, сюжет

Даниэль Брюль в последнее время все чаще снимается в Голливуде. Немецкого актера можно увидеть в сериалах «Сокол и Зимний Солдат» и «Стать Карлом Лагерфельдом»

Кадр из сериала «Франшиза», реж. Том Джордж, Лиза Джонсон, Сэм Мендес, 2024

С точки зрения чисто комедийного жанра «Франшизе» тоже особо нечего предложить зрителям. Смешного здесь на удивление мало. Внутряковые шутки «для своих» и упоминания реальных деятелей индустрии срабатывают через раз и едва ли вызовут хохот у массовой аудитории. Бородатый анекдот про шоу-бизнес в конце первого эпизода можно считать проверкой. Если не зашло и захотелось бросить просмотр, наверное, лучше так и сделать.

В конечном итоге «Франшиза» не преуспевает ни по одному из направлений: для комедии не смешно, для сатиры слишком прямолинейно. Возможно, критика индустрии смотрелась бы лучше в формате мокьюментари-ситкома о работниках съемочной группы или в жанре производственной драмы о киношниках на стрессе, потому как без ярко выраженного концепта попытка играть на поле деконструкции жанра оказывается провалом. Строго говоря, сериал мало чем отличается от фильмов, которые высмеивает. Получилось посредственно и скучно.

Новое в подписке

Лучшее в подписке