«Каждый день может стать лучшим в твоей жизни»: Портрет Лин-Мануэля Миранды
16 января 43 года исполнилось одному из главных революционеров современного мюзикла. Лин-Мануэль Миранда не просто открыл новый жанр музыкальных постановок, но и подарил миру множество прекрасных песен, многие из которых любители мультфильмов Disney напевают каждый день. Рассказываем, за какие заслуги Миранда получил Пулитцеровскую премию, «Эмми», «Тони», «Грэмми» и почему вам обязательно нужно знать его имя.
Будущий обладатель десятка престижных премий родился в 1980 году в Нью-Йорке в семье психолога и политического консультанта. Необычное имя родители выбрали в честь стихотворения Хосе Мануэля Торреса Сантьяго о войне во Вьетнаме. Родители Миранды — выходцы из Пуэрто-Рико, и в детстве Лин-Мануэль каждый год ездил к бабушке, которая осталась на острове. Латиноамериканские корни и поездки к бабушке в итоге сильно повлияли на творчество Миранды. В школе Лин-Мануэль начал интересоваться музыкой и театром и писать первые песни для мюзиклов, а увидев постановку «Богема», понял, что в театре можно говорить не только о гангстерах Чикаго или героях войны — интерес представляют даже самые обычные люди, живущие по соседству.
Талант Лин-Мануэля позволил ему быстро выделиться на фоне коллег. Еще во время учебы в Уэслианском университете он написал первый черновой вариант мюзикла In the Heights (в России он переведен как «На высоте мечты») и произвел фурор среди студентов. После окончания университета Миранда начал работу над серьезной постановкой In the Heights для театров. После успеха на офф-Бродвее (так называют театры, где идут постановки, имеющие шанс перейти в высшую касту Бродвея) мюзикл быстро перешел в разряд одного из главных хитов Бродвея и получил более десятка номинаций на премию «Тони» (самую престижную театральную премию США), а также выиграл «Грэмми» за лучший музыкальный театральный альбом. Миранда, написавший и поставивший этот мюзикл, сам сыграл в нем главную роль, однако в 2009 году оставил проект ради следующих достижений.
In the Heights рассказывает историю одного из нью-йоркских кварталов под названием Washington Heights, где живут выходцы из Латинской Америки и их дети, рожденные уже в Нью-Йорке. Они борются за свое место под солнцем, упорно трудятся, влюбляются и расстаются, и всё это сопровождается песнями и танцами в зажигательной латинской манере. Но не зря постановка Лин-Мануэля Миранды произвела такой фурор — он решил добавить в классический мюзикл рэп, что до него раньше никто не делал. Традиционные мюзиклы, приправленные хип-хопом, зрители приняли сразу на ура и начали задаваться вопросом: почему до этого никто не додумался раньше?
В 2021 году на экраны был выпущен одноименный фильм, успешному прокату которого помешала пандемия COVID-19. Миранда от главной роли отказался, уступив Энтони Рамосу, однако все-таки появился в небольшой роли продавца мороженого. Фильм немного расходится с оригинальным мюзиклом по сюжету и несколько уступает ему в драматизме, но тем не менее с гордостью несет имя своего создателя.
В 2008 году Лин-Мануэль Миранда заинтересовался историей отца-основателя США Александра Гамильтона. Будучи под впечатлением от книги Рона Чернова, артист написал и исполнил рэп про Гамильтона в 2009 году на приеме в Белом доме и покорил собравшихся. В 2015 году мюзикл «Гамильтон», полностью написанный Мирандой, вышел на Бродвее и по сей день считается одной из величайших постановок в театральной истории.
«Гамильтон» — главный культурный феномен последнего времени, мюзикл с элементами хип-хопа, в котором белых отцов-основателей и матерей страны играют чернокожие, латиноамериканские исполнители и актеры с азиатскими корнями. С тех пор как мюзикл начали показывать на Бродвее, достать билеты на него стало недешевым и сложным делом. Лин-Мануэль получил за него не только 11 премий «Тони», но и Пулитцеровскую премию за драму и первую в своем роде коллективную награду Кеннеди-центра за выдающуюся творческую команду. Успех «Гамильтона» стал настолько резонансным, что у мюзикла появились международные постановки, в том числе и в Лондоне.
Постановка не только удивительным образом окрасила жанр мюзикла новыми цветами, но и дала возможность показать себя невероятно талантливым артистам, которых ранее было невозможно увидеть в «белых» ролях. Революционное и новаторское видение Миранды позволило ему играть с жанрами, образами персонажей и не вызывать при этом недовольства общества. К тому моменту, как «Гамильтон» стал популярным и обласканным критиками, недовольные кастингом чернокожих и латиноамериканцев на роли белых уже не могли ругать его создателей, и голоса ворчунов быстро потонули в восторженных отзывах миллионов. К сожалению, талант Миранды не помог в случае с критикой «Русалочки», игровой ремейк которой планируется к выходу в 2023 году. Еще до выхода картины, музыку к которой написал Лин-Мануэль, исполнительница главной роли Холли Бэйли подверглась критике за несоответствие цвета кожи персонажу из мультфильма. Но вернемся к «Гамильтону».
В разгар пандемии, в 2020 году, платформа Disney+ выпустила фильм «Гамильтон», представляющий собой сценическую запись театральной постановки. Еще 10 лет назад представить, что исторический мюзикл об отцах-основателях Америки сможет не только бить рекорды по продажам билетов, но и быть актуальным и востребованным среди молодежи, было просто невозможно. «Гамильтон» до сих пор с успехом идет на Бродвее, однако Лин-Мануэль Миранда главную роль оставил в 2016 году. Посмотреть на него в этой роли можно благодаря записи Disney.
После того как его мюзиклы перешли в разряд культовых, Лин-Мануэль Миранда продолжил работать с музыкой, но уже и в других направлениях. В 2015 году он вошел в команду композиторов саундтрека к блокбастеру «Звездные войны: Пробуждение силы», а в 2016-м написал музыку к мультфильму Disney «Моана». За заглавную песню анимации How Far I’ll Go Миранда получил номинации на «Грэмми», Critics’ Choice Movie Awards, «Золотой глобус» и «Оскар». В 2021 году на Netflix вышел мультфильм «Виво», к которому артист также написал саундтрек и лично озвучил одного из главных героев. В том же году вышел мультфильм «Энканто» студии Disney, где зрители также слышат песни Миранды из уст семейки Мадригаль. Кроме этого, он выступил и соавтором сценария. Для этого Лин-Мануэль ездил в Колумбию и много общался с местными архитекторами, ремесленниками и даже поварами. Вместе с легендарным Аланом Менкеном (получившим «Оскар» за саундтреки к «Русалочке», «Красавице и чудовищу», «Аладдину» и «Покахонтас») Миранда также поработал над музыкой и песнями к ремейку «Русалочки», про который мы уже упоминали ранее. Этот проект станет для Лин-Мануэля особенным, ведь в нем он также выступил в качестве сопродюсера.
Узнать фирменный стиль Миранды как композитора совсем не сложно: это мелодии, в которых присутствуют элементы хип-хопа, соула, R&B и классических композиций из мюзиклов. А в словах его песен обязательно присутствуют экспрессия, сопереживание личной драме героя, а также подробный пересказ его жизни и проблем.
Лин-Мануэль Миранда не только состоявшийся композитор, но и актер и режиссер. Его можно увидеть в фильме «Мэри Поппинс возвращается», а также в сериалах «Как я встретил вашу маму», «Бруклин 9-9» и «Американская семейка». В 2018 году Миранда объявил о своем режиссерском дебюте — фильме «Тик-так… БУМ!», трибьюте одноименному мюзиклу. Это своеобразный поклон от одного бродвейского мастера другому. Картина с Эндрю Гарфилдом в главной роли, посвященная Джонатану Ларсону, вышла в 2021 году и получила две номинации на «Золотой глобус», одну из которых, за лучшую мужскую роль, выиграл Гарфилд. Фильм вспоминает историю Ларсона, автора культовой постановки «Богема», которая, в свою очередь, легла в основу одноименного фильмаКриса Коламбуса. Ларсон не дожил до премьеры своего мюзикла всего день и не узнал, каким успешным он стал, но впоследствии получил Пулитцеровскую премию посмертно. Дебют Лин-Мануэля как постановщика критики приняли благосклонно. Например, Нелл Миноу на сайте rogerebert.com писала: «Миранда, сыгравший Ларсона в театральной постановке, режиссирует фильм с глубоким пониманием страсти, борьбы и энтузиазма художника, преданного искусству, которое требует много денег и много других людей, чтобы воплотиться в жизнь».
Подводить итог в творчестве Лин-Мануэля Миранды — задача сложная, ведь кажется, что поезд его идей не остановить и он еще много раз удивит мир своим творчеством. Его любовь к людям, к латиноамериканским корням, к другим народам и их традициям, а также понимание проблем современного общества вкупе с музыкальным талантом и интересом к культуре делают Миранду уникальным творцом, тонко чувствующим сегодняшние реалии и готовым предложить зрителям нечто новое и совершенно искреннее. Как говорит сам Лин-Мануэль, «наследие — это сажать семена в саду, который ты никогда не увидишь». И сад, который он оставит после себя, определенно будет красивым.