Каким получился сериал «„Монарх“: Наследие монстров»
На Apple TV+ вышел сериал «„Монарх“: Наследие монстров» — новая часть киновселенной MonsterVerse о противостоянии Годзиллы и Кинг-Конга, которые заодно могут уничтожить всё человечество. Персонаж Курта Рассела и его сын вынуждены спасать мир от чудовищ. Рассказываем, можно ли считать этот 8-серийный сериал успешным продолжением хитовой франшизы.
События сериала разворачиваются в трех временных отрезках: в 1952-м, 1973-м и 2023-м. В разных эпохах действуют и разные главные герои: в прошлом центром истории оказывается персонаж Уайатта Рассела, молодой солдат Ли Шо, которого во взрослом возрасте играет его прославленный отец Курт Рассел. В молодости он узнал о существовании тайной правительственной организации «Монарх», занимающейся исследованием огромных монстров, существование которых скрывается от общественности. Пока одни ученые ищут способ усовершенствовать оружие массового поражения в период холодной войны, другие пытаются взять под контроль чудищ, угрожающих существованию не только условных внешних врагов, а целого мира. В команде военных, занимающихся секретными испытаниями по уничтожению монстров, оказываются исследовательница Кейко (Мари Ямамото) и ученый Уильям (Андерс Холм). Вместе они узнают про тайный заговор правительства и стараются его раскрыть.
В настоящем события разворачиваются после масштабной трагедии из фильма «Годзилла» 2014 года, а главными героями становятся сводные брат и сестра Кентаро (Рэн Ватабэ) и Кейт (Анна Саваи). Сперва они случайно узнают о своем родстве, а потом и о том, что их умерший отец был как-то связан с организацией «Монарх» и знал, как остановить гигантских монстров, участивших свои нападения на людей. Отыскав взрослого Ли Шо и объединив усилия, они пытаются победить чудовищ, двигаясь к цели по принципу компьютерных бродилок: в поиске разбросанных ключей им придется облететь половину земного шара.
Сериал «„Монарх“: Наследие монстров» является частью глобальной кинофраншизы MonsterVerse («Вселенная монстров»), развитием которой занимаются американские Warner Bros. и Legendary Entertainment совместно с японской компанией Toho. На их совместном счету уже четыре полнометражных картины («Годзилла» 2014-го, «Конг: Остров черепа» 2017-го, «Годзилла 2: Король монстров» 2019-го и «Годзилла против Конга», вышедший в 2021 году). Замыкает этот квартет сериал «„Монарх“: Наследие монстров», расширяющий существующую вселенную и наполняющий ее новыми монстрами и героями.
Вышедшие до сериала Apple TV+ фильмы вызывали спорный отклик у аудитории: это было масштабное по своему замыслу кино, которое портила его реализация. Несмотря на присутствие в кадре настоящих титанов (в «Годзилле» Гарета Эдвардса, например, снялись только покинувший химическую лабораторию сериала «Во все тяжкие» Брайан Крэнстон, а также будущие звезды Marvel Элизабет Олсен и Аарон Тейлор-Джонсон), замыслам отчаянно не хватало свежести, нового взгляда на хорошо известные сюжеты про Годзиллу и Кинг-Конга.
Выходящий сериал, к сожалению, наследует этот врожденный порок всей франшизы и оказывается настоящим испытанием для ее поклонников. В первую очередь шоу не хватает той очарованности предметом, которую, например, демонстрировал Питер Джексон в своем «Кинг-Конге» 2005 года. В его картине неспешность развития сюжета оправдывалась желанием автора вдоволь налюбоваться созданным им миром и подарить эту возможность зрителю. Идущая почти три с половиной часа лента не казалась утомительной, а, напротив, напоминала захватывающий аттракцион, на котором хотелось задержаться подольше.
«„Монарх“: Наследие монстров» ради создания более подробного мира изначально жертвует важной составляющей истории — увлекательным сюжетом. Различные временные отрезки, сбивчивый монтаж и огромное количество героев с их бесконечными диалогами — всё это путает и отвлекает зрителя от основных событий. Только к четвертой серии проект про страшных монстров начинает по-настоящему показывать их на экране — непозволительное расточительство в эпоху сверхкоротких роликов на YouTube и TikTok и поколения клипового мышления.
Сделать историю про монстров, которая будет так скупиться на их демонстрацию, — спорное решение создателей, решивших сперва раззадорить зрителя, а уже потом как следует напугать. Едва ли современная аудитория, перекормленная самым разным контентом, будет ждать так долго, блуждая запутанными коридорами многоуровневого сюжета. Да и сами монстры здесь не вызывают вау-эффекта — графика кажется скупой и во многом уступает образу монстра из того же «Кинг-Конга», вышедшего 18 лет назад.
С темой апокалипсиса Apple TV+ работает не первый раз. Сюжетными ответвлениями, образом обреченного мира на экране и изобилием героев сериал напоминает другой проект стриминга — шоу «Вторжение», у которого недавно вышел второй сезон. Сериал тоже рассказывает про мир, оказавшийся на пороге уничтожения, после того как подвергся атаке инопланетян. Различные герои в самых отдаленных уголках планеты пытались своими силами противостоять космическим монстрам. Проект выстраивался по формуле: когда гибнет один человек — это трагедия, когда миллионы — статистика. Поэтому, чтобы вызвать у зрителя максимальный эмоциональный отклик, авторы фокусировались на частных историях отдельных героев, ставших нашими проводниками в мир сериала.
Получается, что пока супергеройские вселенные Marvel и DC переживают не лучшие времена и реструктуризацию, Apple с завидной регулярностью хоронит мир. Только, в отличие от комиксовой киногероики, спасают планету не персонажи со сверхспособностями, а обычные люди. Ставка на вдохновляющий слоган «В каждом из нас живет герой» кажется рабочей. Но при условии, что за пафосной идеей будет стоять продуманный и интересный сюжет, а зрителя не будут мучить затянувшейся прелюдией. В «„Монархе“: Наследие монстров» с личными историями героев всё обстоит так же неоднозначно, как и с основным сюжетом, — здесь просто некому по-настоящему сопереживать. А из-за долгого ожидания обещанного экшена и размаха успеваешь перегореть и остыть.
Возможно, создателям сериала и всей франшизы про Годзиллу и Кинг-Конга стоит отправиться в творческий рехаб вслед за авторами Marvel, зашедшими в тупик в попытках развить свою киновселенную дальше. Всё же лучше вовремя остановиться и поискать способ оздоровить франшизу, чем плодить бессмысленные продолжения, о которых зритель забудет уже на финальных титрах.