Каким получился сериал «Ласт квест»: Трагедия маленького наркомана и большая удача для зрителей
3 ноября в Okko начнет выходить сериал «Ласт квест». Всего в проекте девять эпизодов. Сериалы о наркотиках и наркоманах наводнили отечественные стриминги, как закладчики — спальные районы. Но первое, что нужно знать о «Ласт квесте», — такого вы еще не видели. Неожиданно авторский проект актера Петра Фёдорова (здесь он режиссер-постановщик, автор сценария, исполнитель главной роли и даже композитор) показал его с абсолютно новой стороны — как истинного эстета и визионера, способного самый незамысловатый сюжет превратить в захватывающий квест.
Житель монструозного спальника Олег (Пётр Фёдоров) давно живет в долг. И дело тут не только в его весьма сомнительных успехах в риелторской конторе шурина Бориса (Ростислав Лаврентьев). Олег просто нюхает до, после и даже во время работы, а в свободное время бродит нехожеными тропами за оставленными кладменами закладками. Финансовая яма уже так глубока, что наш герой даже не гнушается подворовывать на работе, чтобы закрыть долги и купить новый айфон любовнице Ляле (Анастасия Щеглова). Жена Лена (Александра Серзина) тем временем причитает о заблокированных счетах, молит Олега сходить к батюшке Тихону и уделить время ребенку, а главное — в упор не замечает сидящего в нем беса. Всё круто меняется, когда Лена уезжает хоронить того самого святого батюшку, а Олег отправляется вместе с сыном Егором (Максим Матузный) за своим очередным заказом из даркнета: заказ неожиданно оказывается оптовым (администратор перепутал координаты), и, скрываясь от преследования с целым килограммом кокаина, Олег теряет ребенка. Так Егор оказывается в плену, а Олег — в кабале у наркоторговцев.
Первое, что невозможно оставить без внимания, — невероятная визуальная изобретательность. Фёдорову удается показать историю одновременно и очень реалистично, и до крайности поэтично: входящие звонки визуализируются в говорящие головы, парящие в сером небе, наркотические трипы завораживают, стены и почва под ногами крайне ненадежны, градус паранойи высок — за каждым углом опасность/полиция/собственный двойник или даже страшнее — неизбежное разоблачение. Такой поэзией плотная современная застройка наполнялась, пожалуй, только в китайском видеоарте. Каждый кадр выразителен и до крайности экспрессивен: Фёдоров расцвечивает жизнь в унылом спальном районе так же лихо, как запрещенные препараты — сознание больного Олега (впрочем, на экране именно оно и визуализируется). Сегодня, когда все охотятся за блестящими сценариями, считая сюжетную интригу краеугольным камнем и магнитом, который сможет удержать аудиторию у экрана, «Ласт квест», кажется, идет от обратного, что по меньшей мере смело. Его выразительная манера сама по себе становится сюжетом. Чем дальше в лес, тем интереснее даже не то, что именно случится с героями, а как это будет показано.
Еще больше оживляют пространство «Квеста» свежие мета-шутки заядлого киномана: случайное убийство гвоздострелом обставлено как финальная дуэль из вестерна, поиск закладки в лесу приобретает черты русской народной сказки с обязательным архетипическим переходом через речку и фотографиями, к которым так и хочется приклеить титр «Налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — жизнь потеряешь...» и так далее (оглашать весь список необязательно, потому что Олег выбирает ходить там по кругу и собирать все проблемы разом). Вообще, судя по первым сериям, собирать проблемы — единственная сверхспособность главного героя (даже его босс с укором замечает, что черная полоса у Олега уже давно не заканчивается). Персонаж лишь на первый взгляд напоминает модных в последние лет 20 антигероев. Он примечателен как раз тем, что в нем нет ничего героического. Сюжет двигают не его решения, а череда его провалов — мир вокруг начинает стремительно рушиться, словно риелтор-наркоман всё это время жил не среди бетонных многоэтажек, а внутри карточного домика, который крошится от каждого неловкого движения.
На фоне общего стримингового изобилия «Ласт квест» выгодно выделяется своей рукотворностью. Отечественные платформы, кажется, готовы всё больше и больше денег тратить на контент, создавать дорогущие и прекрасные вымышленные миры, строить декорации альтернативной реальности хоть на Марсе, хоть в тридевятом царстве. Фёдоров идет неожиданным путем — делает фантастическим мир обыденный и повседневный. И вдруг оказывается, что при грамотной подаче даже иконки в квартире старушки или вымпел на лобовом стекле у дальнобойщика могут выглядеть как мистический артефакт.