Как завершился первый сезон сериала «Одна из многих» Винса Гиллигана
На Apple TV вышли все девять эпизодов парадоксального фантастического сериала Винса Гиллигана «Одна из многих». На Землю из космоса был завезён вирус счастья. Теперь все люди на свете стали единым организмом, пчёлами в гигантском улье. Писательница в кризисе Кэрол — одна из 12 человек на всю Землю с иммунитетом к инопланетной заразе. Кажется, автору беллетристических романов предстоит спасти мир в его привычном виде. Вспоминаем основные события девяти эпизодов, рассказываем, как закончился первый сезон, и рассуждаем о том, какие сложные вопросы ставит Гиллиган.
Что произошло в первом сезоне
Популярной писательнице Кэрол Стурка (Рэй Сихорн) славу принесла серия фэнтези-романов о приключениях любвеобильного пирата Рабана. Автор заканчивает изнурительный пресс-тур и наконец-то добирается до дома в Альбукерке. Привычному миру настаёт конец, когда Кэрол попивает коктейли в баре с личным менеджером и близкой подругой Хелен (Мириам Шор). Все посетители вокруг вдруг словно бы зависают и начинают необъяснимо трястись. С Мириам происходит такая же неприятность. Кэрол не понимает, что происходит. Привести в чувство Мириам не получается, девушка умирает. Все вокруг внезапно приходят в себя, но становятся другими.
Дома к Кэрол через телевизор обращается представитель правительства Дэвис Таффлер (Питер Бергман) и объясняет, что же на самом деле произошло. Около года назад учёные поймали из космоса странный сигнал. Через несколько месяцев послание удалось разгадать, оказалось, что это последовательность молекул ДНК. Специалисты экспериментировали с веществом и случайно помогли вирусу быстро распространиться. Это не просто болезнь, теперь все заражены счастьем. Все люди на Земле объединились в один организм, гигантский Улей. Ни преступлений, ни злодеяний на планете нет. Кэрол оказалась одной из 12 человек на всю Землю с иммунитетом к вирусу. Заразившиеся счастьем люди идентифицируют себя как «мы» и хотят поскорее сделать писательницу такой же, как они. Улей хранит все воспоминания заражённых, в том числе Хелен. Потому единому разуму прекрасно известно прошлое автора романов о Рабане.
Кадр из сериала «Одна из многих»
реж. Винс Гиллиган, Гордон Смит, Адам Бернштейн, 2025
Улей понимает, что Кэрол шокирована смертью Хелен и кардинальными переменами в привычном мире, и не спешит давить на писательницу. Заражённые вирусом не умеют врать и не терпят насилия, а потому хотят мирными средствами убедить Кэрол примкнуть ко всем остальным. С Кэрол общается брюнетка Зося (Каролина Выдра), которая охотно отвечает на любые вопросы и готова выполнять все просьбы.
Кэрол встречается в Бильбао с пятью англоговорящими людьми, у которых обнаружился иммунитет к вирусу счастья. К удивлению американки, никто, кроме неё, не хочет возвращать в мир прошлое состояние. Мавританец Кумба (Самба Шутте) окружил себя моделями, устраивает шумные вечеринки и наслаждается всеми доступными удовольствиями. Лакшми (Меник Гунератне) из Индии пытается делать вид, что ничего не произошло и близкие родственники не изменились, хотя очевидно, что это не так. Перуанка Кусимаю (Даринка Аронс) и вовсе хочет добровольно присоединиться к Улью, чтобы не чувствовать себя одиноко.
Заразившиеся вирусом больше всего напоминают дружелюбных зомби. Они потеряли всякую индивидуальность и слились в единое счастливое целое, но никак не угрожают Кэрол, а потому писательница может специально потихоньку узнавать слабые места врага и пытаться понять, как победить в схватке с всеобщим счастьем. Улей ненавидит негативные эмоции, поэтому каждый раз когда Кэрол злится или орёт, все заражённые впадают в кататоническое состояние, а несколько человек обязательно умирает.
Вирус контролирует электроэнергию, а потому, если не считать несколько соседних домов с жилищем Кэрол, весь Альбукерке погружается во тьму. Питаются заражённые странной субстанцией, которую получают, растапливая жир умерших людей. Разливается отвратительный напиток в картонные коробки, напоминающие упаковку для молока. Человечество больше не размножается, поскольку перешло в режим тотальной экономии ресурсов. Спят все на спортивных аренах, тесно прижавшись друг к другу — отапливать одно большое помещение выгоднее, чем тратить электроэнергию на тысячи маленьких квартир. Улею нужно затрачивать минимальные силы, чтобы поддерживать жизнь.
Кадр из сериала «Одна из многих»
реж. Винс Гиллиган, Гордон Смит, Адам Бернштейн, 2025
Кэрол даже обнаруживает склад, где хранятся тела умерших, которые в ближайшее время пойдут в переработку. Писательница записывает видео с открывшимися шокирующими фактами и отправляет кассеты всем, кто ещё не присоединился к Улью, но ожидаемого эффекта нет, только Кэрол упорно не хочет принимать новые правила игры.
Понимая, что среди англоговорящих поддержку не найти, Кэрол спрашивает у Зоси, есть ли хоть один человек на свете, кто противится вирусу счастья. Единственным соратником писательницы оказывается колумбиец Манусос Овьедо (Карлос Мануэль Весга). Если американка активно принимает еду и любые другие средства первой необходимости от улья, Манусос более радикален. Он ест старые консервы и никак не взаимодействует с другими. Когда Манусос получает запись Кэрол, колумбиец решает добраться до Альбукерке. В руках у путешественника мачете, путь непростой. Однако Манусос добирается до дома американки.
Кэрол чужестранцу тоже не доверяет и даже побаивается. Может, и вовсе не стоит пытаться изменить мир, а наслаждаться обществом Зоси и привыкать к новой реальности? Писательница даже отправляется в путешествие по красивейшим местам планеты с переговорщицей и подругой. Зося признаётся Кэрол, что Улей хочет превратить писательницу в одну из них. Много лет назад литераторка заморозила яйцеклетки, теперь биоматериал попал в руки заражённых. Скорее всего, в течение месяца учёным удастся получить из яйцеклеток стволовые клетки Кэрол. Тогда Вирусу даже не нужно будет согласие писательницы, её всё равно удастся обратить и присоединить к большинству. Кэрол окончательно понимает, что перед ней не странные друзья, а настоящие враги и судьба мира в её руках. Писательница возвращается домой не с пустыми руками, а с гигантским ящиком, в котором содержится атомная бомба. Хотя Кэрол и Манусосу трудно найти общий язык, теперь американка и колумбиец наверняка станут сплочённой командой. В финале сезона герои точно понимают, что едины во взглядах и выступают на одной стороне.
О чём на самом деле сериал
«Одну из многих» придумал Винс Гиллиган. Шоураннер прославился как автор культовых сериалов «Во все тяжкие» и «Лучше звоните Солу». Но не стоит забывать, что начинал карьеру Гиллиган как сценарист «Секретных материалов». Автору принадлежат одни из самых любопытных эпизодов научно-фантастической классики. Гиллиган любопытно переворачивает все жанровые каноны. «Одна из многих» сделана на стыке фантастики, антиутопии и философской притчи.
С одной стороны, зритель наблюдает странный апокалипсис. Привычному миропорядку настал конец. Одна из главных интриг первого сезона — не примкнёт ли упёртая, ворчливая и говорящая правду в лицо Кэрол к Улью. Может быть, перед нами разворачивается не конец света, а наступает рай, пусть и в режиме глобальной экономии и блаженного коллективизма? Но к финалу сезона Кэрол окончательно понимает, что не хочет и не может жить в таком мире.
Гиллиган ловко переизобретает несколько жанров. Пчёлки из Улья напоминают ходячих мертвецов, но улыбающихся, позитивно настроенных и готовых помочь. Заражённые вирусом счастья словно бы вышли из соцсетей, где показывают только одну часть жизни, а другую скрывают. Однако зрители даже раньше Кэрол убеждаются, что это всё театр для нескольких актёров.
Кадр из сериала «Одна из многих»
реж. Винс Гиллиган, Гордон Смит, Адам Бернштейн, 2025
Финальный эпизод сезона начинается с трансформации перуанки Кусимаю. Вокруг девушки собираются жители родной деревни в традиционных нарядах. Как только Кусимаю присоединяется к Улью, все сельские жители собираются и уезжают, а новая заражённая не обращает никакого внимания на очаровательного козлёнка, который привык к тёплым чувствам девушки. Однако в новой реальности нет никакой любви, все проявления человечности больше не нужны. Специально для удобства Кэрол заработал супермаркет и была отстроена любимая закусочная писательница. Но это лишь иллюзия, попытка переубедить и перевести на свою сторону. Так что отчасти «Одна из многих» — действительно пугающий зомби-хоррор.
Развитие общества остановилось, мир заморозился раз и навсегда, не будет больше никаких свежих книг, фильмов, песен и картин. Потому вся надежда только на Кэрол. Гиллиган не просто так делает главную героиню писательницей, представительницей творческих профессий. Вирусу не нужно искусство. Как и чувства, проявление талантов — лишний элемент. Кажется, Зося, как и другие пчёлы Улья, только делают вид, что ждут новую книгу Кэрол о Рабане. На самом деле никому труды писательницы больше не нужны.
Ещё один забавный привычный троп, который повторяет и по-своему обходит Гиллиган — фантастика о похищении тел. В «Одной из многих» из-за инопланетной заразы человечество прекратило своё существование. Никто больше не будет размножаться, умерла любовь и душевная, и плотская, так что земляне доживают свой век. Но Гиллиган не обрисовывает похищение тел как страшное событие, трагичнее и печальнее потеря идентичности. Нет ни личности, ни гендера, ни мыслей. Кэрол тоже рискует потерять себя в мире, где общественные интересы победили личные. Название сериала иронично отсылает к латинскому выражению E pluribus unum, что означает «Из многих — единое». Фраза стала национальным девизом США. Гиллиган же показывает фантастический предел реальности, в котором отдельные единицы общества образовали целое.
Страдающая от одиночества и ищущая тепла Кэрол пытается взаимодействовать с Зосей и другими заражёнными вирусом счастья, но диалог получается странный. Обмен информацией между обычным человеком и представителем Улья невозможен. Единому организму, напоминающему то ли искусственный интеллект, то ли ChatGPT, доступны все знания из прошлого. За несколько секунд Зося может ответить на любой вопрос Кэрол. Писательница словно бы листает энциклопедию, а виртуальный помощник озвучивает данные.
Один из центральных вопросов сериала — что делает человека человеком. И за первый сезон Кэрол, как и зрители, получает несколько ответов. Любовь, положительные и отрицательные эмоции и чувства, возможность творить, радость общения.
Короткие впечатления от первого сезона
Вооружённая сарказмом, цинизмом и здравым смыслом Кэрол и чудаковатый радикал Манусос — воины света, которые сражаются за будущее нашего мира. На экране разворачивается борьба за человечество, но персонажей всего трое. Помимо Манусоса и Кэрол, это ещё Зося. Все остальные герои появляются в эпизодах. Гиллиган сочетает масштабность задумки при необходимом минимуме персонажей.
«Одна из многих» заметно отличается от сериалов-конкурентов, вышедших в 2025-м. Это настоящий арт-проект, но в многосерийном формате. Иногда за половину серии произносится лишь несколько фраз, зато к визуальному ряду авторы подходят изобретательно и со вкусом. Создатели чередуют дальние и средние планы, используют нижние ракурсы и выбирают неординарные углы.
Кадр из сериала «Одна из многих»
реж. Винс Гиллиган, Гордон Смит, Адам Бернштейн, 2025
Кажется, в последние годы мы успели позабыть, что телевизионные проекты могут быть настолько умными, ловко придуманными и реализованными. Гиллиган не спешит разжёвывать основные конфликты и постепенно раскрывает неуютный новый мир. Но сериал трудно назвать тягомотным, спасает юмор, в том числе слэпстик-комедия. Например, в одном из эпизодов посланный представителями Улья дрон путается в проводах и повисает на столбе.
Ещё до премьеры первого сезона сериал был продлён на второй. А шоураннер обмолвился, что у него хватит идей минимум на четыре сезона. Зрителям, пожалуй, стоит запастись терпением, но погружение в удивляющий мир не разочарует публику, которая готова задаваться неудобными вопросами и вглядываться в знакомую реальность с непривычного ракурса. «Одна из многих» — один из наиболее важных сериалов 2025 года. Продолжение стоит ожидать в 2027-м.