Опубликовано 18 марта 2024, 10:55
8 мин.
Автор:Ян Ханин

Как снимает Люк Бессон — главный визионер французского кино

Поделиться:
Как снимает Люк Бессон — главный визионер французского кино

© Francois G. Durand/Contributor/Getty Images

Люку Бессону исполнилось 60 лет. Юбиляр в представлении не нуждается — но только можем ли мы сказать, что знаем его? Все видели «Леона», «Никиту» и «Пятый элемент» — как зрелище, захватывающее шоу, часть массовой культуры. Художественный мир Бессона при всей своей цельности оказался в тени отдельных кассовых успехов незаслуженно — так что давайте воспользуемся юбилеем, чтобы восстановить справедливость и составить хотя бы краткий словарь ключевых образов и тенденций его киновселенной.

Подводная братва

«Голубая бездна» Люка Бессона

Кадр из фильма «Голубая бездна»

реж. Люк Бессон, 1988

Кинематограф для Бессона начался не с очарования пыльного кинотеатра, не со зрительского опыта вообще, а с чистой техники. Сын инструкторов по дайвингу, он всё детство провел, наблюдая за волшебным миром морских глубин. Он был для него почти таким же обыденным, как улицы, школа и дом. А главное — он исторически и культурно был тесно связан с кино. Ныряльщики часто отправляются изучать мир рыб, кораллов и водорослей с фотоаппаратом и видеокамерой. А во Франции еще с 1950–1960-х годов сформировалась целая индустрия «подводных» фильмов — кто не видел всех этих одиссей Жак-Ива Кусто. Нырял с камерой и Бессон, ни на что не претендуя и не планируя сделать съемки подводного мира своей профессией.

Тем не менее этот ранний опыт наложил явный отпечаток на всю последующую карьеру режиссера. Его, кажется, самые личные фильмы — о море: освистанная публикой и принятая ею сильно позже «Голубая бездна» и медитативный «Атлантис». Да и сама позиция режиссера всегда была сродни тому, как смотрит на рыб и кораллы дайвер, — завороженное наблюдение. Не зря же движение, внутри которого Бессон стал звездой, критики обозвали Cinéma du look: в отличие от документалистов-нововолнистов, которым важно вторгаться в экранное действие, погружать в него зрителя, молодые французские авторы 1980-х отрешенно наблюдали. Красота для них была важнее реалистичности или выразительности. Декоративность явно не считалась чем-то постыдным. Бессон этот самый look умел создавать абсолютно органично — иначе смотреть на мир и рассказывать истории он просто не умеет. Завораживающие шоу режиссер создает автоматически, просто имея на руках какой-то набор картинок.

Голубая бездна
Рейтинг: 7.8IMDb: 7.5
1988, Драмы, Приключения, 132 мин
Франция, Италия, 16+
Режиссер: Люк БессонГлавные роли: Жан Рено, Жан-Марк Барр, Розанна Аркетт, Пол Шенар, Серджо Кастеллитто, Жан Буиз

Мир будущего

Как снимает Люк Бессон

Кадр из фильма «Валериан и город тысячи планет»

реж. Люк Бессон, 2017

Естественным развитием мастерства наблюдателя стала тяга к фантастике. Даже на суше Бессон умеет создать из подручных материалов какое-то подобие подводного мира, где всё двигается и дышит вовсе не так, как на суше, где цвета ярче, а формы фантастичнее и фантазийнее. Бессон с самого начала не проявлял ни малейшего интереса к реальности в какой-либо форме — куда интереснее было собирать из подручных материалов что-то совсем альтернативное. Даже его дебют «Последняя битва» цеплял именно нереальностью происходящего на экране. Особенно во Франции с ее богатой традицией «синема верите». Здесь люди живут в заброшенном мире, лишены речи, с неба сыплется рыба — какая, к черту, реальность? Сказка, другие миры — вот что Бессон предложил человечеству и больше от этой веры в фантазию не отступал.

Тот же подводный мир будущего он показывал и в культовом «Пятом элементе», где машины плавают, а дна у толщи воздуха не найти, где все персонажи выглядят как самые затейливые плоды фантазии. Они будто приснились ночью ребенку после долгого наблюдения за морскими коньками, кораллами и редкими видами рыб. Ровно так же сделан в стилистическом плане «Валериан и город тысячи планет». Может, только мрачная, поздняя «Люси» от этой пестрой фантастики отступает ради экзотики, мрака и криминального флера.

Валериан и город тысячи планет
Рейтинг: 6.9IMDb: 6.5
2017, Фантастика, Фэнтези, Боевики, 136 мин
Франция, Китай, 16+
Режиссер: Люк БессонГлавные роли: Дэйн ДеХаан, Кара Делевинь, Клайв Оуэн, Рианна, Итан Хоук, Херби Хэнкок

Любовь и криминал

«Леон»

Кадр из фильма «Леон»

реж. Люк Бессон, 1994

Да, того самого мира криминала, который принес Бессону настоящую глобальную славу и сделал его имя едва ли не синонимом яркого, захватывающего и изысканного кино. Прорывом в фильмографии режиссера стала «Подземка», в которой он впервые выдал свой фирменный коктейль — смесь богатой фактуры преступного мира и мелодраматических сюжетных ходов. Порой кажется, что Бессон нарочно пытался придумать зрелище для всех, трогательное и одновременно эффектное. Но на самом деле эта часть его фильмографии — естественное продолжение фантастики. Если там он — наблюдатель, формалист и визионер, то в криминальном жанре с той же энергией наполняет каждый кадр всеми мыслимыми эмоциями. Его задача — не заворожить, а высечь из зрителя за полтора часа весь спектр переживаний: от трогательного умиления и романтического любовного восторга до отвращения к злодействам и радости от того, как лихо с ним расправляются. «Подземка» — хороший пример: тут и богатая фактура парижского метро (действительно образцовой обители крыс всех мастей), и любовная история между бандитом и принцессой, и погони, и скорость. Правда, кайф — в деталях. Принцесса при ближайшем рассмотрении — не меньшая разбойница, чем ее новоявленный бойфренд. Полиция мало чем отличается от наемных головорезов. Наконец, отдельным успехом картины стал саундтрек от Эрика Серра — тот превратил фильм почти в нью-вейв-мюзикл, где каждый кадр нанизан на синтезаторные шумы и диско-биты.

Ровно таким же продуктом для всех и каждого стала «Никита» — шпионская история, которая на поверку оказывается новаторским феминистским боевиком, сильно опередившим свое время. Но настоящий триумф, конечно, «Леон», где место красавицы-бандитки заняла маленькая девочка. Вот тут-то Бессон оттянулся на полную: наблюдать за деталями в картине — чистое счастье. Правда, здесь же он выдал себя с потрохами, дал ответ на ключевой вопрос: зачем он, циник-наблюдатель, взялся высекать из зрителя эмоции? Как дайвер всегда хочет протянуть руку и разворошить стайку рыб, так и Бессон стремится проверить зрителя на всеобъемность его сентиментализма. Девочке, понятно, сочувствуешь. А если она с винтовкой? А если сиротка с винтовкой? А сиротка с винтовкой, которая учится убивать? Зритель не подкачал — слезы и адреналин выделяются в равных пропорциях.

Леон
Рейтинг: 8.7IMDb: 8.5
1994, Боевики, Драмы, Криминальное, 133 мин
Франция, США, 16+
Режиссер: Люк БессонГлавные роли: Жан Рено, Натали Портман, Гари Олдман, Дэнни Айелло, Питер Эппел, Уилли Уан Блад

Женщины

«Пятый элемент»

Кадр из фильма «Пятый элемент»

реж. Люк Бессон, 1997

Наконец, здесь мы подошли вплотную к еще одной части поэтики Бессона и бессоновщины. Был бы режиссер лет на 30 моложе, его окрестили бы конченым профеминистом. Мир Бессона без женщин немыслим, а представители мужского пола интересуют автора лишь тогда, когда их роль отдана Жану Рено, демоническому творению его вселенной, которое заслуживает отдельного трактата. Зато список див, попадавших в его объектив и открытых им, впечатляет: Изабель Аджани и Милла Йовович, Натали Портман и Анн Парийо, Мишель Йео и Кара Делевинь, Скарлетт Йоханссон и уроженка Магадана Саша Лусс. Плевать на актеров, психофизику, возможности — как в детстве Бессон любовался рыбками, так, выйдя на берег и повзрослев, не может оторвать взгляд от всего этого цветника. Можно сказать, он ведет себя в кино как лис в курятнике — даром что Йовович и Парийо побывали его женами. Но женщины — не рыбки, а кино — не морские глубины. Здесь простым наблюдением за биологическим видом не отделаешься. И Бессону пришлось давать им право голоса — хотя он, возможно, не слишком к этому стремился. Он вывел на первый план в боевике не брутального мужика с пистолетом и душевной болью, а хрупкую девушку, у которой в сердце — куда более забористый и сложносочиненный коктейль из эмоций и переживаний.

Жанна д'Арк
Рейтинг: 7.2IMDb: 6.4
1999, Драмы, 160 мин
Франция, 16+
Режиссер: Люк БессонГлавные роли: Милла Йовович, Джон Малкович, Фэй Данауэй, Дастин Хоффман, Паскаль Греггори, Венсан Кассель

Тут даже можно наблюдать примечательную эволюцию. Пришедшие в кинематограф Бессона по законам жанра и из соображений дерзости, они со временем стали занимать всё более важное место и в сюжете фильмов, и в киновселенной режиссера. Героини Аджани, Портман и Йовович нужны были для нового взгляда на массовое кино. Чтобы превратить боевик в мелодраму, а фантастику — в драму взросления. Любовь зла: к концу века Бессон ради наблюдения за Йовович взялся за совершенно чужой материал, историю Жанны д’Арк. Так он невольно рассказал историю сильной женщины в мире уродов и трусов, которые только и способны, что катать туда-сюда пушки по приказу уверенной в себе девочки. С этого момента формальный трюк превратился в главное содержание, натуральную проповедь, не больше и не меньше. В «Леди» Бессон с помощью Мишель Йео рассказал историю другой независимой женщины, которую обстоятельства и свинство патриархата сделали героиней. Йео досталась роль нобелевской лауреатки Аун Сан Су Чжи, которая начинала как сугубо частное лицо и стала лидером народа, возглавила движение за демократизацию и против захватившей власть хунты. В «Анне» формат шпионского кино, история суперразведчицы-манекенщицы из России трещит по швам под напором энергии самой героини. Никого уже не волнуют тайные пружины политики, игры спецслужб и противостояние башен — куда интереснее наблюдать просто за существованием сильной, наделенной характером и болью девушки. Тут можно сказать с уверенностью, что Бессон в работе с актерами придерживается принципа, почерпнутого в морских глубинах и полезного в быту, — «не мешай».

Анна
Рейтинг: 6.8IMDb: 6.6
2019, Боевики, Триллеры, 118 мин
Франция, США, 18+
Режиссер: Люк БессонГлавные роли: Саша Лусс, Хелен Миррен, Люк Эванс, Киллиан Мерфи, Лера Абова, Александр Петров

Тьерри Арбогаст

Фильмография Люка Бессона

Кадр из фильма «Никита»

реж. Люк Бессон, 1990

Наконец, нельзя обойти вниманием еще одного персонажа мира Бессона, без которого совершенства и завершенности не вышло бы. Великого оператора Тьерри Арбогаста. Начинал режиссер со швейцарцем Карло Варини, честным технарем, которому было, в сущности, всё равно, что и как снимать. Не был он, справедливости ради, соавтором — только старательным реализатором фантазий молодого режиссера. Зато в «Никите» после встречи с Арбогастом фильмы Бессона обрели свой особый стиль, узнаваемый с одного кадра: технократический, эффектный, немного телевизионный и клиповый. Самоучка и самородок, Арбогаст плевать хотел на правила и традиции — он делает сугубо свое, что в точности совпадает с фантастическим миром Бессона, придает ему необходимую отточенность и ясность. Что может быть в этом смысле характернее, чем простой факт: даже те фильмы, которые Арбогаст снимал без Бессона («Багровые реки», «Квартира» с Венсаном Касселем, «Черная кошка, белый кот» Эмира Кустурицы) несут в себе отпечаток «бессоновщины»: моря света, отчетливости цветов, эффектности всех построений, выразительности и отточенности каждого кадра и редчайшей музыкальности всего в нем, кадре, происходящего.

Никита
Рейтинг: 7.3IMDb: 7.3
1990, Боевики, Триллеры, 117 мин
Франция, Италия, 16+
Режиссер: Люк БессонГлавные роли: Анн Парийо, Чеки Карио, Жан-Юг Англад, Жанна Моро, Филипп Леруа, Жан Рено

Фильмы бесплатно

Сериалы в подписке