Как придумали и сняли «Догму» — провокационную комедию с библейским сюжетом
25 лет назад в Каннах состоялась премьера знаменитой христианской комедии Кевина Смита «Догма». По сюжету сотрудница абортария отправляется в путешествие с двумя бездельниками — Джеем и Молчаливым Бобом, — чтобы остановить падших ангелов от вхождения в Рай. Героям помогают 13-й апостол (его удалили из Библии, потому что он темнокожий), Муза и другие знаменитые персонажи Священного Писания. Рассказываем, почему режиссер «Клерков» и «В погоне за Эми» решил реализовать странную идею. А также вспоминаем, как христианские активисты попытались сорвать показы фильма, но вместо этого только помогли Кевину Смиту распиарить его.
Личное кино истового христианина
Режиссер Кевин Смит родился в религиозной семье и ходил в католическую школу на протяжении восьми лет. Интерес к Священному Писанию пробудили не только набожные родители, но и преподавательница, сестра Тереза: благодаря этим людям мальчик глубже погрузился в мифологию Библии и познакомился с персонажами, которые позже лягут в основу его важнейшего фильма. Но чем взрослее становился будущий постановщик, тем больше вопросов у него появлялось к вере.
Причем не к набожности как таковой, а к институтам, которые паразитируют на древнем учении: по мнению Смита, церковь больше сосредоточилась на идее наказания, чем на проповедании гуманистических истин. Во время одной из воскресных месс он задумался: «У людей это называется празднованием, но на самом деле здесь нет ничего общего с торжеством. Большинство прихожан пришли сюда просто потому, что боятся ада». Режиссер начал размышлять, из чего рождается кризис веры и равнодушие современных людей к религии.
Так и родилась первая версия сценария под амбициозным названием «Бог». Ее Смит написал еще до съемок «Клерков» — своего первого и сразу же хитового полнометражного инди-кино о двух друзьях-бездельниках. По мере взросления режиссер несколько раз переписывал историю и изменял ее до неузнаваемости. Главной героиней стала стриптизерша (позже ей будет отведена второстепенная роль, а сам персонаж превратится в Музу в исполнении Сальмы Хайек), а в сюжете появился 13-й темнокожий апостол Руфус. Проект дополнялся откровенно недешевыми деталями: например, в финале протагонистка должна была взорвать церковь, чтобы не пустить Бартлби и Локи в рай.
Дебютанту вряд ли дали бы снимать провокационное кино с многомиллионным бюджетом, поэтому Смит решил отложить производство, чтобы заработать больше авторитета в индустрии. Он успел выпустить «Тусовщиков из супермаркета» (оттуда в сценарий перекочует парочка Джея и Боба) и, что важнее, коммерчески успешную мелодраму «В погоне за Эми»: при бюджете в 250 тысяч долларов она заработала 12 миллионов.
Успех сподвиг компанию Miramax снова посотрудничать с молодым режиссером. Правда, Disney, который владел студией, был, мягко говоря, не в восторге от идеи: тогдашний глава Майкл Эйснер усвоил урок после релиза исторической драмы Мартина Скорсезе «Кундун» — содержание картины не оценило китайское руководство, и страна пригрозила корпорации полным прекращением сотрудничества. Вайнштейн услышал опасения начальства, сказал «хорошо» и тем не менее продолжил производство.
И смех, и грех
Изначально Кевин Смит хотел снять даже такое амбициозное кино с помощью старых друзей: на главную роль он планировал взять свою девушку Джои Лорен Эдамс из «В погоне за Эми», которую номинировали на «Золотой глобус», а Локи должен был сыграть Джейсон Ли из «Тусовщиков из супермаркета». Последний все-таки снялся в картине, но в роли главного злодея Азраэля. А с Беном Аффлеком они договорились о съемках еще во время производства предыдущих фильмов. Вместе с ним к проекту присоединился и Мэтт Дэймон: он снялся здесь еще до того, как на экраны вышел успешный «Умница Уилл Хантинг».
Однако студия оценила риски и попросила привлечь голливудских знаменитостей. Так каст «Догмы» пополнился Линдой Фиорентино из «Людей в черном», Сальмой Хайек из «От заката до рассвета», комиком Крисом Роком и Аланом Рикманом из «Крепкого орешка». Первые две впечатлили Смита знанием религии: они обе росли в христианских семьях, поэтому сразу оценили задумку фильма и сложный лор, состоящий из библейских персонажей. Третий удивил талантом импровизации на кастинге настолько, что режиссер предпочел его Сэмюэлу Л. Джексону.
Съемки приближались, и перед Смитом встала важнейшая проблема: он никогда не считал себя режиссером с четким визуальным видением, а его фильмы часто рождались из импровизации, но в дорогом проекте нужно было думать наперед. Тогда постановщик обратился к излюбленной стилистике кинокомиксов: он решил сделать кино мультяшным, гиперболизированным и карикатурным. Художник-постановщик Роберт Хольцман при подготовке изучал множество графических романов, а уже на площадке «использовал несколько глухих стен на заднем плане, чтобы придать фильму ощущение рисованной картины». Также он часто задействовал в декорациях причудливые цвета вроде тыквенного, ярко-синего или темно-серого, отчего кадры должны были стать более сюрреалистичными.
А создатели эффектов Винс Гуастини и Чарли Белардинелли должны были как можно натуралистичнее показать странных монстров и существ на экране. Поэтому знаменитый Дерьмодемон был сделан с минимумом графики: для персонажа специально изготовили гигантскую куклу. То же касается и крыльев героя Алана Рикмана или маленьких рогов Джейсона Ли.
Съемки «Догмы» сложно назвать проблемными, но неприятностей на площадке всё же хватало. Например, в Питтсбурге, штат Пенсильвания, тогда были проливные дожди и стоял сильный холод. Но даже это не волновало Смита так, как состояние его лучшего друга Джейсона Мьюза. Дело в том, что друг, который до этого играл во всех фильмах постановщика, неоднократно пытался лечиться от наркотической зависимости. Смит объяснил товарищу, насколько важна грядущая комедия, и напугал его фигурой легендарного Рикмана: дескать, перед звездой такого калибра надо выступить в лучшем виде. Мьюз отнесся к делу слишком серьезно и выучил реплики буквально всех персонажей. Актеры проверяли его знания на площадке, и оказалось, что он знает текст, возможно, даже лучше самого автора.
Крестный поход против «Догмы»
Чем ближе была премьера «Догмы», тем больше опасений было у всех причастных к фильму. Началось всё с угроз. Создатели получали жуткие письма, одно из них звучало так: «Вам, евреям, лучше взять те деньги, которые вы у нас своровали, и вложить их в бронежилеты, потому что мы придем туда с дробовиками».
Вскоре Католическая лига за религиозные и гражданские права и около 30 других групп, в том числе «Женщины за веру и семью» и «Сыны Италии», начали совместно призывать к бойкоту фильма в прокате. Количество их последователей было более 300 тысяч человек. Из-за этого давления компания Disney начала сомневаться в релизе, и тогда Вайнштейн выкупил права и распространил картину через другие компании.
Самое забавное, что в акциях протеста участвовал и Кевин Смит. В качестве шутки он пришел на митинг и сыграл случайного прохожего. Репортерша сразу заподозрила неладное, но режиссер убедил ее, что он просто очень похож на автора «Догмы» и на самом деле пришел сюда выразить недовольство премьерой кощунственной комедии. Он заявил, что фильм выступает за неправильные ценности. Впрочем, добавил, что само кино не смотрел: ему просто рассказывали, что оно откровенно плохое и клеветническое.
В 2000-е проблемы «Догмы» продолжились. После конфликта Смита с Харви Вайнштейном, который владел правами на картину, фильм стало невозможно найти на стримингах и легально посмотреть. Сам режиссер заявляет, что комедию просто взяли в заложники. И иронизирует над тем, как фильм про ангелов попал в руки к демону.
Впрочем, незадолго до конфликта с домогательствами Вайнштейн позвонил бывшему коллеге и начал обсуждать с ним идеи для продолжения. Но как только продюсера взяли под стражу, Смит понял: скорее всего, тот просто хотел выяснить обходными путями, кто дал СМИ информацию о сексуализированных представлениях.