Как и что снимает Антон Корбейн: От клипов к музыкальным байопикам
© Photo News/Legion-Media
20 мая 70 лет исполнилось фотографу, художнику, дизайнеру и режиссеру Антону Корбейну. Корбейн известен фотографиями Майлза Дэвиса и Дэвида Боуи, музыкальными клипами U2 и Depeche Mode, фильмами с Робертом Паттинсоном, Джорджем Клуни и Филипом Сеймуром Хоффманом. Вспоминаем творческий путь юбиляра.
В мир музыки через фотографию
Антон Корбейн родился на острове недалеко от Роттердама в крайне религиозной семье: папа с дядей были проповедниками, а мама — учителем теологии. На том острове царил сдержанный протестантский образ жизни, поэтому, когда туда проникала поп-музыка с большой, куда более либеральной земли, для Антона это всегда было глотком свежего воздуха.
Камеру он впервые взял в руки в 17 лет, когда переехал с семьей в большой по меркам Нидерландов Гронинген. Еще ни с кем не познакомившись, застенчивый Антон любил ходить в городской парк, где в полдень играла местная группа. Природная скромность не позволяла ему подойти ближе к сцене, чего бы ему очень хотелось. И вот однажды он позвал с собой отца, у которого была камера. Взяв ее в руки, 17-летний подросток сразу же почувствовал уверенность в себе и в процессе сделал девять фотографий музыкальной группы. Потом он их распечатал и без всякой надежды отправил по почте в местный журнал. Издание опубликовало целых три фотографии Антона Корбейна, что, конечно, стало большой неожиданностью для всех.
Photo News/Legion-Media
Однако именно это был поворотный момент. Первый шаг навстречу миру музыки был сделан. Дальше Корбейн занялся изучением искусства фотографии, о чём он до этого вообще ничего не знал. После школы ходил снимать другие музыкальные коллективы, а во время каникул устроился на завод, чтобы заработать на первую собственную камеру. Это были 1972–1973 года, однако кардинально всё поменялось для Корбейна в 1979-м. Тогда он покинул Нидерланды, где ему отказали все художественные школы, и переехал в Лондон, где только-только зарождалась новая музыкальная волна во главе с Joy Division.
В Лондоне он устроился в еженедельник New Musical Express, где сразу же стал главным фотографом издания и начал с легендарного фотосета своих кумиров Joy Division. Есть забавная история с тех лет: Корбейн совсем не знал Лондон, поэтому попросил музыкантов встретиться с ним на ближайшей к его дому станции метро. Музыканты согласились, и в результате появилась уже ставшая культовой фотография, на которой вся группа стоит в подземке, трое повернуты спиной, а четвертый смотрит прямо в камеру.
От статики к движению и съемке видеоклипов
В скором времени Корбейн познакомился с U2 и Depeche Mode, для которых позднее снимет одни из лучших музыкальных клипов в истории и станет дизайнером обложек альбомов. Для U2 Корбейн придумал обложку Joshua Tree (1987) и декорации для их тура в 2017-м, а с Depeche Mode он работал практически над всеми альбомами, турами и клипами начиная с 1986 года и по сегодняшний день.
Кадр из клипа Nirvana — Heart-Shaped Box
реж. Антон Корбейн, 1993
Музыкальными клипами Корбейн увлекся в середине 1980-х. Для него они стали естественным продолжением фотографий. У видеоклипов Корбейна узнаваемая эстетика: чаще всего в них мы видим выразительные портреты музыкантов на простых, но драматургически осмысленных фонах, используется черно-белая съемка, контрастность, а природа и города выступают отдельными лирическими героями произведения. Каждый его клип по настроению соответствует настроению песни. Во всех роликах можно ощутить ту близость, которая бывает только между фотографом и артистом.
Яркими примерами подобной эстетики являются клипы Антона Корбейна для Depeche Mode (Behind The Wheel, Never Let Me Down Again и нетленный Enjoy the Silence), Joy Division (Atmosphere), U2 (One), Danzig (Killer Wolf) и Nirvana (Heart-Shaped Box). Этого списка достаточно, чтобы сполна оценить вклад Корбейна в индустрию музыкальных видео.
Большой кинематограф под контролем
В 1994 году Корбейн снял для BBC короткометражный документальный фильм «Дон Ван Влит: Неустойчивое состояние» (в котором, между прочим, снялся Дэвид Линч). С тех пор ему присылали множество различных сценариев полнометражных фильмов, но каждый раз, когда Антон прочитывал какой-то из них, его посещала одна и та же мысль: «В мире полно режиссеров, которые сделают из этой истории фильм лучше, чем я». Но однажды ему попалась история Йена Кёртиса, фронтмена Joy Division — той самой группы, ради которой он однажды переехал в Лондон.
Здесь уже сыграл личный фактор. И Корбейн подумал, что сможет восполнить недостаток режиссерского опыта своей эмоциональной вовлеченностью в проект. Так автор вступил в новую эпоху своей карьеры: его полнометражным дебютом стал байопик «Контроль», в основу которого легли мемуары жены Йена Кёртиса «Прикосновение на расстоянии». Режиссер не знал, как работать с актерами, поэтому первым же делом связался с актрисой Самантой Мортон, которая снималась в его клипе для U2. По окончании тех съемок Саманта подошла к Антону и сказала, что, если он однажды захочет снять полный метр, пусть позвонит ей. Вот Корбейн и позвонил (актриса в итоге сыграла роль жены Йена).
Кадр из фильма «Контроль»
реж. Антон Корбейн, 2007
Остальной актерский состав собирался уже после. На главную роль изначально хотели взять Киллиана Мёрфи, но потом режиссер решил, что нужен актер чуть менее известный и чуть повыше ростом. Сэм Райли подошел по всем параметрам и после этой роли прославился. «Контроль» в итоге стал сенсацией и главным британским фильмом года, собрав огромный урожай наград и восторженных отзывов.
Корбейн моментально вошел в список самых востребованных режиссеров-новичков. С ним хотели поработать все, особенно Джордж Клуни. Так случился фильм «Американец», второй полный метр нидерландского режиссера. Это история киллера-романтика Джека (Клуни), который провалил миссию, потому что влюбился, а теперь вынужден залечь на дно где-то в итальянской глуши. Там он получает новое задание, но вот беда — сердце Джека опять дает осечку и начинает неровно биться в сторону той, кого он должен убить.
С «Американцем» Антон Корбейн двинулся в сторону коммерческих жанровых картин. Во время съемок он вдохновлялся темпоритмом спагетти-вестернов и даже для легенды сделал героя Клуни фотографом. Во всём остальном «Американец» — фильм, который запросто мог бы снять любой другой режиссер (возможно, с лучшим результатом). Коммерческая эра Корбейна продолжилась и четыре года спустя, когда на экраны вышла шпионская драма «Самый опасный человек» по роману Джона ле Карре с финальной ролью Филипа Сеймура Хоффмана).
Хоффман там играет спецагента ФРГ Гюнтера Бахманна, который соперничает с начальником разведки Гамбурга за право вести расследование по делу русско-чеченского иммигранта Исы Карпова (Григорий Добрыгин). Корбейн рассказывал, что снял этот фильм, потому что хотел показать жизнь после 11 сентября, «то, как быстро изменился мир и людей стали делить на черных и белых». Эта работа ознаменовалась не только сильным актерским составом, но и заметно более зрелой режиссурой.
Кадр из фильма «Самый опасный человек»
реж. Антон Корбейн, 2014
В своем четвертом фильме «Лайф» Антон Корбейн вернулся к истокам и снял про то, что близко лично ему: про мир фотографии. По сюжету фотограф модного журнала Деннис Сток (его играет Роберт Паттинсон) делает знаменитую фотосессию с актером, бунтарем и иконой своего времени Джеймсом Дином (Дэйн ДеХаан). Корбейну было особо интересно обозначить расстояние, которое образуется между фотографом и тем, кого он видит в своем объективе. Кто на кого влияет, кто кого вдохновляет? Успех «Контроля» эта работа повторить не смогла, однако для самого режиссера это был важный опыт творческой интроспекции.
Планы на будущее
Сейчас Антон Корбейн снимает свою пятую картину, черно-белый триллер «Швейцария». В основе — пьеса Джоанны Мюррей-Смит (она же соавтор сценария), в актерском составе — Хелен Миррен, Олден Эренрайк и Оливия Кук.
Миррен играет роль писательницы Патриции Хайсмит, автора серии книг про Тома Рипли. Она уже на закате карьеры и больше писать об этом персонаже не планирует, однако внезапно появляется молодой человек, который следует по пятам за Патрицией от Нью-Йорка до Швейцарии в надежде заставить ее написать финальную главу в истории Тома Рипли. Всё это, естественно, добром не кончится. Съемки стартовали в январе в Риме. Премьера возможна на следующем Каннском фестивале, как раз и открывшем миру Корбейна-режиссера в 2007 году.