Изабель Юппер: Лучшее время — всегда
Трудно поверить, но сегодня Изабель Юппер исполнилось 70 лет. Блистательная французская актриса известна работой с Михаэлем Ханеке, Полом Верховеном, Клодом Шабролем и Бертраном Блие. Она не боится перевоплощаться и сниматься как в массовом кино, так и в экспериментальных картинах. Подготовили для вас портрет многогранной и отказывающейся стареть французской актрисы Изабель Юппер.
Трудоголик
Изабель Юппер снимается в кино вот уже почти полвека. Она стала актрисой в возрасте 16 лет. Заскучав в школе, просто постучала в дверь киностудии, и ее взяли. С тех пор в ее карьере не было ни одного перерыва — с 1971 года и по настоящее время каждый год выходит по два, а иногда даже по четыре фильма с ней в главной роли. При этом Юппер родила троих детей, сыграла немало театральных ролей и даже записала музыкальный альбом, и это не считая участия в жюри международных кинофестивалей, записей аудиокниг и съемок для модных журналов. Поэтому когда она появляется в популярном французском ситкоме «Десять процентов» в роли самой себя, шутка о том, что она и есть та актриса-трудоголик, которая снимается в одном фильме днем, а в другом — ночью, весьма недалека от реальности.
Поистине бурная фильмография Юппер богата скандальными образами, в отличие от ее тщательно скрываемой личной жизни. Порой журналистам не добиться от нее даже историй о детстве и родителях, и уж тем более — о браке и собственной семье. Критики нередко замечают, что она выбирает героинь, склонных к мученичеству или же садомазохизму, но это не совсем так. Юппер не из тех актрис, кто играет на пределе своих возможностей и до потери собственного «я» вживается в образ. Она уверяет, что знает о своих героинях не больше зрителя, вероятно, подразумевая дистанцию между собой и своими персонажами. То, что Брехт называл «эффектом отчуждения», присутствует почти в каждой ее работе: будь то трагическая мадам Бовари или скандальная преподавательница Венской консерватории — в каждой из этих ролей есть доля авторской иронии.
Лицо своего времени
Среди десятков работ непросто выбрать те, про которые обычно пишут «именно эта роль сделала ее звездой». Она пришла в кино в начале 1970-х как «лицо своего времени»: осыпанная веснушками рыжая девушка словно бы была создана для зернистой кинопленки с легким оттенком сепии. Такой она предстает в самом финале фильма «Вальсирующие» Бертрана Блие, в звездной компании Жерара Депардье, Миу Миу и Патрика Девера. Троица анархистов «похищает» ее героиню у чопорных родителей-буржуа и тут же лишает невинности. Настоящее боевое крещение.
Следом она сыграет две диаметрально противоположные роли — небесного создания Беатрис в «Кружевнице» Клода Горетта и Виолетту Нозьер в одноименном фильме Клода Шаброля. Первая лишается рассудка после расставания с единственным возлюбленным, вторая сбегает на панель из родительского дома, а затем травит ядом собственного отца. За обе роли она была номинирована на премию «Сезар» (первые две из ее 16 номинаций).
Страдание и интеллектуализм
«Виолетта Нозьер» стала первой из семи совместных картин актрисы и режиссера Клода Шаброля. Ни с одним другим режиссером она столь часто не встречалась на съемочной площадке. Именно у него она сыграет одни из самых своих громких ролей 90-х годов — мадам Бовари в экранизации Флобера и эксцентричную Жанну в «Церемонии» (за нее она будет награждена первым «Сезаром»). Новое тысячелетие ознаменуется для актрисы ролью, которую многие назовут культовой и самой смелой в ее карьере. Преподавательница музыки Эрика последовательна в саморазрушении, но именно мазохизм является для нее единственным способом вернуть контроль над телом. Комментируя совместную работу со звездой, австрийский режиссер Михаэль Ханеке однажды сказал, что она единственная актриса, которая одновременно может сыграть и крайнее страдание, и ледяной интеллектуализм.
Мамочка и шлюха
В новом веке Юппер продолжает существовать вне французской дихотомии «мамочка и шлюха» — она с легкостью переключается между образами матерей семейства (как в «Громче, чем бомбы» Йоакима Триера или в «Будущем» Миа Хансен-Лёв) и роковых женщин сомнительной репутации («Ева» Бенуа Жако), а иногда в одной роли сочетает и то и другое (в фильме «Моя мать» Кристофа Оноре ее героиня соблазняет собственного сына).
Юппер нередко сотрудничает с режиссерами, которых можно назвать темными лошадками. Она сравнивает поиск постановщика со ставками и говорит, что редко проигрывает. Действительно, Юппер снималась у нынешнего любимца фестивальных жюри корейца Хон Сан-су еще до того, как это стало мейнстримом. Она же сыграла у норвежца Йоакима Триера прежде, чем критики дружно признали его многообещающим автором.
Юппер навсегда
Немногим французским актрисам удалось выйти за пределы «своего времени» — так, Брижит Бардо намертво спаяна с 60-ми, Изабель Аджани сыграла свои лучшие роли в 80-е, а Софи Марсо олицетворяет 90-е. В карьере Юппер нет более и менее удачного десятилетия — она существует вне времени, в пространстве, где нет понятий о молодости и старости. Со своей привычной снайперской точностью она говорит о возрасте: «Я никогда не размышляю в категориях настоящего, прошлого и будущего. Я чувствую себя такой же, какой была, когда только начинала». В 80-е прославленная американская критикесса Полин Кейл написала, что Юппер остается невозмутимой, даже испытывая оргазм. Когда один из журналистов показал ей эти строчки, она отреагировала пренебрежительно, а много позже в одном из интервью будто случайно обронила крылатую фразу, которая обезоружит любого критика ее сдержанности: «На крупном плане даже движение век — это событие».