Из комиков в хоррормейкеры: Как Джордан Пил шел от смешного к жуткому
21 февраля Джордану Пилу исполняется 45 лет. В начале карьеры он занимался комедией и покорил публику юмористическими скетчами с социальным подтекстом. Режиссерский дебют вывел звезду телеэкранов в легион главных хоррормейкеров современности. Всего за пару лет Пил стал ключевой фигурой американского кинематографа. Рассказываем, как развивалась его творческая карьера.
Комедийный бэкграунд
Прежде чем получить признание в качестве мастера социального хоррора, Джордан Пил зарекомендовал себя как талантливый комедийный артист. В начале нулевых он выступал со стендапом и работал в жанре импровизационной комедии. Со своим будущим камеди-бадди Кигэном-Майклом Ки он познакомился в чикагской труппе The Second City. В 2003 году друзья прошли кастинг в девятый сезон юмористического скетч-шоу «Безумное телевидение». Изначально вакантное место было одно, но комики хорошо показали себя в тандеме, так что взяли обоих. Участие в проекте принесло товарищам не только долгожданную медийность, но и профессиональный опыт в телеиндустрии. После нескольких лет совместной работы друзья решили делать собственный проект.
В 2012 году дуэт создал скетч-шоу для Comedy Central «Ки и Пил». Сериал просуществовал пять сезонов и обрел бешеную популярность. Отдельные сюжеты стали вирусными даже за пределами фан-сообщества. В забавных миниатюрах на самые разные темы комики умело миксовали абсурдный юмор и сатиру. Особый акцент творческая команда делала на высмеивании этнических стереотипов и смело шутила о расовой дискриминации. Например, в одном из скетчей герои столкнулись с зомби-расистами, которые не едят темнокожих и всячески их сторонятся. В другом оказались в нацистской Германии времен Второй мировой войны, где пытались выдавать себя за белых. Еще одно размышление на тему: черный парень в белом квартале. Этот же сюжет за некоторыми изменениями лег в основу открывающей сцены режиссерского дебюта Пила «Прочь». А одним из самых ярких образов комика в шоу стала пародия на Барака Обаму, который по-разному здоровается с коллегами в зависимости от цвета их кожи. Помимо злободневных острот проект изобиловал многочисленными поп-культурными отсылками. В «Ки и Пиле» неоднократно делались оммажи классическим фильмам ужасов: от «Сияния» до «Изгоняющего дьявола». В этом не было ничего удивительного: Пил с детства любил хорроры.
Кроме скетч-шоу, в юмористическом портфолио Пила можно найти комедийный боевик «Киану». Фильм был создан общими силами с Кигэном-Майклом Ки. Дуэт в очередной раз появился на экране вместе. Пил, помимо прочего, взял на себя обязанности соавтора и продюсера. Должность режиссера была следующим шагом.
Режиссерский дебют
В режиссуру Джордан Пил пришел с богатым комедийным бэкграундом, но первым же фильмом дал ясно понять, что теперь будет специализироваться на ужасах. При этом творчество афроамериканского автора вне зависимости от жанра объединяет общая тема — расовая дискриминация. Под слоем страшилок и юморесок он непременно оставляет социальный комментарий о том, что значит быть темнокожим в Америке. «Прочь» в этом плане обличает скрытый расизм либерального общества во времена правления Обамы.
Сам Пил отнес свой полнометражный дебют к жанру социального триллера, в котором главным злом является общество. Сюжет «Прочь» фокусируется на темнокожем парне по имени Крис, который знакомится с родителями своей белой девушки Роуз. Вскоре он понимает, что семейка либералов заманивает молодых афроамериканцев в свой загородный дом, чтобы гипнотизировать и продавать их тела привилегированным белым на аукционе. Такой абсурдный сюжет легко представить и в качестве юмористического скетча для шоу «Ки и Пил». Изменилась форма, но не содержание. При этом совсем от юмора Пил, конечно, не отказался. За смешное в картине отвечает комик Лил Рел Ховери, который играет лучшего друга главного героя.
Отмеченный Американской киноакадемией сценарий Пил изначально даже не надеялся пристроить. Идеей заинтересовался продюсер «Донни Дарко» Шон МакКиттрик, с которым комик познакомился благодаря дружбе с Кигэном-Майклом Ки. Позже интерес к проекту проявил Джейсон Блум — основатель студии Blumhouse. Сперва на место постановщика планировали взять человека со стороны, но на этапе поисков исполнителя стало очевидно, что никто не справится с проектом лучше самого автора. В конечном итоге компания МакКиттрика предложила Пилу занять кресло режиссера.
«Прочь» одинаково понравился как критикам, так и зрителям. При скромном бюджете в 4,5 миллиона долларов картина собрала внушительные 255 миллионов в прокате. Фильм не теряет своей актуальности и спустя годы. На сайте Rotten Tomatoes рейтинг ленты стабильно держится на отметке в 98 %. В наградной сезон картина претендовала на «Оскар» в четырех номинациях, включая «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». Для жанрового кино, а уж тем более для дебюта, это большая редкость. Пил получил статуэтку за сценарий. Причем стал первым темнокожим в истории премии, победившим в этой категории. Среди прочего работу автора отметили номинациями другие престижные кинопремии, в том числе «Золотой глобус» и BAFTA. Сразу после кинотеатрального релиза за начинающим режиссером закрепилась репутация восходящего мастера хоррора. Регалии принесли Пилу большие бюджеты и творческую свободу. Следующий полный метр был лишь вопросом времени.
Продюсерская деятельность
После триумфа язвительного «Прочь» Джордан Пил окончально определился с дальнейшим будущим в киноиндустрии, решив оставить актерство и сосредоточиться на работе за кадром. Первым делом он взялся за перезапуск культовой сай-фай-антологии «Сумеречная зона». Кроме продюсирования, Пил написал несколько эпизодов и сыграл рассказчика. Он также приложил руку к созданию сериала ужасов «Страна Лавкрафта» и выступил соавтором сценария новой версии «Кэндимена».
В числе прочего его продюсерская компания Monkeypaw Productions спонсировала ситком «Последний настоящий гангстер», драматический сериал с Аль Пачино «Охотники», комедийную драму Спайка Ли «Черный клановец», анимационный ужастик для Netflix «Уэнделл и Уайлд» и режиссерский дебют актера Дева Пателя «Манкимэн». Все проекты так или иначе затрагивают проблемы современного общества — важная тема в творчестве самого Пила.
Работа над вторым фильмом
Репутацию одного из самых интересных хоррормейкеров современности Пил закрепил вторым полнометражным фильмом «Мы». В новой работе режиссер продолжил размышлять на тему неравенства. Однако вместо расового вопроса акцентировал внимание на исследовании страхов американской нации перед так называемыми «другими», в которых общество видит свое искаженное отражение. Цвет кожи уже не играл существенной роли. Речь шла скорее о проблемах низших слоев населения, лишенных доступа к благам.
По сюжету идеальная семья афроамериканцев отправляется на отдых в домик у озера, где неожиданно сталкивается со своими кровожадными двойниками. По мере развития событий фильм углубляется в вопросы самоидентичности и социальной дифференциации. Одной из главных тем картины стала борьба за место под солнцем, а двойников можно рассматривать в том числе как метафору классового неравенства: доппельгангеры буквально живут уровнем ниже — под землей. Сам фильм является аллегорией Америки в целом. Оригинальное название Us можно перевести не только как «Мы», но и как United States.
В «Мы» Пил глубже погрузился в жанр хоррора, сохранив при этом фирменный оттенок сатиры. Юмор здесь как бы усиливает страшное, а ужас подчеркивает смешное. Референсами послужили «Забавные игры» Ханеке и «Сияние» Кубрика. При этом фильм не тонет в отсылках, а сохраняет уникальный авторский стиль.
Эксперименты с форматом
Спустя три года после премьеры хоррора «Мы» Джордан Пил вернулся в режиссуру со своим третьим фильмом «Нет». Ажиотаж вокруг проекта по традиции сопровождал флер загадочности. Подробности сюжета не раскрывались вплоть до кинотеатрального релиза, как это было и с прошлой работой автора. Никто не знал, чего ждать от фильма. В итоге зрители получили необычный сай-фай-хоррор в декорациях вестерна. Место действия — ранчо, над которым нависла зловещая инопланетная сущность. Главные действующие лица — брат и сестра. Их цель — заснять неопознанный летающий объект на камеру.
На сегодняшний день «Нет» — самый амбициозный проект Пила. Бюджет картины составил 68 миллионов долларов. А еще это первый фильм режиссера в формате IMAX. За эффектную картинку здесь отвечает Хойте Ван Хойтема — оператор «Интерстеллара» и «Дюнкерка». В визуальном плане не к чему придраться. К минусам можно отнести запутанный сюжет, который заставил многих ломать голову после просмотра.
В конечном итоге повторить успех дебютного фильма Пилу не удалось ни со второй, ни с третьей попытки. Зато режиссер в очередной раз доказал, что мастерски умеет жонглировать жанрами. «Нет» — не просто зрелищный аттракцион. Это качественный микс научной фантастики, вестерна, хоррора и черной комедии. На Rotten Tomatoes пресса оценила фильм в 83 %. Для сравнения рейтинг «Прочь» держится на отметке в 98 %, «Мы» находится на уровне 93 %.
«Нет» — это еще не конец. Пил готовится поставить четвертый полный метр по сценарию Хидэо Кодзимы. Не терпится увидеть, что из этого получится.