Из чего сделаны фильмы Хлои Чжао? Объясняем по буквам
Еще год назад имя Хлои Чжао, особенно в России, знали единицы. Сегодня она — главная женщина-режиссер планеты, основная претендентка на премию «Оскар». Она снимает медленное авторское кино, которое обсуждают по всему миру, а еще до титулов и наград ее наняли продюсеры Marvel Studios.
Рассказываем, что, как и зачем она снимает. Пока в словаре ее кинематографа заняты не все буквы, но мы сознательно оставили немного пространства для маневра — ведь если после трех небольших фильмов Хлоя заняла такое положение в индустрии, то что ждет ее дальше? Может быть, через пару лет, чтобы описать все ее достижения, алфавита уже не хватит.
А — Америка
Хлоя Чжао приехала в США в 2000 году и поступила в старшую школу. Она рассказывает, что перед переездом у нее были очень романтизированные представления об Америке, основанные на любимых фильмах. Но в реальном Лос-Анджелесе она увидела совсем не то, что показывали в кино.
После школы Чжао поняла, что хочет узнать страну лучше и поэтому пошла учиться на политолога, но вскоре осознала, что люди ей интересней властных институтов. Хлоя называет себя американским режиссером, и это очевидно по ее фильмам. Она снимает не универсальные истории, а сюжеты, почерпнутые из американской культуры: прерии, ковбои, индейцы, путешествие между штатами, — и пытается понять, как этот образ жизни продолжает существовать параллельно с развитием капитализма и ростом корпораций.
Б — Брэйди Блэкберн/Брэйди Жандро
Брэйди Жандро — выходец индейского народа сиу и звезда родео. Он познакомился с Хлоей Чжао, когда та снимала свой дебютный фильм на ранчо в Южной Дакоте, где он в то время работал. Чжао заинтересовалась Брэйди и захотела снять фильм о нем и его стиле жизни, но внезапно карьера парня оборвалась — прямо на шоу он получил травму головы.
Но Чжао решила, что фильму всё равно быть: он расскажет о трагедии, случившейся с Брэйди, о том, как продолжать жить, если то, что составляло для тебя смысл, больше невозможно, о сломленности и попытках двигаться дальше. Так получился «Наездник». Это не документальный фильм: кое-что в истории киношного Брэйди — выдумка: его мать на самом деле жива, а отец и сестра немного другие. Но вот история парализованного друга, которому досталось от лошади сильнее, чем самому Брэйди, — настоящая. В жизни, как и в фильме, он презентует себя как ковбой, индеец и христианин. Смог ли Брэйди из фильма Хлои вернуться на родео, мы не знаем, а вот реальному это удалось.
В — «Вечные»
Несколько лет назад в студии Marvel решили экранизировать комикс о бессмертной инопланетной расе, представители которой тайно жили на Земле семь тысяч лет, — «Вечные». Хлоя Чжао попала в шорт-лист потенциальных режиссеров, а потом действительно получила эту работу. И это после двух инди-фильмов! Неизвестно, что впечатлило боссов Marvel сильнее: то, что ее всего лишь вторую картину «Наездник» с крошечным бюджетом многие критики признали лучшей американской лентой 2018 года, или глубоко проработанная презентация по «Вечным», которую она отправила в студию. А может, им просто захотелось свежести и нового взгляда, но факт остается фактом — Чжао доверили разрабатывать новых героев для вселенной Marvel.
«Она проводила с нами несколько производственных встреч, где создавался и утверждался дизайн десятков костюмов, внешнего вида инопланетных существ и межгалактических пейзажей. А затем садилась в свой фургон, работающий наполовину то ли на солнечной энергии, то ли на кукурузном масле, и уезжала в Дакоту снимать «Землю кочевников». То, что она может совмещать всё это, говорит о ней как о выдающемся профессионале», — президент Marvel Studios Кевин Файги.
Несмотря на то, что у Хлои на этот раз был гораздо больший бюджет, чем когда-либо прежде, она рассказывает, что ей предоставили такой же уровень творческой свободы, к какому она привыкла: «Мне повезло, что в Marvel захотели рискнуть и сделать что-то новое».
Фильм должен был выйти в 2020-м, но из-за пандемии его релиз отложился — сейчас картина находится на финальных стадия постпродакшна. Выход в мире запланирован на 28 октября, в России — на 4 ноября текущего года.
Д — Докудрама
«В своих фильмах я стараюсь оставлять размытой и неопределенной границу между реальным и вымышленным, решая по ходу дела, как установить между ними равновесие — то, которое необходимо каждой конкретной истории» (Хлоя Чжао, «Медуза»).
Докудрама — это жанровое определение, которое лучше всего подходит для всех трех фильмов Чжао, сюжеты которых основаны на реальных историях. Их нельзя назвать чисто документальными: в них есть вымысел, художественное переосмысление, но большинство актеров играют самих себя, а сюжеты повторяют их жизненные пути.
В «Земле кочевников» вымысла больше, а главную героиню Ферн играет голливудская звезда Фрэнсис МакДорманд. Образ еще одной героини фильма, Суонки, как многие другие, срисован с исполнительнительницы, но в судьбу реальной пожилой леди внесена значительная корректировка: в отличие от экранной реальная Суонки жива и здорова.
З — «Золотой лев» за «Землю кочевников»
Мировая премьера «Земли Кочевников» прошла в основном конкурсе Венецианском фестиваля прошлого года. Это был первый офлайн-фестиваль, который решились провести после (во время?) пандемии. В итоге работе Хлои Чжао присудили «Золотого льва» и приз Всемирной католической ассоциации.
И — Индейцы
Индейцы, причем живущие в одной конкретной резервации в Южной Дакоте, стали главными и единственными героями двух первых фильмов Чжао. В Пайн-Ридж не лучшие условия для жизни с экономической точки зрения, кто-то из них мечтает выбраться в другую Америку, полную моллов, корпораций, хайвеев и больших возможностей. Но кто-то не видит жизни за пределами резервации: без местного воздуха, закатов над прериями, необузданных лошадей.
Во втором фильме индейцы у Чжао — еще и ковбои, хотя старые вестерны уверяли нас, что это представители совсем разных групп, в одном человеке они пересечься не могут. У Чжао пересекаются.
К — Китай
Чжао родилась в Китае и прожила там 15 лет, но затем начался ее путь на Запад: через Англию в Соединенные Штаты. Сейчас с родиной у постановщицы непростые отношения. Периодически в интервью Хлоя говорит о том, насколько непростая страна Китай: например, что там все врут и что она не готова возвращаться, ведь там заниматься режиссурой намного сложней.
Когда в 2021 году на Чжао посыпались номинации и награды, поначалу в Китае преисполнились гордости — об этом говорили хэштеги в соцсетях и заголовки в СМИ. Но довольно быстро местные цензурные организации поняли, что Чжао называет себя американским режиссером и пусть и не слишком активно, но критикует китайский образ жизни и государственный строй. Даже двух фраз в интервью хватило, чтобы хэштеги начали подчищать, а саму Чжао — осуждать.
Несмотря на это, «Земля кочевников» в Китае все же выйдет в прокат c 23 апреля, пусть и без широкой рекламы. Запрещать его просто невыгодно, он и так нацелен на слишком узкую аудиторию и не будет интересен китайской аудитории, считают эксперты. А вот с «Вечными» в Поднебесной могут возникнуть проблемы.
М — Манга
Слово «манга» звучит в интервью Хлои Чжао регулярно: и когда она рассказывает о своей юности, и когда рассуждает о работе над «Вечными». Посещая китайскую среднюю школу, она была не слишком прилежной ученицей, часто вместо учебы слушала Майкла Джексона, смотрела американские фильмы и кино Вонга Кар Вая, а также рисовала японские комиксы — мангу. Некоторое время Хлоя даже мечтала стать мангакой — профессиональным автором этих комиксов.
Н — «Наездник»
Второй фильм Хлоя Чжао сняла в индейской резервации Пайн-Ридж в Южной Дакоте. Его сюжет основан на реальных событиях, актеры играют практически самих себя — за небольшими исключениями. По жанру «Наездник» — докудрама и поэтическая драма. Она рассказывает о молодом назднике и успешном участнике родео Брэйди, который однажды упал с лошади и получил серьезную травму головы. Врачи запрещают ему не только участвовать в родео, но даже садиться на лошадь. Но Брэйди живет лошадьми и не может представить, что ему придется попрощаться с образом жизни, с тем занятием, в котором он так хорош. Психологическое состояние молодого человека усугубляет и то, что его лучший друг и некогда звезда родео, упав с лошади на одном из шоу, остался парализован. На примере друга Брэйди каждый день видит, к чему может привести риск, на который он идет.
Фильм показали на Каннском фестивале, он был номинирован во всех основных категориях на премию «Независимый дух», но главное — покорил почти всех, кто его посмотрел. «Наездник» получил рейтинг 97 процентов на Rotten Tomatoes и занял первое место в списках лучших фильмов года многих профильных изданий изданий, среди которых Variety и BuzzFeed. Одной из любимых в 2018 году ленту назвал и Барак Обама.
О — «Оскар»
«Земля кочевников» получила шесть номинаций на «Оскар» этого года. Среди них — лучшие фильм, режиссер, сценарий, операторская работа, женская роль. Если смотреть на коэффициенты букмекеров, у ленты самые высокие шансы на победу в главной категории и битве за режиссерскую статуэтку. Если Чжао победит, она станет второй женщиной в истории премии и первой женщиной азиатского происхождения, получившей приз как лучший режиссер.
П — «Песни, которым меня научили братья»
Первая работа Чжао, продюсером ленты выступил актер Форест Уитакер. Премьера прошла на фестивале «Сандэнс», затем фильм показали в Каннах, где он получил «Золотую камеру» как лучший дебютный фильм.
Действие драмы разворачивается в индейской резервации Пайн-Ридж (там же, где Чжао снимет и «Наездника») и рассказывает об отношениях между братьями и младшей сестрой. Все они — представители народа сиу. Несмотря на драматический сюжет: один из братьев сидит в тюрьме, второй нелегально продает алкоголь в резервации и планирует уехать вместе со своей девушкой в Лос-Анджелес, но ее родители против, — он основан на реальных событиях, а герои вновь играют почти что самих себя.
Р — Ричардс Джошуа Джеймс
Постоянный оператор Чжао, снявший все три ее фильма (Ричардс не работал только над «Вечными»). Ричардс и Чжао одновременно закончили киношколу и вместе же приступили к проекту «Песни, которым меня научили братья». Оператор рассказывает, что сначала они ориентировались на совсем другой бюджет, но когда количество денег сократилось в 10 раз, они решили не бросать работу. Впоследствии он понял, что именно камерность происходящего помогла им войти в жизнь людей, о которых они снимали и показать героев такими настоящими.
Ричардс говорит, что больше всего на его творческий метод повлияли работы Вернера Херцога. Особо он отмечает ленту «Земля тишины и тьмы», в которой Херцог вглядывается в жизнь слепых и глухих людей. «Вместо того, чтобы снимать документальные фильмы, он ищет правду в истории, для которой частично сам придумывал сюжет» (Ричардс, British Cinematographer).
В этом плане «Земля кочевников» — еще более особенный опыт, так как, с одной стороны, Чжао и Ричардс снимали настоящих кочевников, как Суонки, Линда или Боб, а с другой — актеров, играющих роли, как МакДорманд и Дэвид Стрэтэйрн. То есть им приходилось, иногда в рамках одной сцены, искать разные подходы к съемкам и не расслабляться ни на секунду, чтобы запечатлеть жизнь персонажей, которая шла своим чередом.
За работу над «Землей кочевников» Ричардс получил свою первую номинацию на «Оскар».
С — Спайк Ли
Режиссер Спайк Ли («Пятеро одной крови», «Черный клановец») был профессором Хлои на кинофакультете в университете Нью-Йорка. Она говорит, что с Ли обязательно весело, а еще он всегда до жестокого честен. Также в качестве своих учителей — режиссеров, чьи фильмы на нее повлияли, — Чжао называет Теренса Малика и Вернера Херцога.
Т — Трофеи
Пока весь мир ждет результатов голосования Американской киноакадемии, Хлоя Чжао собирает всевозможные награды за «Землю кочевников». Кроме упомянутого первого большого приза — «Золотого льва» Венецианского фестиваля — она взяла два «Золотых глобуса» (лучшая драма и лучшая режиссура), три приза Critics’ Choice Awards (лучший фильм, режиссер и сценарий), две премии BAFTA (лучшему фильму и лучшему режиссеру). У фильма уже 96 наград, 153 номинации, а «Оскар» и «Независимый дух» еще даже не объявили лауреатов.
Ф — Фрэнсис МакДорманд
«Мне было около 40, и я сказала мужу, что когда мне исполнится 65, я сменю имя на Ферн. Я начну курить Lucky Strikes и пить Wild Turkey и отправлюсь путешествовать в фургоне» (Фрэнсис МакДорманд, The Hollywood Reporter).
Когда актриса прочла научпоп Джессики Брудер «Страна кочевников: выжить в Америке XXI века», то убедила продюсера Питера Спирса, что книгу обязательно нужно экранизировать. Примерно в то же время они оказались на показе фильма Чжао «Наездник». Ошеломленная картиной, Макдорманд спросила вслух прямо в кинозале: «Кто, черт возьми, такая Хлоя Чжао?». Актриса и постановщица познакомились полгода спустя на премии «Независимый дух», где Хлоя выиграла грант для женщин-режиссеров, а Макдорманд представляла «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Вскоре они сели в фургоны и отправились изучать жизнь американских кочевников, а Макдорманд, и правда, превратилась в Ферн — на пару лет раньше, чем обещала Джоэлу Коэну.