Опубликовано 11 мая 2021, 05:59

Уся и Ван Дамм: История «Мортал Комбат», самого кинематографичного файтинга

Поделиться:
Уся и Ван Дамм: История «Мортал Комбат», самого кинематографичного файтинга

Mortal Kombat — словосочетание, на которое радостно откликнутся несколько поколений уже выросших детей. К выходу новой части культовой франшизы рассказываем о главных победах и поражениях любимого файтинга девяностых и о том, почему эта битва никогда не закончится.

Жестокие игры

В 1992 году вышла первая игра серии Mortal Kombat (MK) для аркадных автоматов. С тех пор серия перешла на приставки, стала трехмерной, обогатилась десятками персонажей, разрослась до 11 официальных игр и множества спин-оффов. Неизменным осталось одно — зашкаливающий уровень ультранасилия.

Пересказывать историю мира MK довольно долго, но механика игры проста: выбирай своего бойца и дерись на турнире, где решается будущее человечества. Почти каждый персонаж в пантеоне обладает сверхспособностями, арсеналом специальных приемов и оружия. Если сражаться правильно, ваш боец продемонстрирует fatality — коронный удар, который вышибет из врага дух и повергнет его в прах.

Mortal Kombat 1992 года на аркадных автоматах

Mortal Kombat 1992 года на аркадных автоматах

Кровь хлещет фонтаном, слышатся крики ярости и боли. Разумеется, MK полюбили все подростки. Конечно, родители были против. Стереотип о жестоких видеоиграх появился прежде всего благодаря MK. Американские консерваторы в Конгрессе даже добились введения возрастной рейтинговой шкалы игр. В Германии некоторые части серии были под полным запретом до 2015 года. В России, к счастью, расцвет МК пришелся на безалаберные девяностые. Своя приставка была далеко не у всех, но никто не запрещал собираться в гостях и ждать своей очереди, наблюдая за сражениями других.

Источники вдохновения

С тех пор игра для нашего человека овеяна ностальгией, как и первые боевики на пиратских кассетах. Эта параллель неслучайна — серия с самого начала была вдохновлена кинематографом. Ее создатели, Эд Бун и Джон Тобиас, ориентировались скорее на азиатскую, а не на американскую продукцию. Возможно, главным референсом были работы классика жанра уся Цуя Харка — «Виртуоз» и «Воины с волшебной горы». Уся — разновидность китайского фэнтези, в котором легендарные воины древности сражаются со злом, нередко используя магию. Для западного зрителя эти фильмы часто выглядят полупародийно, хотя захватывающе. Их театральность и игровое отстранение прочно вшиты и в игры и в последующие экранизации МК.

Кадр из фильма «Кровавый спорт»

Кадр из фильма «Кровавый спорт»

реж. Ньют Арнольд, 1988

Также в качестве источников вдохновения можно назвать культовую адаптацию гонконгских боевиков от Джона Карпентера «Большой переполох в маленьком Китае» и «Выход дракона» с Брюсом Ли в главной роли. Но еще до воцарения в МК азиатской эстетики, Бун и Тобиас хотели делать игру… С Жан-Клодом Ван Даммом! Точнее, его типичный персонаж должен был стать бойцом файтинга. Идея возникла после выхода «Кровавого спорта» и накануне появления «Универсального солдата» (фильмы, также хорошо известные отечественному поколению VHS).

Заполучить права на Ван Дамма оказалось непросто, но актер среди бойцов все же появился. Виртуальный Ван Дамм трансформировался в Джонни Кейджа — фактически, первого придуманного бойца Mortal Kombat. Самодовольный голливудский каратист хочет доказать миру, что может драться не в шутку, и попадает на кровавый турнир.

Неудачники (и Кристофер Ламберт)

К 1995 году никто не ожидал от фильмов по играм ничего хорошего. Судя по предыдущим попыткам (вроде «Супербратьев Марио») режиссеры едва ли понимали, как адаптировать игровой нарратив к традиционному киносценарию. Потому постановкой MK занялся молодой неудачник Пол У. С. Андерсон, чей дебютный фильм провалился немногим ранее. В главной роли Лю Кэнга был другой неудачник, Робин Шоу, готовый отказаться от голливудской карьеры и начать торговать спорттоварами. Да и другие актеры не хватали звезд с неба, за парочкой исключений.

Кадр из фильма «Смертельная битва»

Кадр из фильма «Смертельная битва»

реж. Пол У. С. Андерсон, 1995

Первым исключением был Кристофер Ламберт в образе Рэйдена. Известный миллионам по роли в «Горце» актер отлично изобразил лукавого небожителя, идеального наставника и просто старикана с юмором. Второй удачей был выход Кэри-Хироюки Тагавы в личине колдуна Шан Цзуна. Пожалуй, по сей день это один из наиболее обаятельных кинозлодеев той наивной эры. Кому еще удалось бы сделать крутыми на экране стандартные реплики из файтинга, вроде «Твоя душа принадлежит мне!».

Кэри-Хироюки Тагавы в роли колдуна Шан Цзуна, кадр из фильма «Смертельная битва»

Кэри-Хироюки Тагавы в роли колдуна Шан Цзуна, кадр из фильма «Смертельная битва»

реж. Пол У. С. Андерсон, 1995

Сказать, что «Смертельная битва» — кино хорошее, пожалуй, будет натяжкой. Но это определенно крутое кино и первая в своем роде достойная адаптация видеоигры. Драки «Смертельной битвы» вычурностью и качеством были не хуже, чем в упомянутых гонконгских боевиках и фильмах о восточных единоборствах. Более или менее профессионально боевыми искусствами владели все актеры. Постановку дополнили спецэффекты, многие из которых до сих пор смотрятся на уровне. Наконец, харизма исполнителей была налицо.

Легенда

В двух словах метасюжет игры, который лег в основу фильмов выглядит так: помимо Земного царства, существует множество миров, но почти все они подчинились злобному Шао Кану, императору Внешнего мира. Кан давно мечтает завладеть Земным царством, но для этого ему нужно одолеть лучших бойцов нашего мира на турнире под присмотром Старших богов. Императору помогает колдун Шан Цзун, поглощающий души потерпевших поражение воинов. Людям покровительствует бог грома Рэйден. Избранными бойцами становятся упомянутый Джонни Кейдж, специальный агент Соня Блэйд и Лю Кэнг, потомок великого воина Кун Лао, прежнего чемпиона.

Кадр из фильма «Смертельная битва»

Кадр из фильма «Смертельная битва»

реж. Пол У. С. Андерсон, 1995

Сюжет строится по схеме, известной еще в античном эпосе: после времени богов и чудовищ наступает эпоха людей. Люди должны отправить своих предшественников обратно в первобытный хаос, одолев в кровавой схватке. Герои, выходящие на ринг против хтонических мутантов, так или иначе похожи на нас. Потому нет парадокса, что душой фильма стал тот самый Джонни Кейдж (Линден Эшби) — самый человечный из персонажей. Кейдж своими глупыми репликами в одиночку борется против героического пафоса: Соня Блейд из самоуверенной сотрудницы спецслужб быстро превращается в беспомощную «блондинку в беде», а Лю Кэнг изначально называется избранным — что с такого взять. Остается только Джонни — обычный человек, ставший героем.

К тому же именно Кейдж проводит самые зрелищные и запоминающиеся бои в картине. Если его поединок с демоническим Скорпионом достоин триллера, то схватка с монструозным четырехруким титаном Горо как раз воплощает упомянутый мифологический сюжет. Давид побеждает Голиафа одним ловким ударом и шутя сбрасывает его в кипящую тьму.

Худший сиквел в истории

Легендарные смертельные поединки спустя два года обернулись колоссальным провалом: в 1997 году на экраны выходит «Смертельная битва-2: Истребление» — один из худших фильмов в истории. Кейджа убивают в самом начале, в единственном эпизоде с его участием, Соню и Рэйдена играют уже другие актеры. Без них, без Шан Цунга и без Андерсона «Битва» на киноэкране оказалась набором дешево поставленных драк. Режиссером сиквела стал Джон Р. Леонетти, оператор оригинального фильма. Сейчас он снимает фильмы для Джймса Вана («Астрал», «Заклятие» и «Астрал: Глава 2»). После грандиозного провала у критиков и дружного смеха покидающих залы зрителе о новых кинофильмах пришлось позабыть. Правда, вышли два телесериала, мультсериал и пара полуофициальных спин-оффов. Но многосерийные проекты захирели спустя сезон. Зато игра продолжает процветать по сей день.

Кадр из фильма «Смертельная битва 2: Истребление»

Кадр из фильма «Смертельная битва 2: Истребление»

реж. Джон Р. Леонетти, 1997

Новый раунд

Перезапуск Mortal Kombat в кино стал амбициозной задачей. Ему предшествовал первый полнометражный мультфильм серии «Легенды смертельной битвы: Месть Скорпиона», в центре которого история вражды Скорпиона и Саб-Зиро. В свое время Андерсон пренебрег этим сюжетом, а история была интересной. Саб-Зиро — китайский колдун, убивший японского ниндзя. Последний возвращается из преисподней в виде огненного демона Скорпиона. Здесь прослеживается тема вечного противостояния двух великих азиатских держав. Кстати, сегодня японец Тагава вряд ли сыграл бы Шан Цзуна — если можно говорить о национальности иномирного злодея, он, скорее, китаец. Не говоря о том, что и Ламберту бы не доверили роль азиатского божества.

Кадр из фильма «Мортал Комбат»

Кадр из фильма «Мортал Комбат»

реж. Саймон Маккуойд, 2021

Новая битва рекрутирует бойцов согласно новой геополитической обстановке, но в то же время сохраняет преемственность: франшизу продолжает бессменный продюсер фильмов и сериалов по MK Лоуренс Казанофф. И если за зрелищность спецэффектов можно быть спокойным, то трансформация отношений людей и мутантов в новой версии интригует. Всё же не так просто будет кем-то заменить обаятельного наивного чужака Джонни Кейджа — ролевую модель типичного подростка, которому вдруг выпал один шанс в жизни. А жизнь, как известно, и есть битва с постоянной вероятностью фатального исхода. К счастью, каждый из нас волен выбирать своего бойца и свой фильм вселенной Mortal Kombat.

Новое в подписке

Лучшее в подписке