Интервью с Юрием Стояновым и Иваном Сосниным о старте съемок основного сезона сериала «Мамонты»
Стартовали съемки 12-серийного комедийного сериала «Мамонты». Пилотный эпизод проекта был показан на V фестивале сериалов «Пилот», где победил в номинациях «Лучший пилот сериала. Выбор зрителей» и «Выбор прессы». Поговорили с исполнителем главной роли Юрием Стояновым и режиссером пилота Иваном Сосниным.
Все эпизоды основного сезона снимет Михаил Чистов при участии Ивана Соснина («Далекие близкие», «Иваново счастье», «Юг»), который ранее выступил в качестве режиссера пилотного эпизода проекта. Креативные продюсеры и авторы сценария сериала — Михаил Чистов, Яна Прокопенко, Ольга Вольпина («257 причин, чтобы жить», «Корни», «Физрук»). Помимо Стоянова, в «Мамонтах» снимаются Марьяна Спивак, Елизавета Ищенко, Наталья Павленкова, Екатерина Стулова, Василий Копейкин, Тимофей Кочнев и другие.
«Мамонты» — история пенсионера Николая Николаевича (Стоянов), который продает квартиру и перебирается к дочери Юле (Спивак) в Новую Москву. Наивного дедушку обманывает интернет-мошенник. Пенсионер остается без денег. Вместе с продвинутой внучкой Полиной (Ищенко) технологическому мамонту Николаю Николаевичу предстоит погрузиться в мир киберпреступности, чтобы вернуть деньги.
Юрий Стоянов
О своем персонаже
У нас в индустрии в последнее время прослеживается дефицит на истории, которые исследуют человеческую душу. Сериал — это уникальная возможность рассказать о человеческих судьбах в движении и развитии.
Если говорить примитивно, это история про хорошего человека, о том, что не надо обижать хороших людей. Мой персонаж не занимается возмездием. Интернет-мошенничество и обман стариков стали просто невероятным бизнесом. Я даже слышал, что речь идет о триллионах рублей, что сопоставимо бюджету области. И люди продолжают попадаться на эту уловку, потому что мошенники эксплуатируют человеческое доверие. А пожилые люди в силу своей незащищенности или одиночества — очень доверчивые и отзывчивые на желание им помочь. Это значительно страшнее, чем отнять кошелек на улице.
Но персонаж не руководствуется фразой Герберта Уэллса о том, что нет ничего прекраснее справедливого возмездия, он не мыслит этими категориями. Более того, парадокс в том, что этот человек, может быть, даже слишком хорош, и это уже актерская задача — сделать его «живым», а не ходячей догмой и сводом правил и морали. Он хочет найти мошенников не для того, чтобы вернуть себе эти деньги. Он хочет, чтобы их не было, потому что страдают другие. Это очень важно.
Почему «мамонты»? Мамонт — не потому, что его легко обмануть, потому что он очень странный, очень добрый, со своим сводом правил, кодексом справедливости, со своей советской моралью, которая, в общем-то, работает и которая сейчас утеряна.
Мамонт он потому, что он в принципе является носителем человеческих качеств, по которым можно ностальгировать, которых очень не хватает людям. Играть это очень тяжело, потому что надо искать «живого» человека. Я хочу искать, где он неправ, чем может раздражать, где несправедлив. Иначе он может из доброго стать «добреньким» — и этот уменьшительный суффикс сразу уменьшит объем роли. Вот то, как я понимаю этого персонажа и свою задачу.
О коллегах по сериалу
Роль строится на том, как ты существуешь с партнером в кадре. Зритель потом формулирует очень простыми словами — «он подошел к своей дочке, он сказал своей внучке». И тогда аудитория начинает верить в то, что это семья, узнавать эту семью. Я бы очень хотел, чтобы про человека, которого я сыграл, многие люди сказали: это точно мой папа! Вот это главный комплимент — это мой папа, это мой дедушка, неважно кто, главное, что какой-то знакомый, родной человек, которого не надо обижать.
О сценарии
Мне очень нравится сценарий, я читал его взахлеб. Забыв, кого я играю, читал абсолютно не как артист. Я всё время ждал: что будет дальше? Надо это ощущение передать зрителю. В сценарии есть семья, очень типичная, очень узнаваемая. Отношения ужасно непростые, и именно поэтому люди говорят: да, у нас так же, и это очень важно.
Об актуальности истории
История обмана старика, несмотря на всю чудовищную актуальность, — это все-таки повод рассказать об уходящем поколении и о том, что мы можем потерять в связи с уходом этого поколения. Мы очень многое упустили. Это люди, которые пережили очень серьезные вещи, они потеряли одну страну, долго не могли приобрести другую, потом поверили в новую страну, и жилось им безумно тяжело. Они заслужили если не любовь, то по крайней мере внимание. Это ведь не история про нищего старика, который считает копейки (хотя и таких людей очень много, не стоит забывать). Да, он очень скромно живет, но, слава богу, у него есть дочь, есть внучка, и дочь довольно обеспеченная, живет в приличной квартире, и у нее свои безумные проблемы. Человек, который всё время боится быть навязчивым, чтобы не стеснить ничем, — какая-то невероятная деликатность этого поколения. Родному человеку очень трудно его обидеть, потому что мой герой очень многое прощает. Но до поры до времени. Поэтому не надо обижать таких людей.
Если кто-нибудь из этих людей, кто звонит старикам и говорит, что он из службы безопасности «Сбербанка» или что майор полиции, один раз вспомнит, что у него тоже есть мама, отец или дедушка, то можно сказать, что сериал свое дело сделал.
Иван Соснин
О проекте в целом и новой творческой команде
Для меня это тоже всегда открытие — как люди реагируют на сериал, потому что, когда я работал над проектом «Мамонты», я не думал о том, как он будет принят людьми, не думал о том, что нужно сделать, чтобы он понравился. Я стараюсь воссоздать жизнь как она есть, стараюсь максимально приблизиться к реальности и к тем чувствам, которые мне бы хотелось испытать.
Меня эта история сразу расположила к себе, очень понравился сценарий, команда. Мне понравилось то, что делают Миша Чистов с Яной Прокопенко. Я снял пилот, считаю его своим детищем. Он мне очень дорог, очень мне близок. От зрителей была очень классная реакция на фестивале «Пилот», и такая же реакция была у моих близких, знакомых, кому я показывал его. Но после фестиваля я ушел на другой проект, я же не знал, какая судьба будет у этого сериала. Ушел заниматься сериалом «Юг», который тоже снимался для Okko. Это была тяжелая большая работа, на восемь серий, сейчас мы в активной фазе постпродакшена, поэтому я не смог так быстро вернуться из такого большого проекта сразу обратно к «Мамонтам», мне просто физически не хватило ни времени, ни сил. Но я не могу так просто взять и отпустить сериал «Мамонты», потому что он мне правда дорог, я это искренне говорю.
Я не так много снял серьезных проектов в своей жизни, поэтому я к каждому отношусь очень трепетно. Всё равно я всё это изначально выстраивал: кастинг, локации, костюмы, образы героев, тональности, и мне хочется, чтобы это продолжало жить. Чтобы вот этот мир, маленький мирок, который я строил вместе с ребятами, вместе с Яной и Мишей, чтобы он расширялся, жил и рос, даже если не я буду режиссером.
Я периодически приезжаю на смены, участвую в жизни проекта, не хочу его отпускать. Конечно, я бы мог полностью оставить «Мамонтов», забыть про них, но все-таки опять же я чувствую, что это сериал, в который я что-то заложил. То есть в любом случае тот конечный материал, который получится на выходе, так или иначе связан со мной, с моими мыслями, которые я разрабатывал год назад.
Мне нравится, когда во мне есть такая необходимость, мне нравится в целом, что со мной советуются, ко мне прислушиваются. Нравится, что полностью сохранили кастинг артистов, которых я выбирал, для меня это очень важно, таким образом я чувствую свою значимость для сериала. Поэтому я уверен, что всё будет классно. Мне очень нравится команда, которая работает над этим сериалом. Я, побывав на сменах, понял, что ребята тонко чувствуют и реплики, и какие-то моменты в игре актеров. Оператор Сева Ледовский снимал со мной короткий метр «Тридцать секунд». Я ему полностью доверяю. Химия между актерами очень здорово работает, она сохранилась еще с пилотной серии. Все шутки, заложенные в сценарии, работают только на усиление. Так или иначе, я всегда буду рядом с этим проектом. Надеюсь, что скоро съемки закончатся и мы вместе встретимся на премьере.
Почему важно посмотреть сериал
Сериал про нас, про наших родителей, про наших бабушек и дедушек. Скорее, я думаю, что про родителей, — тут все будут перекладывать на себя и своих родителей отношения главных героев. Важно с помощью кино вспоминать об отношениях с близкими, потому что сейчас мир устроен так, что есть миллион отвлекающих факторов: телефоны, развлечения, концерты, поездки и так далее. И ты просто банально забываешь о том, что у тебя есть человек, который тебя вырастил, воспитал, и вот он где-то рядом, может быть, в соседнем доме, может быть, в соседнем городе, и ты просто забываешь общаться. Может быть, это прозвучит банально — позвони своим родителям, встреться с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, обними их. К сожалению, современному человеку необходимо постоянно обо всем этом напоминать. Я думаю, что во многих сценах, во многих шутках зритель сможет узнать себя, — вот, наверное, главная причина смотреть.
Во-вторых, наверное, это актуальность темы. Не так много проектов снято про киберпреступность. В моем окружении большое количество людей, которые попадались на эту удочку мошенников. Здесь опять же тоже важно посмотреть всем, чтобы понимать, с чем ты можешь столкнуться в жизни, и показать этот сериал своим родителям, своим бабушкам и дедушкам. Ведь то же самое, что случилось с Николаем Николаевичем, может случиться и с ними.
Сериал для просмотра с родителями
Здесь есть юмор, который понравится многим. На мой взгляд, наверное, формирование целевых аудиторий немножко убивает коммуникацию между поколениями. Потому что реально ведь делят: «Трудные подростки» — для подростков, сериалы на «России 1» — вот это смотрит мама, когда готовит дома ужин. И реально разделяют, потому что все же работают по целевым аудиториям. У «Мамонтов» достаточно широкая аудитория, и это очень классно.