Интервью с вампирами: Чего ждать от финального сезона «Чем мы заняты в тени»
На FX вышли первые серии шестого сезона мокьюментари «Чем мы заняты в тени» по мотивам одноименного (в российском прокате «Реальные упыри») фильма Джемейна Клемента и Тайки Вайтити, который в свою очередь родился из их совместной короткометражной работы «Интервью с некоторыми вампирами». Очаровательной вампирской саге удавалось держать планку на протяжении пяти сезонов. Разбираемся, какие козыри припасли создатели сериала к финалу.
700-летний Нандор Безжалостный (Кайван Новак) когда-то был правителем вымышленной страны Аль-Калнадар, располагавшейся примерно на территории современного Ирана. Столетия назад Нандор участвовал в кровавых походах и имел несколько десятков жен, а сегодня он живет в старом особняке на Статен-Айленде, штат Нью-Йорк, со своим фамильяром Гильермо де ла Крузом (Харви Гильен). Кроме них в особняке уютится семейная пара Ласло (Мэтт Берри) и Надьи (Натасия Деметриу). Надья обратила Ласло около 300 лет назад, и с тех пор они неразлучны. Все персонажи — обычные вампиры, которые пьют кровь, умеют летать и превращаться в летучих мышей, спят в гробах и коротают вечность, прячась от солнечного света. Компанию им составляет энергетический вампир Колин Робинсон (Марк Прокш), который не боится солнечного света и не нуждается в человеческой крови. Колин работает в офисе, где донимает коллег нудными историями, неуместными шутками и неловкими ситуациями, высасывая из них всю энергию.
Проклятый старый дом, где собралась эта компания, ныне выглядит весьма запущенно. Всем хозяйством занимается Гильермо, жаждущий стать вампиром и служащий Нандору уже больше десяти лет в надежде, что хозяин его обратит. Нандор же не торопится выполнять обещание и кормит беднягу завтраками, вгоняя его в отчаяние. Тем не менее Гильермо верен долгу и помогает вампирам адаптироваться к современной жизни: ходит с ними за покупками, решает бюрократические вопросы и организует путешествия. А также делает всю грязную работу, например заманивает жертв в логово упырей, после избавляясь от тел.
Создатели сериала иронизируют над вампирскими стереотипами, архаичным мышлением персонажей и их чужеродностью в современном мире. Из-за странного внешнего вида героев принимают за чудаковатых мигрантов, а непонимание принципов новой этики часто становится причиной неловких ситуаций. Чего только стоят попытки Ласло соблазнить девушку из спортзала для Нандора или поход кровососов в магазин. Сериал создан в жанре псевдодокументалистики, и одна из его изюминок — субъектность операторов. Они хоть и невидимые, но полноценные участники действия, герои часто обращаются к ним, а порой и бросают в опасных ситуациях.
Кроме земных проблем, персонажи регулярно сталкиваются с другой нечистью, населяющей Статен-Айленд и его окрестности. Вампиры конфликтуют с оборотнями, опасаются проделок ведьм, попадают в ловушку сирен, находят лампу с джинном, а интернет-тролль, пишущий желчные комментарии в интернете, оказывается троллем самым обыкновенным. При этом вурдалаки высмеивают тех, кто верит в призраков (и зря). Львиная доля юмора приходится на отсылки. Сам жанр мокьюментари, конечно, вдохновлен «Интервью с вампиром» Нила Джордана, кроме того, создатели вдохновлялись кинематографией «Дракулы» Фрэнсиса Форда Копполы, а также нетленной вампирской классикой вроде «Носферату». В первом сезоне, когда герои принимают у себя в резиденции обратившего их древнего кровопийцу из Старого света, барона Афанаса, Нандор скупает все блестки в магазине, чтобы быть похожим на героя Роберта Паттинсона из «Сумерек». Есть и менее очевидные пасхалки, например имя героини Натасии Деметриу, Надья, взято из одноименного фильма Майкла Алмерейды, профинансированного Дэвидом Линчем, а лидер стаи вервольфов носит оранжевый пуховик, как в фильме «Американский оборотень в Лондоне».
Кульминацией референсов в шоу стала сцена вампирского трибунала, созванного после случайного убийства барона Афанаса. Присутствуют многие легендарные киноупыри: Тильда Суинтон в образе из фильма Джима Джармуша «Выживут только любовники», Дэнни Трехо («От заката до рассвета»), Пол Рубенс («Баффи — истребительница вампиров»), Эван Рэйчел Вуд («Настоящая кровь»), сами создатели сериала в образе героев из «Реальных упырей», а по Skype подключился Уэсли Снайпс («Блэйд»). Не обошлось без подшучивания над теми, кто не смог прийти.
После трагичного инцидента с бароном Гильермо с помощью генетического теста узнал, что он потомок легендарного борца с вампирами Ван Хельсинга. Это приводит к настоящему кризису идентичности героя. Тяжело приходится не только ему, обычно веселые и энергичные кровопийцы тоже порой впадают в уныние. Нандор, узнав о падении его родного Аль-Калнадара, пытается получить американское гражданство (Гильермо советует ему не упоминать Иран на собеседовании), но не может загипнотизировать чиновника, ведь в том нет ничего человеческого. Надья уже много столетий тоскует по своему любовнику и видит его воплощение в разных мужчинах. Для упырей, желающих побывать смертными, существует группа поддержки, где можно удалить клыки, которые, впрочем, быстро отрастают обратно, зато так удается ненадолго почувствовать себя снова живыми.
Сериал, хоть и является, по сути, ситкомом, в котором всё держится на харизме ярких героев, уделяет немало внимания визуальной составляющей. Сценарист и продюсер Пол Симмс отмечал, что приоритет отдавался аналоговым эффектам, а не CGI. Плавные полеты героев, вычурные монстры, грозные клыки — всё это создано с помощью практических спецэффектов, придающих картинке приятную старомодность и тактильность. Однако основной вклад в успех шоу внес удачный каст. Джемейн Клемент в одном из интервью рассказал, что роль Ласло была создана специально для Мэтта Берри. Образ напыщенного британского аристократа с чрезмерно высоким либидо идеально воплотил актер, который отмечен экспериментами с произношением и интонациями еще со времен «Компьютерщиков».
К третьему сезону сериалу пришлось сменить просто ироничный тон на абсурдистский, чтобы остаться на плаву. Сюжет дополнили гротескные персонажи и непредсказуемые в своей странности ситуации вроде перерождения Колина Робинсона на его столетний юбилей. В пятом сезоне разрешилась главная интрига шоу — долгожданное обращение Гильермо. Разумеется, всё не могло пройти гладко: остаток сезона парню пришлось бороться с последствиями неполного перевоплощения, а затем вновь решать, оставаться ему вампиром или нет. К тому же выяснилось, что обращение фамильяра не его хозяином, а другим вампиром считается непростительным оскорблением, а значит, и без того непростые отношения Гильермо и Нандора вошли в новую фазу противостояния.
Примечательно, что Гильермо, по сути, единственный персонаж, у которого есть ощутимое развитие, ведь его жизнь конечна, а у вампиров в запасе целая вечность. Из скромного мямли Гильермо трансформировался в невероятно ловкого истребителя кровопийц, начал добиваться уважения упырей и сменил должность фамильяра на телохранителя. Похоже, судьба Гильермо станет центральной сюжетной линией финального сезона и вновь главной интригой. Пока любитель экстравагантных хобби Ласло кроит монстра из частей человеческих тел, уверяя всех, что никогда не слышал о человеке по фамилии Франкенштейн, а остальные вампиры продолжают ссориться из-за бытовых проблем (что мы наблюдаем с первой серии первого сезона), Гильермо строит новую жизнь, стараясь дистанцироваться от бывших соседей. Получается у него, конечно, плохо, но впереди еще восемь серий до окончательной развязки, у которой есть все шансы удивить фанатов.