Интервью с Екатериной Тодоровской, Марией Мацель, Стасей Милославской и Анастасией Талызиной — режиссером и актрисами сериала «Взрослые»
В Okko продолжает выходить сериал «Взрослые». Это драмеди о трех 25-летних подругах, которые близки с детства. Каждая продолжает искать себя в современном мире. Поговорили после премьеры на фестивале «Пилот» в Иванове с молодой постановщицей и прекрасными актрисами сериала — Марией Мацель, Стасей Милославской и Анастасией Талызиной — о необычном для нашей индустрии сценарии, актуальных современных героинях и душевной атмосфере на съемочной площадке.
— Когда ты писала сценарий, ты сразу знала, кто будет играть трех подруг? Как это всё получилось?
Екатерина Тодоровская: Ну нет, конечно. Я не знала. Был кастинг, девчонки пришли и попробовались очень талантливо. Мы довольно быстро определились с тремя главными героинями.
— А как было решено, кто кого играет?
Екатерина Тодоровская: Всё дело в химии. Она либо есть, либо ее нет. Просто я поняла, что это они.
— Есть ли различия между работой с режиссером-дебютантом и с опытным постановщиком? Или всё упирается в сценарий и хорошо подобранную команду?
Стася Милославская: Я бы не пыталась подвести всех режиссеров под один знаменатель, но Катя просто очень подробный режиссер, очень требовательный, и это хорошо. То есть режиссеры, которые набили руку, они могут с первого, со второго дубля сразу понимать, что им нужно. Катя делает десять, но это же классно, потому что это так подробно.
Екатерина Тодоровская: Но надо сказать, что потом я все-таки стала делать меньше дублей, ближе к концу проекта.
Стася Милославская: Кате нужно чуть больше времени для того, чтобы понять какие-то моменты. Но это же тоже опыт.
— Финчер, по слухам, и спустя много лет работы в кино по 100 дублей делает.
Стася Милославская: Да, каждому свое. Может быть, Катя и через десять лет будет так же снимать, значит, это ее метод, значит, ей так комфортно. Мне кажется, в этом нет ничего плохого.
— А что изначально привлекло в сценарии каждую из вас?
Мария Мацель: Сериал изначально назывался «Шмары». И когда мне пришли на почту «Шмары», я думаю: «Ну нет, точно нет». (Смеется.) А потом, когда я прочитала первые две серии, подумала: «Офигеть, я никогда такое еще не играла». На первый взгляд может показаться, что это простой сериал, потому что здесь нет большой драмы, нет экшен-сцен, ничего такого, просто обычные диалоги, очень длинные сцены, правда длинные. И мне сериал показался очень интересным. Вот вспомним все сериалы, которые мы все очень любим и которые я смотрела в детстве, — «Зачарованные», «H2O: Просто добавь воды», «Секс в большом городе», «Сплетница», «Отчаянные домохозяйки». Так круто попробовать сделать что-то такое.
Стася Милославская: Мне просто очень давно хотелось сыграть в какой-то легкой современной истории про наше, девичье. В экшене попробовали, в корсеты себя уже затянули и в окопах повалялись, на самолетах полетали. А хочется про наше, про женское, про вечное. Это всегда интересно, такое исследование современной женщины. А еще когда это всё происходит в классной женской компании, ты приходишь на работу как на праздник. У нас бывало так, что мы сидим, о чём-то говорим между дублей, Катя присоединяется, мы все вместе что-то обсуждаем. Мы сидим, что-то обсуждаем, а ей второй режиссер говорит: «Катюша, нам пора снимать». А Катя отвечает: «А, да? Сейчас». (Смеется.)
Анастасия Талызина: Иногда мы просто забывали, что пришли сюда работать.
— Насколько у вас, у актрис, было пространство для импровизации? Насколько по ходу съемок каждая дорабатывала свою героиню? Или всё было строго по сценарию?
Анастасия Талызина: Нет-нет-нет, ни в коем случае, нам хватало свободы. У нас была какая-то влюбленность и химия между нами, сотворчество. Может быть, потому что у Кати это дебют, у нас тоже это первый подобный опыт. У меня, например, не было таких проектов. Когда мне на почту пришел сценарий, я прочитала, мне очень захотелось участвовать.
— И он тоже назывался в тот момент «Шмары»?
Анастасия Талызина: Да, обожаю, просто обожаю.
Стася Милославская: Меня вот название вообще не смутило.
Анастасия Талызина: Меня тоже. Мне очень захотелось сыграть в этом сериале, познакомиться с девочками и вообще поработать. На тот момент у меня лично был такой голод до женского общества, до женской поддержки и какой-то легкой энергии влюбленности. Очень было хорошо, очень приятно на съемках. Я вспоминаю с бесконечным теплом эти съемки, и хочется, чтобы впереди у нас было как можно больше такого. И, конечно, второй сезон. Я ни на что не намекаю, конечно. (Смеется.)
Екатерина Тодоровская: Еще три года буду писать. (Смеется.)
— А как вы думаете, почему вообще у нас так мало похожих проектов? Есть же в Америке мамблкор. Есть «Девочки» Лины Данэм, есть фильмы с Гретой Гервиг. Почему у нас этого так мало? Или сейчас всё только начинается?
Екатерина Тодоровская: Сложно придумать 12 серий просто о дружбе.
Мария Мацель: Да, мы, кажется, это вчера как раз обсуждали. Кажется, что это скучно, никому не интересно, что нужен экшен, настоящий блокбастер.
Стася Милославская: А мне кажется, сейчас настолько много экшена, что иногда людям просто хочется отключиться и расслабиться. Наш сериал существует на контрасте. Я уверена, что наш сериал обретет свою аудиторию, которая точно так же, как и мы, в какой-то момент жизни устала от стрелялок, от экшена, от драмы, от артхауса, от бесконечной рефлексии по 1990-м или по какой-нибудь другой эпохе. Все в одну сторону идут, а мы в другую. Может, не всем с нами по пути, ну и что?
— Я только что досмотрел пилот. У каждой из героинь, как мне показалось, не очень достойный их кавалер. Возможно, я неправ. Как так получилось? И будет ли у них лучше?
Екатерина Тодоровская: Это жизнь такая. (Смеется.)
Стася Милославская: У нас женское кино, снятое женщинами. Всякое бывает, у всех какой-то интересный опыт в отношениях. Мы делимся им со зрителями.
Екатерина Тодоровская: Возможно, потом у наших героинь будет кто-нибудь достойный, а пока только вот такие странные персонажи.
— То есть это еще и сериал о том, как девушки ищут подходящих партнеров?
Екатерина Тодоровская: Это сериал о любви, о взрослении, о поиске себя.
Стася Милославская: Героиня Маши (Мацель. — Прим. ред.) как раз-таки об этом говорит в одной из первых сцен. В 25 положено искать себя, строить карьеру, учиться. Общество давит, нужно обязательно добиться успеха.
— А как часто каждая из вас задает себе вопрос об успехе и поиске себя? Есть ли в современном мире проблема в том, что люди взрослеют не в 15 или 20, а в 30 или даже в 35?
Анастасия Талызина: У каждого свой путь, сложно всех грести под одну гребенку.
Екатерина Тодоровская: У меня много друзей, которым около 30, и они до сих пор в каком-то невесомом состоянии. У них нет работы мечты, или они не нашли любовь всей своей жизни.
Стася Милославская: А общество при этом диктует, что ты до 30 должен успеть сделать это, то и вот это. А если ты этого не сделал, то ты неудачник. И отсюда еще больше страхов, комплексов и прочего. Ну да, после 50 жизни нет, в 25 ты старородящая.
Екатерина Тодоровская: А по сценарию жить тоже скучно. Об этом мы узнаем в следующих сериях. (Смеется.)
— Почему сериал понравится аудитории?
Екатерина Тодоровская: Кому-то понравится, а кому-то нет. Кому-то попадет в настроение, а кто-то останется равнодушен. Я написала сценарий о том, что знаю, что мне близко, что мне интересно.
Стася Милославская: Еще очень хочется отметить, что у нас часто кино про женщин снимается мужчинами. Это совсем другой взгляд. Никто лучше женщины не напишет про женщин, я в этом убеждена. Тут нет никакого снобизма, это правда так. Нужно для этого родиться женщиной.
Мария Мацель: И у 50-летних мужчин про женщин получается совсем другое кино.
Стася Милославская: У нас получается еще по горячим следам про женское, таких проектов в России не было. Я уже успела прочитать, что наш сериал — это «Секс в большом городе».
Екатерина Тодоровская: Лестное сравнение.
Стася Милославская: Окей, мы все на нём росли, это понятно. Но в России о женщинах, да еще и снятых женщинами сериалов нет.
Екатерина Тодоровская: Вообще, мы не претендуем на оригинальность. Может быть, снимут еще 29 сериалов про женскую дружбу.
Стася Милославская: Да и хорошо. Особенно если эти сериалы помогут зрителям и зрительницам что-то почерпнуть, что-то узнать про себя. Может быть, даже впервые заговорить со своими близкими, со своими подругами, со своей семьей на определенные темы. Почему бы и нет?
— А узнала ли каждая из вас в процессе съемок что-то новое о себе?
Анастасия Талызина: Мне кажется, что в принципе, если говорить об актерстве, то каждый раз проделывается определенная внутренняя работа с собой, и ты сталкиваешься с неприятием, например, каких-то вещей, своей героини или наоборот. Мне кажется, что это происходит само собой. Всегда ты что-то узнаешь о себе новое, прорабатываешь какие-то моменты, что нравится, что не нравится. Сложно ответить одним предложением. В этом и есть суть актерской работы, суть подготовки к роли.
Мария Мацель: Мне кажется, в какой-то момент нас наши героини страшно бесили. Я думала: «Господи, ну какая ж ты нюня».
Стася Милославская: А у меня просто какая-то душная до невозможности. А потом я подумала, почему она меня так бесит. Неужели это какое-то отзеркаливание и я в ней вижу себя?
— Изменилось ли ваше отношение к героиням, когда вы увидели их на экране, тем более большом?
Мария Мацель: Да, мне так было тепло, как будто я родных людей увидела. Этап, когда они не нравились, бесили, уже прошел.
Стася Милославская: Они теперь уже живут своей жизнью, отдельно от нас.
Екатерина Тодоровская: Я хочу сказать, что девочки оживили всех этих персонажей, и они сделали их гораздо богаче, ярче и глубже. В сценарии они тоже были, конечно, неплохие (смеется), но это всё обрело какой-то смысл только с Машей, Стасей и Настей. Благодаря им это всё получилось.
— Что из последнего, что смотрели, вас впечатлило?
Анастасия Талызина: Я сейчас смотрю «Во все тяжкие». Мне очень нравится.
Стася Милославская: Я сейчас дома лежала, смотрела сериал «Кумир» с Лили-Роуз Депп и The Weeknd. Все этот сериал разругали, а я посмотрела три серии, и мне очень нравится. От режиссера «Эйфории». Я до этого пересматривала второй сезон «Эйфории», сейчас у меня почему-то такое настроение. Мне очень нравится Лили-Роуз Депп, она очень красивая.
Екатерина Тодоровская: А я пересматриваю «Девочек», если честно.
Стася Милославская: Но по утрам, честно признаюсь, я завтракаю под «Мою прекрасную няню». Я уже на середине первого сезона.
Мария Мацель: Из последнего могу только вспомнить, что посмотрела «Атаку титанов», все четыре сезона. Это из последних сильных впечатлений.
Анастасия Талызина: Ой, а я тоже посмотрела по твоему совету.
— В каком жанре было бы интересно поработать? Или всё определяется историей?
Екатерина Тодоровская: У меня нет такого, что я хочу поработать в каком-то определенном жанре. Просто какая история рождается, про что есть идея рассказать, такой и получается жанр. Вот у нас драмеди. Мне этот жанр по жизни близок. Я смотрю на жизнь в таком жанре, с иронией, а дальше посмотрим.
Стася Милославская: Я честно скажу, у меня незакрытый гештальт, я хочу сыграть царевну. Сейчас снимается много сказочных фильмов, но я смотрю, мне ни одна не подходит. Хочу какую-то особую, другую царевну, отвечающую современным тенденциям.
Мария Мацель: Вот ты сказала про царевну, я бы тоже сыграла.
Анастасия Талызина: Я бы хотела очень сыграть какую-нибудь ведьму в сказке. Очень страшную, некрасивую, со всякими жуткими ритуалами с кровью, с гаданиями. Но пока не предлагают — из-за моих кудрей, наверное.