Интервью с актером и режиссером Франком Дюбоском о фильме «Как заработать на убийстве»
В отечественный прокат выходит французская криминальная комедия «Как заработать на убийстве». Авария на лесной дороге запускает цепочку невероятных событий. Побеседовали с режиссером, сценаристом и исполнителем главной роли Франком Дюбоском о создании картины, жанре черной комедии и животных на площадке.
— Думаю, в России найдется немало поклонников черной комедии. Можете рассказать о символизме медведя в вашем фильме?
Франк Дюбоск: После двух первых фильмов, действие которых происходило в городах, я хотел сделать кино в сельской глубинке Франции, вечной, неподвластной времени. Мне хотелось гангстеров, наркотиков, немного дерзости. Я хотел пробудить дух тех фильмов, которые любил в детстве. У меня в голове крутилась французская поговорка: «Деньги счастья не приносят». А я хотел сказать: «Иногда приносят».
Что касается медведя — это случайно. Один мой знакомый рассказал жуткую историю о наркоторговцах в Южной Америке, которым мешал медведь. Судьба животного была незавидная. Когда мы работали над сценарием, я сказал: давайте тоже добавим медведя. Во французском округе Юра медведей нет, так что история начинается с чего-то нереального — сразу видно, это кино отличается от того, что я обычно делаю.
— Да, черная комедия — не самый для вас привычный жанр. Фильм уже получил хорошие отзывы и имел успех во Франции. Планируете ли вы продолжать снимать такое кино?
Франк Дюбоск: Честно говоря, я снял черную комедию, даже не осознавая этого. Я умею работать с юмором, но не всегда понимаю, черный он или нет. Следующий фильм, который мы написали с Сарой Камински, будет историей о захвате заложников. Это будет фильм с юмором, но юмор там не главное. Мне нравится привносить смешное в фильмы, где его вроде бы быть не должно.
Кадр из фильма «Как заработать на убийстве»
реж. Франк Дюбоск, 2024
— То есть это будет смесь жанров.
Франк Дюбоск: Да, мне нравится смешивать жанры. Сейчас вообще жанры стали очень размытыми. Я хочу снимать кино, где есть всё и нет строгих рамок.
— Когда вы начали работать над историей, вы сразу задумали такое сочетание комедии, триллера и абсурда?
Франк Дюбоск: Нет. Мы нашли баланс уже во время съемок. Читая сценарий, казалось, фильм не будет особенно смешным. Я говорил продюсерам: «Не переживайте, будет смешно». Я стараюсь не делать сценарий слишком забавным, зная, что во время съемок всё равно добавлю комические моменты.
— Вы позволяли актерам импровизировать?
Франк Дюбоск: Нет, импровизации не было. Если на репетициях появлялась хорошая идея, мы могли ее использовать. Но на площадке всё было четко прописано. Ритм, текст — всё продумано заранее. Что касается юмора, в этом фильме я не хотел навязывать зрителю смех, я хотел предложить его. Зритель сам решает, хочет он смеяться или нет. Если они не смеются, это нормально. Это не обычная комедия, где, если люди не смеются, фильм проваливается.
— В процессе съемок вы выступали как режиссер, сценарист и актер. Как вы сочетали эти роли?
Франк Дюбоск: Я их четко разделял. Самое главное — быть режиссером. Даже когда я играю, в уме я остаюсь режиссером. Поскольку я написал сценарий, я точно знал, как должен исполнить свою роль. Кроме того, у меня был помощник, который следил, чтобы я не сбился с задуманного курса. Думаю, сложнее было другим актерам. Они знали, что даже в совместной сцене я на них смотрю не только как партнер, но и как режиссер. Да, это оказывает большее давление на актеров. Но это нормально. Зато я ближе к ним. Я участвую вместе с ними в бою.
Кадр из фильма «Как заработать на убийстве»
реж. Франк Дюбоск, 2024
— Как прошла работа с Лор Калами и Бенуа Пульвордом? Есть ли какие-то забавные истории со съемок?
Франк Дюбоск: Каждый актер особенный. У обоих очень много энергии, даже слишком. Бенуа сначала не учил текст полностью, но быстро понял, что в этом случае надо знать роль наизусть. Он завел тетрадь, как прилежный ученик, чтобы отмечать свои успехи цветами: красный — отлично, желтый — плохо. Однажды я поставил ему желтую отметку, потому что он немного выпил. На следующий день он исправился, получил сразу две красные отметки и был очень рад, как ребенок!
Лор Калами — как дорогой и сложный музыкальный инструмент. Нужно уметь правильно настраивать ее игру: не слишком комично и не слишком драматично. Поскольку я сам актер, мне проще находить подход.
Сложность в том, что я обычно только актер. Я привык к тому, что между дублями, когда говорят «снято», я развлекаюсь с остальными. Когда я режиссер, я не могу так расслабиться. Как будто для меня нет звонка на перемену. Я не могу выйти на минутку, отдохнуть и посмеяться с друзьями. Всё время нужно работать.
— В финале фильма звучит фраза в стиле Лафонтена: «Иногда муравей съедает кита». В чем ее смысл?
Франк Дюбоск: Ее не было в сценарии. Я хотел, чтобы в конце фильма прозвучала оптимистичная мысль: даже слабый может победить. Я добавил эту максиму на этапе монтажа, чтобы обозначить причину, по которой был снят фильм. Я действительно думаю, что иногда слабые могут победить. Ничто не выигрывается заранее, никем.
— Я читал, что первоначальное название фильма было «Деньги счастья не приносят, не тут-то было». Вы действительно рассматривали такой вариант?
Франк Дюбоск: Да, это было рабочее название. Продюсеры были не против. Но мы боялись, что спонсоры и актеры подумают, будто это какая-то грубая комедия. Поэтому выбрали простое название «Медведь в Юра». А теперь некоторые спрашивают: «Почему в фильме так мало медведя?»
Кадр из фильма «Как заработать на убийстве»
реж. Франк Дюбоск, 2024
— Поговорим немного о кинематографическом вдохновении? Конечно, напрашиваются параллели с братьями Коэн, особенно «Фарго». Были ли еще какие-то референсы, например, из французского кино?
Франк Дюбоск: Да. Недавно на показе в США фильм сравнили с «Твин Пикс» за тревожную атмосферу. А если говорить о французском кино — это фильмы моего детства: гангстерские ленты с Жаном Габеном, Лино Вентурой, Аленом Делоном, криминальное кино 1970-х и 1980-х годов. Там не было юмора, но было настроение.
— Хотите ли что-нибудь сказать зрителям в России?
Франк Дюбоск: Всегда приятно знать, что наши фильмы смотрят за границей. Я заметил, что зрители в разных странах смеются в одних и тех же местах. Фильм не «французский» в узком смысле, его события могли бы происходить где угодно, например, и в России. Хотя нам во время съемок было холодно, а вам бы показалось тепло. Кстати, мы чуть было не пригласили русского медведя для съемок, но не получилось оформить документы.
— Откуда же ваш медведь?
Франк Дюбоск: Из Орлеана. На съемках он был настоящей звездой. У него была собственная гримерка, и с ним обращались очень бережно. Он родился в неволе, никогда не видел снега, можно сказать, салонный медведь, хотя всё равно вселяет страх, вот увидите.