Интеллигентная петербурженка, агент разведки и деспотичная мать: Как Анна Михалкова стала главной актрисой российского кино
Анна Михалкова родилась в семье актера и режиссера Никиты Михалкова. Кроме того, она внучка писателя и поэта Сергея Михалкова. Благодаря этому или вопреки — к своим 50 годам Михалкова стала одной из самых заметных актрис российского кинематографа. Сейчас в ее фильмографии более 100 картин, где она предстает в совершенно разных образах — от комедийных до драматических, от эпизодических появлений до главных ролей.
Первые шаги в кинематографе
Началось всё, разумеется, в раннем детстве. Когда будущей актрисе исполнилось шесть лет, ее отец Никита Михалков начал снимать масштабный документальный проект «Анна: от 6 до 18»: каждый год в течение 12 лет он задавал дочери одни и те же вопросы (вроде «Чего ты больше всего боишься?» или «Чего ты больше всего на свете сейчас хочешь?»), а ответы монтировал с видеохроникой исторических событий, происходивших в эти годы. Фильм вышел в 1993 году. Анна не раз говорила, что он ей совершенно не нравится, что это «эксгибиционизм души» и «препарирование» личной жизни.
После школы она изучала историю искусств в Италии и Швейцарии, затем окончила актерский факультет ВГИКа, после получила еще и юридическое образование.
Настоящий дебют в кино состоялся в 13 лет: в 1987 году Анна снялась в эпизодической роли в фильме отца «Очи черные». После были роли в экранизации «Первой любви» Тургенева режиссера Романа Балаяна в 1995-м и «Ревизора» Гоголя в постановке Сергея Газарова в 1996-м. Затем снова роль в фильме Никиты Михалкова — в «Сибирском цирюльнике» (1998), а также в «Небе в алмазах» (1999) Василия Пичула и «Сибирочке» (2003) Владимира Грамматикова.
Первой знаковой работой для Анны Михалковой стала роль в фильме Дмитрия Месхиева «Свои» (2004). Картина рассказывает историю трех советских военнопленных времен Великой Отечественной войны, которым удалось сбежать. Один из них, Митька Блинов, привел товарищей в родную деревню, чтобы всем вместе укрыться. Но оказалось, что отец Митьки за время его отсутствия стал работать на нацистов, которые назначили его старостой. И вроде бы это дополнительная защита для беглецов, а с другой стороны — как можно доверять человеку, который продался врагу? Анна Михалкова играет здесь Катерину — невесту Митьки, у которой, кроме того, был роман с полицмейстером. Актриса говорит, что именно после этого фильма она почувствовала уверенность в себе: «Я поняла, как наилучшим образом использовать свои навыки, внутренние и внешние данные. Существовала свободная, никем не занятая ниша, которую я попыталась занять».
Через два года, в 2006 году, Анна снялась в фильме Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». По сюжету главный герой Валентин, придя после университета работать в милицию, получает задание изображать жертву во время следственных экспериментов. Анна Михалкова сыграла роль младшего лейтенанта милиции Люды. За нее актриса получила премию «Белый слон» в номинации «Лучшая женская роль второго плана» и была номинирована на премию «Ника» в той же категории.
Сотворчество с Авдотьей Смирновой
По словам актрисы, в российском кинематографе долгое время была мода на героинь «определенной фактуры» — ярких, надрывных, немного даже «потусторонних». Себя она к таковым не относит, говорит, что у нее совершенно другой типаж. И хотя после фильма «Свои» Михалковой предлагали много однотипных ролей в картинах о деревне или о войне, она выбирала героинь очень вдумчиво, останавливаясь на тех, что могли ей помочь раскрыть талант.
Так, невероятно удачным для обеих оказалось сотрудничество Анны Михалковой и Авдотьи Смирновой. В 2006 году вышла драма «Связь» — режиссерский дебют Смирновой, где актриса сыграла главную роль. Ее героиня Нина живет в Петербурге, а ее возлюбленный Илья — в Москве. У обоих есть семья и дети, но они ничего не могут поделать со вспыхнувшей страстью и радостно бросаются в омут тайных свиданий в гостиницах и встреч в аэропортах. Им кажется, что так можно жить вечно, не делая сложный выбор, что любви хватит на всех, но реальность оказывается другой.
Героиня Михалковой, как и персонаж Михаила Пореченкова, — совершенно не романтическая, не загадочная, в таких персонажей зритель не влюбляется. Это два человека за 30, обычные, даже нелепые, но они абсолютно искренни и наивны в своем желании счастья. За роль в этом фильме Анна Михалкова была удостоена премии «Золотой орел» в номинации «Лучшая женская роль в кино».
В 2012 году режиссерка и актриса повторили успех — на экраны вышла трагикомедия «Кококо», причем в этот раз сценарий, который Смирнова писала совместно с Анной Пармас, был изначально ориентирован на Михалкову. Ее героиня Лиза — настолько типичная петербургская интеллигентка, насколько это возможно. Она работает в музее, а свободное время проводит дома, обычно за чтением книг. Вика в исполнении Яны Трояновой*(*внесена Минюстом в реестр иноагентов и внесена Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов) — полная ее противоположность. Она приехала в Северную столицу из Екатеринбурга и готова полностью погрузиться в ночную жизнь города. Ее стихия — авантюры, случайные знакомства и гулянки до утра. Обстоятельства складываются таким образом, что Вика селится у Лизы. Так начинается дружба, приправленная всё более частыми скандалами, которые в конце концов никого не доведут до добра.
Когда фильм вышел на экраны, Михалкову стали спрашивать в интервью, не сыграла ли она в нем саму себя. Ее героиня — представительница интеллигенции, которая свысока смотрит на народ, снобствует в своем маленьком закрытом кругу и раздувает «великие» идеи из ничего. На что актриса отвечала, что да, она ассоциирует себя с интеллигенцией и благодаря этому фильму получила возможность посмотреть на себя со стороны, с самоиронией, чего нам всем очень не хватает.
Смирнова использовала в истории образы реально существующих женщин, с которыми позже познакомила исполнительниц главных ролей. Картина вызвала восторг у зрителей и критиков. За роль в ней Михалкова получила приз за лучшую женскую роль на фестивале «Кинотавр».
Яркие роли в полнометражном кино
Роли в картинах Смирновой показали, что Михалкова прекрасно справляется как с комедийными, так и с драматическими персонажами. С того времени актриса снялась во множестве разных фильмов и продолжает сниматься до сих пор, не желая становиться заложницей одной роли и порой буквально добиваясь интересных для себя персонажей.
В 2021 году вышла картина Кирилла Соколова «Оторви и выбрось». Михалкова играет суровую женщину Веру Павловну. Ее дочь Оля вышла на свободу после четырех лет строгого режима. Пока она отбывала срок, Вера Павловна самостоятельно воспитывала внучку Машу. Теперь мать девочки хочет забрать дочь, но бабушка с этим не согласна. Она считает, что у Маши есть большой потенциал и ее нужно всячески оберегать от непутевой матери и ее вредного влияния. Поняв, что с матерью не договориться, Оля сбегает с Машей в леса. Но Вера Павловна не из тех, кто быстро сдается. Она объединяется с полицейским (он же бывший парень Оли) и несется в погоню. Фильм получился захватывающим и смешным, и не в последнюю очередь это заслуга героини Михалковой.
Соколов еще до кастинга видел Михалкову в своем фильме, однако в другой роли — надзирательницы тюрьмы. Получив предложение, актриса сразу же согласилась участвовать в проекте, но сказала, что хочет сыграть бабушку. Соколов был, мягко говоря, удивлен: Михалковой тогда не было и 50 и выглядела она (впрочем, как и сейчас) прекрасно, что никак не вязалось с образом бабушки — с синяками, свалявшимися волосами и желтыми зубами. Однако актриса настояла на своем, согласившись на все трансформации внешности.
Еще одна картина, где актриса сыграла мать, — «Ника» (2022), биографическая драма Василисы Кузьминой о поэтессе Нике Турбиной. В 80-х — начале 90-х годов Нику знала вся страна, но с распадом СССР как будто разрушился и невероятный талант девочки, которую считали вундеркиндом. В фильме Нике уже 27 лет, она больше не пишет стихи и хочет поступать в театральный вуз. Михалкова играет Майю — мать девушки. Она содержит дочку, совершенно не верит, что та сможет обеспечить себя актерством, надеется на возрождение ее былой славы или хотя бы на удачное замужество. Михалкова говорит, что для нее фильм о том, какой непредсказуемой может быть судьба одаренных детей.
В 2023 году вышел еще один фильм с актрисой — «Повелитель ветра» режиссера Игоря Волошина. Это тоже биографическая картина: в ней в подробностях рассказывается о том, как путешественник Фёдор Конюхов задумал, подготовил и совершил кругосветный полет на воздушном шаре, поставив таким образом очередной мировой рекорд. Какой бы скрупулезной ни была подготовка, подобный полет не может быть безопасным. Однако Конюхова невозможно остановить, он всегда идет к своей цели напролом. Михалкова сыграла в картине Ирину, жену Фёдора, которая, что бы ни случилось, всегда верит в мужа и ждет его возвращения.
Конечно, нельзя не упомянуть фильм Анны Меликян «Чувства Анны» (2023), в котором Михалкова сыграла главную роль. Ее героиня жила самой обычной жизнью, работала на шоколадной фабрике в Перми. Однажды по дороге домой она упала и ударилась головой, а после этого начала слышать голоса, которые сообщали через нее послания человечеству. Сын Анны выложил одно из таких посланий в интернет и тем самым сделал маму знаменитостью. И теперь вместо привычных будней у Анны бесконечные встречи, съемки и даже появился любовник. Но получится ли у нее выдержать новый темп жизни?
Роль Михалковой в фильме по праву называют чуть ли не лучшей в ее карьере. Пожалуй, действительно, это одна из самых многоплановых и глубоких работ актрисы. В первой части фильма — до изменившего жизнь удара головой — Михалкова словно примеряет на себя амплуа Трояновой из «Кококо», «простой женщины из народа». А начав получать сигналы из космоса, героиня вырывается из рутины, становится не просто важной для многих людей, а волшебной, мистической.
Меликян говорит, что давно хотела придумать для Михалковой какую-то особенную роль, а актриса, в свою очередь, хотела сыграть в ее фильме. И вот момент настал, и всё сложилось.
…и сериалах
Даже чаще, чем в полнометражных фильмах, Михалкова снимается в многосерийных проектах. Первым ярким и запоминающимся сериалом с ее участием, пожалуй, можно назвать детектив «Доктор Рихтер» (2017) режиссера Андрея Прошкина, адаптацию американского сериала «Доктор Хаус». Актриса исполнила в нем роль Елизаветы Никольской, главного врача больницы, где работает центральный персонаж. Любопытно, что героиня оказалась совсем не похожей на свой зарубежный аналог, и режиссер позже говорил в интервью, что это его даже вдохновило: «У меня сначала было удивление, а потом, наоборот, мы как-то загорелись этой идеей. Именно ее непохожесть показалась интересной. И сразу было ощущение, что у них получится хороший тандем с Серебряковым, как, на мой взгляд, и вышло».
Не менее интересна героиня Михалковой и в другом сериале, вышедшем на год позже, — в «Обычной женщине» Бориса Хлебникова и Наталии Мещаниновой. Марине 39 лет, и ее жизнь выглядит очень даже благополучной. У нее есть муж-хирург, две дочери, а скоро появится на свет третий ребенок. Но на самом деле семья погрязла в проблемах, отношения со свекровью отвратительные, а у мужа появилась любовница. Чтобы решить хотя бы финансовый вопрос, Марина открывает цветочный магазин. А когда понимает, что этот бизнес доходов не приносит, переходит на другой способ заработка — сутенерство. В этом проекте Михалковой удалось воплотить в жизнь героиню, которая вызывает понимание, сопереживание и сочувствие, несмотря на методы, которыми она добивается своего.
За эту роль Михалкова получила множество призов. Среди них премия «Золотой орел» за лучшую женскую роль на телевидении, приз за лучшую женскую роль на французском смотре Series Mania и статуэтка ТЭФИ в номинации «Лучшая актриса телевизионного фильма/сериала».
Но не только в главных ролях Михалкова запоминается зрителям. В музыкально-биографическом сериале Авдотьи Смирновой «Вертинский» (2021) актриса сыграла агента разведки Бурковскую. По сценарию она несколько раз спасает Вертинскому жизнь. Сначала в Одессе, когда его ждет казнь, она помогает ему сбежать в Константинополь. Потом в Париже вовремя советует уезжать, чтобы не оказаться замешанным в беспорядки. И еще позже Бурковская же помогает артисту вернуться в СССР. Героиня Михалковой здесь одновременно пугающая и притягательная.
В комедийном сериале Анны Пармас «Исправление и наказание» Михалкова сыграла идеалистку Алёну Неверову, работающую заместителем начальника исправительной колонии. Ее отец, олигарх Верхоланцев, внезапно умирает, и, к разочарованию родственников, оказывается, что большая часть его состояния арестована. А еще выясняется, что дочери от первого брака (собственно, Алёне) он оставил 50 млн долларов. Получить их может только тот, кто знает 16-значный код. Справедливо полагая, что Алёне он известен, родственники отправляются в маленькую деревеньку, где она живет, а чуть позже и вовсе оказываются заключенными в колонии, где она работает.
Всех достойных внимания сериалов с Михалковой не перечесть. Расскажем напоследок о проекте, вышедшем совсем недавно. Это триллер Душана Глигорова «Трасса».
Главная героиня Светлана Незнамова занимает пост судьи и одна воспитывает 17-летнюю приемную дочь Киру. Однажды Светлана получает от дочери голосовые сообщения, в которых та сначала говорит, что отправилась на поиски биологических родителей, а затем просит о помощи, утверждая, что ее могут убить. Светлана мчится туда, где телефон Киры последний раз подавал сигнал. Это трасса на юге России, недалеко от которой расположен город, где Светлана провела юность. Там же и примерно в то же время произошло ужасное событие: 13-летняя девочка убила своих родителей и пыталась покончить с собой. За дело берется следователь Эльвира Бараева, — именно ее играет Михалкова — у которой тоже непростые отношения с собственными детьми. Она без конца обещает им чаще проводить время вместе, но постоянно пропадает на работе.
В одном из интервью Михалкова сказала, что актер — это, по сути, адвокат дьявола. «Ты должен оправдать каждого своего персонажа в той же степени, как любой человек оправдывает себя». Пожалуй, у актрисы это получается великолепно. Ее героиням не просто веришь, но всегда сопереживаешь. И неважно, кто это — следовательница или сутенерша.