Опубликовано 02 июня 2023, 11:14
8 мин.

Иксер, который стал Человеком Икс: Кевин Файги и его киновселенная

Поделиться:
Иксер, который стал Человеком Икс: Кевин Файги и его киновселенная

Сегодня главе студии Marvel Кевину Файги исполняется 50 лет. За свою жизнь он успел воплотить на экране мечту — спродюсировать одни из самых кассовых фильмов в истории. Рассказываем, как Файги, любивший франшизы с детских лет, сделал Marvel главным производителем блокбастеров в мире, а супергероику — мейнстримом. 

В 2007-м, когда на роль Железного человека взяли Роберта Дауни — младшего, индустриальная пресса задавалась двумя вопросами. Кто в здравом уме дает шанс этому алкоголику Дауни играть главную роль? Зачем новая студия настолько важный первый проект основывает на никому не известном персонаже?

Кевин Файги и киновселенная Marvel

Кадр из фильма «Железный человек»

реж. Джон Фавро, 2008

Действительно, тогда кастинг Роберта Дауни — младшего был огромным риском, учитывая историю актера с разного рода веществами и алкоголем, а Железный человек — далеко не Человек-паук и даже не Росомаха, чтобы его знал широкий зритель. Спустя 15 лет после выхода картины ее продюсер Кевин Файги и режиссер Джон Фавро будут вспоминать, насколько важным оказалось то решение. Файги, работавший в Marvel с 2000 года, уже вел разговоры с актером насчет роли доктора Дума, злодея из «Фантастической четверки», и какое счастье, что тогда ничего не срослось, — Дауни-младшему судьба уготовила славу одного из самых высокооплачиваемых актеров, а Файги предстояло стать визионером главной кинематографической франшизы начала XXI века.

«Помню, как во время съемок наших последующих фильмов выпадали нелегкие дни, и я говорил Роберту: „Если бы не ты, мы бы не попали в этот хаос“. Это означало, что без него не было бы никакой студии», — рассказывает Файги. «Железный человек» был первым независимым фильмом Marvel Studios, без финансовой поддержки голливудских мейджоров (кроме проката — им занималась студия Paramount). В книге «Битва за прокат. Как легендарные франшизы убивают оригинальность в Голливуде» Бен Фриц объясняет, что выбор персонажа был обусловлен очень просто: Marvel устроила опрос детей, показывая им разных героев, объясняя их способности, и спросила, кто из них стал бы лучшей игрушкой. К вящему удивлению студийных чиновников, им стал Железный человек.

Роберт Дауни — младший в роли Железного человека

Кадр из фильма «Железный человек 2»

реж. Джон Фавро, 2010

Тогда Marvel была в руках Айка Перлмуттера, человека сложного и не особо верившего в успех фильмов. Он рассматривал кино, скорее, как способ рекламировать выпущенный мерчендайз. Однако об этом студия умалчивала, и упросить компании, выпускавшие игрушки, сделать Железного человека было непросто. Роберт Дауни? Этот алкаш? Кто у вас режиссер? Какой-то Джон Фавро? Бросьте, это никто не купит, а фильм провалится. Поэтому игрушек с Тони Старком в броне к релизу картины было мало. Кусать локти пришлось уже после того, как «Железный человек» собрал 585 млн долларов в мировом прокате, в четыре раза превысив свой производственный бюджет. 

Человеком, который всё это время верил и в Роберта, и в Тони, был Кевин Файги. Будущий глава Marvel Studios рос в пригороде Нью-Джерси ужасным ботаном. «У меня был дневник, куда я записывал каждый увиденный фильм, где я его смотрел и сколько раз, — признается Файги. — Я даже записывал с каким звуком шел показ». Дитя 1980-х, типичный иксер, Файги любил не только фильмы с Эдди Мёрфи и Арнольдом Шварценеггером, заполонившие мультиплексы того времени. Он обожал франшизы, то есть кино, которое не заканчивалось: «Индиана Джонс», «Звездные войны» и «Звездный путь». «Никогда не испытывал цинизма в отношении сиквелов. Мне всегда было интересно, как изменятся мои любимые персонажи. Иногда они меня разочаровывали. Всякий раз, когда фильм меня расстраивал, я садился и думал, что бы я сделал иначе. Я не писал сценарии, но продумывал их. В принципе, сейчас я занимаюсь тем же самым». 

Поначалу пресса не особо замечала Файги — найти интервью с ним на старте его продюсерского пути очень непросто. На премьере «Железного человека» даже представитель сайта marvel.comназывает Дэвида Мейзела, тогда возглавлявшего студию, и Кевина Файги, главу кинопроизводства, «двумя очень важными чуваками Marvel». Тогда еще Кевин не носил кепку на премьеры, соблюдал голливудский этикет. «У меня в юности была копна непослушных волос, и я постоянно носил кепку. В школе мне говорили, чтобы я перестал, а то облысею. В итоге в нашей семье лысый я один! У отца роскошные волосы, даже у деда в 95 лет волосы сохранились. Может, учителя и не врали!»

Продюсер Кевин Файги

Продюсер Кевин Файги

Возможно, отец и дед Файги не тратили столько нервных клеток — продюсер как-то признался, что по мере работы над «Железным человеком» ему пришлось испытать немало неприятных моментов. Еще бы — ведь Marvel умудрилась в свое время продать права на использование ряда персонажей студиям Sony и 20th Century Fox, и собрать их воедино стало чуть ли не одной из самых главных задач продюсера. Но в прессу со временем просачивались и скандалы. Терренс Ховард был заменен на Дона Чидла в «Железном человеке 2»; с Эдвардом Нортоном у студии были разногласия, а потому «Невероятный Халк» не задался; Эдгар Райт ушел с поста режиссера «Человека-муравья»; актеры жаловались на небольшие гонорары. Но машина по поставке комиксов на экран раскручивалась, и в 2010-м можно было увидеть немало текстов с посылом «какое прекрасное время для фанатов комиксов!». 

Тогда же и Warner наконец-то начала обращать внимание на других персонажей, кроме Бэтмена и Супермена, а Marvel выпускала второго «Железного человека», снимала «Тора» и фильм о Капитане Америке и вовсю вела кампанию будущих «Мстителей». Уже тогда Файги обещал зрителям Черную Пантеру, Стражей Галактики и гарантировал, что у этих персонажей есть огромный потенциал. Зрители, конечно, сомневались — идея снять трилогию о нишевых персонажах комиксов, команде с участием енота и говорящего дерева, вызывала усмешку даже у голливудских аналитиков, но у Файги сформировалась полная уверенность в собственной правоте — он позволял себе роскошь выбора не самых очевидных режиссеров на свои проекты («Джеймс Ганн как постановщик „Стражей Галактики“? Да ему место на трэш-студии «Трома», откуда он вылез!»). 

Но всё в том же 2010 году британский режиссер Мэттью Вон бил тревогу в интервью LA Times. Супергеройским фильмам остались считаные дни, говорил он, поскольку жанр уже исчерпан. «Контроль за качеством уже совсем не тот, что прежде. Зрители задолбаются смотреть такое кино». Файги ответил ему в интервью Guardian: «Мэттью славится своим умением говорить то, что думает, но считаю, он говорит о том, что супергеройское кино перестанет интересовать зрителей, если оно будет плохо снято. Он хочет снимать его хорошо, и у него всё получается. Впервые подобный вопрос мне задали в 2003 году, после того как вышли „Люди Икс“ и „Человек-паук“. Вестерны прожили на экране 40 лет, и по сей день их снимают, так что пока кино хорошо сделано, оно будет интересно зрителю». Спустя четыре года Мэттью Вон изменит свое мнение, посмотрев «Стражей Галактики».

Создатель вселенной Marvel Кевин Файги

Кевин Файги на премьере сериала «Женщина-Халк: Адвокат», 2022 год

Alberto E. Rodriguez/Getty Images for Disney

По мере того как студия Marvel зарабатывала и усиливала влияние в Голливуде, Файги получал всё больше и больше творческой свободы. В 2009-м Айк Перлмуттер продал студию развлекательному конгломерату Disney, но продолжал заниматься микроменеджментом, выводя из себя Файги. В 2015 году CEO Disney Боб Айгер, узнав, что Перлмуттер планирует уволить Файги, провел реорганизацию Marvel Studios так, что она оказалась под его контролем и больше не подчинялась Перлмуттеру. В марте 2023-го Айк Перлмуттер был окончательно уволен.

Много лет Файги сопровождал команды марвеловских фильмов на конвент Comic-Con, прежде чем начал представлять проекты своей студии. На первой официальной панели Marvel Studios его спросили: «А персонажи будут встречаться друг с другом?» Кроссоверы типичны для комиксов, но не для фильмов, и когда Файги сказал, что права на Тора, Кэпа, Железного человека и Халка у них неспроста, зал взорвался аплодисментами — это означало, что «Мстителям» быть. Главный секрет успеха студии Marvel: хорошенько представь каждого героя, а потом уже сними фильм со всеми вместе. По сути, Файги сериализировал истории персонажей комиксов. Когда Айгер запустил сервис Disney+, Marvel была одной из главных причин подписаться на него: сериалы об уже любимых и новых героях доступны только там. 

Вот уже более 20 лет Файги работает над кинокомиксами, а вопросы про перебор подобных картин в прокате никак не прекращаются. После пандемии американский прокат до сих пор толком не вернулся в свою прежнюю форму, и марвеловские фильмы начинают крениться в сторону уменьшения сборов. Оглушительный успех блокбастера «Мстители: Финал», собравшего 2,8 млрд долларов в мировом прокате, пока не повторил ни один фильм студии. Разочаровывающий 401 млн долларов «Вечных» и грустные 463 миллиона третьего «Человека-муравья» заставляют индустрию задаваться вопросом, который так не любит Файги. Может, пора сделать перерыв?

«Человек-муравей», третий фильм

Кадр из фильма «Человек-муравей и Оса: Квантомания»

реж. Пейтон Рид, 2023

«Плохо понимаю этот вопрос, — отвечает на это продюсер. — Для меня он всё равно что после „Унесенных ветром“ спрашивать „Сколько можно экранизировать книги? Как думаете, зрители устанут от фильмов по книгам?“ Никогда такого никто не спросит, потому что бытует понимание, что книга может быть любой. Роман можно написать о чем угодно. Так что всё зависит от истории, которую вы переносите на экран. Те, кто не читает комиксы, не понимают, что к ним применимо всё то же самое». Каталог историй Marvel берет начало в конце 1930-х, и на протяжении 80 лет было придумано немало сюжетов, написано множество историй в разных жанрах, в которых Файги и его команда всегда найдут что-то интересное. 

Любовь к комиксам, киномейнстриму и франшизам сделала Файги человеком, с которым одинаково интересно говорить как профессионалу индустрии, так и поклоннику, которому интересно всё, что делает Marvel. В 2012-м Файги посетил Москву в рамках промотура «Мстителей». Мне довелось поговорить с ним, и тогда я узнала, что сделать постоянными сцены после титров в фильмах Marvel придумал именно он: «В детстве я был одним из немногих зрителей, которые остаются перед экраном на протяжении всех титров. Мне не хотелось уходить, хотелось подольше задержаться в кинотеатре. И я смотрел титры до конца. Иногда — очень редко! — после них показывали какой-то фрагментик, который приводил меня в полный восторг! Представляешь, я пять-семь минут сижу и смотрю титры и в награду получаю еще немного фильма! Кстати, я и по сей день сижу в кинотеатре до конца титров, но после них всё равно мало что показывают. Однако надежда меня не покидает. В общем, когда я сам начал снимать фильмы, то решил, что после титров будут небольшие сцены». 

Наступит ли день, когда современный зритель увидит последний фильм студии Marvel? Вряд ли. Пока Файги управляет своей империей, где-то в американском захолустье растет ребенок, который точно так же старательно переписывает сюжеты фильмов и точно знает, как надо их снять.

Новое в подписке

Лучшее в подписке