Игра в классику: Стоит ли смотреть сериал «Времена года» с Колманом Доминго и Стивом Кареллом
/imgs/2025/05/12/12/6810618/2cbf3d5d1ba9c5f2b56e9a9d6cde5dffcc69ad97.jpg)
В новом проекте от Netflix, казалось бы, есть всё, что необходимо для хорошего ситкома, которых сейчас так не хватает: за производство отвечают признанные режиссеры и сценаристы, в ролях — хорошо знакомые актеры, в кадре — гармония загородных выходных с чуточкой драмы под музыку Вивальди. Разбираемся, готово ли переосмысление фильма Алана Алды из 1980-х стать новой классикой.
Шоу стартовало со Стивом Кареллом и Тиной Фей (она также выступила продюсером проекта) в основных ролях — как будто это намекает, что должно быть хоть чуть-чуть смешно. Еще одной звездой выступил номинант на премию «Оскар» Колман Доминго, которого мы привыкли видеть в более серьезных амплуа. Уилл Форте и Керри Кенни тоже хорошо знакомы зрителям. С точки зрения каста проект получился действительно комфортным.
В проекте восемь эпизодов, это расширенный и осовремененный ремейк одноименного фильма 1981 года. Постановщик оригинала числится сценаристом, а в режиссерском кресле оказались Шари Спрингер Берман и Роберт Пульчини, уже работавшие в паре над сериалом «Наследники». Однако «Времена года» явно уступают и старому фильму (номинированному на четыре «Золотых глобуса»), и предыдущему сериалу режиссеров, получившему множество престижных наград.
Сериал, как и фильм, рассказывает о горестях и радостях трех знакомых с колледжа пар, которые дружат, ссорятся, разводятся, но все эти годы находят время собраться вместе, чтобы отметить важные события или просто отдохнуть. Разумеется, и образы персонажей, и их диалоги за 50 с лишним лет изменились почти до неузнаваемости (в этом смысле другого от сериала Netflix ожидать было нельзя).
/imgs/2025/05/12/12/6810599/c4cf43b1ed92be3908bb937cdd38ef9a16e29b97.jpg)
Сценарист фильма Алан Алда в оригинальном фильме «Времена года» был режиссером и сыграл одну из главных ролей
Кадр из сериала «Времена года», реж. Шари Спрингер Берман, Лэнг Фишер, Роберт Пульчини, 2025
Каждая серия открывается кадрами цветов и музыкой Антонио Вивальди. Цикл скрипичных концертов «Времена года» порой называют музыкой для лифтов, но от всеобщей популярности она не становится хуже. Это классика, которая подкупает узнаваемостью и предсказуемостью: Вивальди дает ощущение покоя и гармонии, отнюдь не лишнее и в лифте, и в сериале. Если закрывать глаза каждый раз, когда в шоу играет очередная тема из «Времен года», можно действительно приятно скоротать время.
Годовой цикл смены времен — всегда хороший повод поговорить о вечном от Брейгеля до наших дней, в том числе о ценностях и взглядах, которые разделяют или отвергают близкие люди. С первого эпизода в шоу ставят вопросы о счастье, ведут беседы о сроке годности любви, высказывают правильные мысли о важности работы над отношениями, но всё это мы уже столько раз слышали и видели, что похоже скорее не на классику, а на заезженную пластинку. Зато на протяжении восьми серий герои оказываются в самых разных загородных домах, так что кажется, что спонсором стало какое-то риелторское агентство.
/imgs/2025/05/12/12/6810603/27d6db2f344a8c9189a2170166987a894470d173.jpg)
Оригинальный фильм 1981 года привлек внимание широкой аудитории к классической музыке, в сериале же музыке уделено меньшее место
Кадр из сериала «Времена года», реж. Шари Спрингер Берман, Лэнг Фишер, Роберт Пульчини, 2025
Особенностью и фильма, и сериала является то, что героев мы видим только в моменты общего сбора, они как будто не существуют вне этих дружеских встреч. И если в фильме это может быть объяснено хронометражем, то в сериале становится приемом. Без подробностей жизни, индивидуальных ярких деталей характерами и персонажами в эти растянутые минуты встреч проникнуться сложно. Но если старшие участники событий еще могут вызвать какую-то симпатию, то образы миллениалов и зумеров будто созданы без участия сценаристов, которые хоть раз говорили с кем-то младше 50. Что особенно обидно: у каждого из актеров есть неплохой комедийный потенциал, который в итоге почти не раскрывается.
Каждому из времен года и его событиям посвящено по две серии. Основной мотив первых эпизодов — прочность отношений. Так, герой Карелла собирается бросить жену, потому что она «сдалась», не читает новых книг и всё время развивает игровую ферму на айпаде. Время для разрыва выбрано так себе: жена как раз решила устроить большую церемонию в честь обновления клятв, а две другие пары друзей на их фоне задумываются о собственных браках. Однако история о чужом неловком моменте превращается в один сплошной неловкий момент сериала, не слишком забавный. Дальше к компании друзей присоединятся новые пассии членов распавшейся пары, что добавит несколько сюжетных поворотов и еще больше разговоров.
/imgs/2025/05/12/12/6810606/7bacaff60d70a4b1399a621c9c38d1f204bc1b7d.jpg)
Зрительские оценки сериала на сайте Rotten Tomatoes ниже оценок критиков (70% положительных отзывов зрителей против 79% у критиков), что для проектов Netflix не очень характерно
Кадр из сериала «Времена года», реж. Шари Спрингер Берман, Лэнг Фишер, Роберт Пульчини, 2025
«Времена года» вообще уже похвалили за «разговорность», достойную независимого кино, но из всего проекта хочется забрать, кажется, только одну фразу, сказанную в самом начале: «Мы не сожители, а сотрудники ядерного объекта: сидим в одной комнате и пялимся в разные экраны».
Для англоговорящего зрителя название Four Seasons ассоциируется не только с Вивальди, но еще и с шикарной сетью отелей — наряду с вымышленным «Белым лотосом», однако эта сказка получилась совсем иной. При общем сходстве ситуаций и выкрученных на максимум сочных цветов, шоу всё равно не дотягивает до яркого и драматичного «Белого лотоса», у которого только что завершился третий сезон. The Guardian назвал «Времена года» «„Белым лотосом“ без смертей» — может, поэтому до успеха произведения Майка Уайта новой расслабленной истории далеко.
Вердикт
Сериал «Времена года» явно задумывался как ностальгический проект о ценностях семьи и дружбы — ценностях вечных и классических. Критики хвалят сериал как неоутопию, в которой 50-летние друзья сохранили отношения и даже находят время на общие выходные и каникулы. Но, чтобы стать новой классикой, истории не хватает главного: ее ни за что не захочется пересматривать. За окном — майское цветение, и на него глядеть гораздо интереснее.