«И снова здравствуйте!»: Первый сезон против второго
В подписке Okko появился весь второй сезон криминальной комедии «И снова здравствуйте!», так что пришло время сравнить его с весьма удачным первым и выявить плюсы и минусы. В тексте будут спойлеры, и если вы сериал пока не видели, то сначала лучше посмотрите.
В 2017 году на Берлинале в конкурсной программе был фильм «Мистер Лонг» (кстати, очень хороший) японского режиссера Сабу. Киллер из Тайваня, тяжело раненный в перестрелке, находил новую жизнь в японской деревушке, зарабатывая на жизнь отличной стряпней. Сериал Егора Чичканова — большого киномана и частого посетителя европейских кинофестивалей — тоже знакомит нас с бандитом с пристрастием к приготовлению пищи. Борис (Андрей Мерзликин) обожает готовить капкейки и мечтает открыть собственную кондитерскую. Но мечта останется мечтою: в один прекрасный вечер кто-то подло стреляет Борису в затылок. Мистер Лонг в японской картине находил себе эрзац-семью, точно так же получится и у Бориса, который очнется на столе морга и до чертиков перепугает начинающего патологоанатома Артёма (Денис Власенко). Его мать (Любовь Толкалина) постепенно станет возлюбленной Бориса, а Артём будет помогать ему выворачиваться из самых разных историй и в прямом смысле зашивать раны.
Причина бессмертия Бориса так и не объясняется — в принципе, это хороший сюжетный ход без необходимости придумывать укусы радиоактивных пауков, облучение гамма-лучами или знакомство с инопланетными технологиями. Просто примите как данность и смотрите дальше, история же не про то, почему в московской области бандиты получают бессмертие. Нельзя сказать, что по Борису скорбит его супруга Марина (Аглая Тарасова), — она уже давно ему изменяет. Зато криминальный авторитет Анатолий Владимирович (Алексей Серебряков) узнает от бандита Коли (Павел Чинарёв), что Борис якобы утаил крупную сумму денег, и теперь его следует найти.
Примерно ко второй серии становится понятно, что Коля и есть убийца Бориса, но это опять же не главное. Прелесть первого сезона — в настройке отношений лихого Бориса и неуклюжего (но смекалистого) Артёма. Кроме того, Борис постоянно очень смешно умирает и воскресает, что становится основной темой сезона, а также помогает Артёму познакомиться с девушкой Кристиной (Татьяна Струженкова), дочерью местного бизнесмена, которого, опять же очень забавно, трясут в начале первой серии.
По мере продвижения сюжета Артём и Борис привлекают к себе внимание полиции, за ними идут два следователя, Константин (Кирилл Жандаров) и Володя (Дмитрий Журавлёв). Во втором сезоне они чуть лучше раскрываются, и выясняется, что у Константина слабость к голливудским боевикам (их отношения с напарником как будто отсылают к «Смертельному оружию») и к Марине, ну а Володя умеет здорово импровизировать. Броманс полицейских, к сожалению, не получает должного развития, поскольку продолжение требует новых персонажей и новых историй.
Так, во втором сезоне Марина со своим хахалем Лешей оказываются в секте, одержимой бессмертием Бориса, и едва не становятся ее жертвами. Появляется сын Анатолия, Гоша (Николай Наумов), странный тип в гавайской рубахе, расстраивающий планы Коли на главенство в банде. Находится время на посиделки боссов мафии (?) на арене цирка — капо ди тутти капи играет Игорь Миркурбанов, его ужасно мало, однако это не главная проблема второго сезона.
У Бориса есть дочь Аня (Полина Гухман), которую он в свое время оставил в детском доме в надежде, что там ей будет лучше, нежели с отцом-бандитом. Сейчас Ане 17, и в первой же серии герои отправляются вытаскивать ее из зала суда (прилагается кринжовая сцена разговора Ани с Артёмом, который прикидывается представителем некой государственной организации). С женскими персонажами в сериале вообще происходит полная беда. Они или девы в беде, или шлюхи, или Мадонны — всё по классике. Кристина во втором сезоне ревнует Артёма к Ане, Аня зачем-то целует Артёма: этот нелепый любовный треугольник смахивает на отношения персонажей аниме жанра гарем (в нем персонаж окружен несколькими влюбленными в него девушками), однако толком развивать его тоже не получится — нет времени.
Тема с дочерью, выросшей в детдоме, была бы хороша в любом американском сериале или фильме, но такой ход очень плохо выглядит в российских реалиях. Гухман играет Аню как дерзкую девицу, которая эффектно смотрится в купальнике и классно стреляет из ружья, но в душе она, разумеется, ранимое и нежное создание, готовое застрелить любого, кто обидит папу. Бросившего ее в детдоме папу. Папу, на которого она вроде как злится. Отношения отца и дочери выглядят максимально неубедительно, поскольку автор сериала, увы, забывает одно из главных правил кинематографического сторителлинга: показывай, а не рассказывай. Переживать за Аню и Бориса не получается на одном лишь основании, что они отец и дочь.
Второй сезон здорово теряет в юморе и в темпе, но прибавляет в перестрелках и количестве трупов. Герои убивают легко, косят людей пачками, кровь льется, никого не жалко. Нужно ли такое количество насилия на экране в комедийном, пусть и криминальном сериале? Вопрос тонет в стрекоте оружия.
Антагонистом второго сезона становится Коля, занявший место Анатолия Владимировича. Из потешного персонажа он почему-то становится жестоким утырком (монолог про сворачивание шеи подстреленной утке абсолютно выбивается из атмосферы сериала), но при этом он как будто становится ментором Ани, волею судеб оказавшейся в его особняке. Признаться, всё самое интересное во втором сезоне начинается с шестой серии. До нее приходится наблюдать долгое вступление и совершенно ненужную для сюжета длинную историю с Борисом и бандитами из леса, которые сперва вытаскивают его из ямы-ловушки, а затем пытаются отравить. Борис продолжает разрываться между своей натурой и необходимостью помогать новой семье и в итоге оказывается в морге в компании Коли, которому переливают его кровь. Так Коля обретает бессмертие, а Боря его утрачивает.
Из второго сезона полностью уходит тема любви Бориса к приготовлению выпечки, да и сам он превращается в персонажа второго плана. Удивительным образом то же самое происходит и с остальными героями. Неуклюжесть и нерешительность Артёма — уже не милая особенность, а раздражающая черта. Постоянное оханье Ольги становится просто неприличным. Марина с бойфрендом и оба полицейских мешаются под ногами. Всё это очень печально, особенно после изобретательного и по-настоящему забавного первого сезона.
Хочется надеяться, что третий сезон окажется лучше. Скорее всего, его премьера состоится в 2024-м.