Хиты советского проката: Что смотрели зрители за железным занавесом
Рассказываем о не всегда известных хитах советского проката и причинах успеха «Великолепной семерки», «Есении», «Спартака» и других народных любимцев в СССР.
За исключением нескольких военных лет, в истории советского кино не было периода, когда в прокате полностью отсутствовали зарубежные фильмы. Ни репрессии, ни падение железного занавеса, ни борьба с космополитами и «низкопоклонством перед Западом» не смогли побороть интерес к зарубежным картинам. Для большинства советских зрителей киноэкран оставался единственным способом увидеть заграницу, и это способствовало стабильному успеху американских, немецких, индийских, японских и даже мексиканских лент в прокате.
Об этом свидетельствуют советские открытки, публикации в журналах, письма в редакции, фотосвидетельства очередей в кинотеатры и многочисленные воспоминания современников. Однако измерить успех того или иного фильма в цифрах не всегда представляется возможном. Данные посещаемости за 1920-е-1930-е годы неполные, либо вовсе отсутствуют. Социология была сравнительно молодой наукой и успела просуществовать в СССР всего несколько лет, прежде чем попала под запрет в 1930-е годы. Массовые опросы, публикация статистических данных оказались невозможны, и это непосредственно коснулось кинопроката. В 1960-е статистика посещаемости кинотеатров открыто публиковалась в журналах, но в 1970-е цифры вновь исчезли и были доступны только профессионалам.
Становление кинопроката: Дуглас Фэрбенкс против «Броненосца „Потемкина»»
В начале 1925 года молодая советская кинематография не могла удовлетворить запросы кинотеатров, ее доля в прокате составляла всего 15%. В сезон 1924-25 годов из 183 картин в прокате — 103 были американские, и только 25 производства СССР. В кинотеатрах шли фильмы с Чарли Чаплином, Дугласом Фэрбенксом и Мэри Пикфорд, картины Дэвида Уорка Гриффита (о котором было написано немало статей и книг) и Фрица Ланга. С уверенностью можно утверждать лишь то, что ленты Фэрбенкса неизменно становились хитами. Например в журнале «Томский зритель» за 1926 год была опубликована статистика посещаемости по области — «Робин Гуд» (1922) с Фэрбенксом в главной роли посмотрели 12,7 тысяч зрителей, а «Броненосец „Потемкин»» — 8,2 тысячи. Популярность картин Фэрбенкса и Пикфорд красноречиво подтверждает и сатирическая комедия «Поцелуй Мэри Пикфорд» с Игорем Ильинским, сюжет которой закручивается вокруг приезда звездной пары в Советский Союз.
К началу 1930-х производство советских картин увеличилось, перед кинематографистами стояла задача построить свой собственный Голливуд. Импорт сильно сократился по идеологическим соображениям, но всё же в кинотеатры попадали некоторые зарубежные картины. Шли «Огни большого города» Чарли Чаплина, «Маленькая мама» с венгерской звездой Франческой Гааль, и «Под крышами Парижа» Рене Клера. Последний фильм смотрел и хвалил сам Вождь. Данные о посещаемости этих картин не были восстановлены, но о популярности «Маленькой мамы» свидетельствуют то, что по тому же рецепту через несколько лет был снят фильм «Моя любовь» с Лидией Смирновой. В обоих фильмах девушка по стечению обстоятельств воспитывает не своего ребенка, а все вокруг думают, что она родила вне брака.
Советский прокат в годы войны: «Большой вальс», «Леди Гамильтон» и «Серенада солнечной долины»
В 1940-м году вышел фильм «Большой вальс»Жюльена Дювивье, который сильно повлиял на советских зрителей, в частности о нём вспоминали писатель Виктор Астафьев и композитор Андрей Петров. О нём же поет Олег Анофриев в фильме «Города и годы». Лирический герой песни на слова поэта Матусовского и музыку Вениамина Баснера вспоминает о киносеансе довоенного времени: «Сказки венского леса я услышал в кино, это было недавно, это было давно». «Большой вальс» в сознании советского зрителя ассоциировался с мирной жизнью. Его выпускали в прокат дважды: до войны фильм посмотрели 25,7 миллионов, но и спустя 20 лет зрители смотрели карину не менее охотно — 25,3 миллиона.
Даже во время Великой Отечественной войны кинотеатры и кинопередвижки продолжали работать. Так, в марте 1943 года в прокате шла «Леди Гамильтон» с Вивьен Ли и Лоуренсом Оливье. Фильм был отправлен в СССР из Великобритании на безвозмездной основе и являлся дипломатическим подарком, символизирующим признательность за борьбу Советов с фашистами. «Леди Гамильтон» ошибочно относят к трофейному кино наряду с другим британским подарком — фильмом «Книга джунглей» Золтана Корды (1942), который вышел в советский прокат в мае 1944-го под названием «Джунгли».
В 1944-м невероятным хитом стала музыкальная комедия «Серенада солнечной долины» (1941) студии 20th Century Studios. Действие разворачивалось на горнолыжном курорте, куда прибывает беженка из Норвегии по имени Карен (Соня Хейни) и джазовый оркестр во главе с Гленом Миллером. Вскоре между Карен и пианистом из оркестра пробегает искра. Незамысловатый сюжет скрепляют замечательные джазовые композиции, многие из которых стали хитами, как, например, песня Chattanooga Choo Choo. Фильм популяризировал джаз в СССР, а в 1961 году его выпустили в повторный прокат, что закрепило его культовый статус среди советских стиляг. «Серенаду солнечной долины» посмотрели в общей сложности 54,1 миллиона зрителей.
Трофейное кино и смерть Сталина: «Девушка моей мечты», «Тарзан» и «Бродяга»
Нередко к трофейным фильмам относят вообще всё зарубежное кино, так или иначе попавшее на экраны в 1940-е-1950-е годы. Но фактически трофейными можно называть только картины, вывезенные из Райхсфильмархива в июне-июле 1945 года, а позже с других освобожденных территорий Украины, Беларуси, Прибалтики и не только. Отбор фильмов был поручен советским киноведам Иосифу Маневичу и Георгию Авенариусу. В 1948 году на основе коллекции Рейхсфильмархива был основан Госфильмофонд, на тот момент в архиве числилось 10 669 трофейных лент, и только 3730 из них были звуковыми.
После войны наступила эпоха малокартинья, было решено сэкономить на кинопроизводстве новых фильмов. Трофейные ленты укомплектовывали прокат и приносили внушительную прибыль. Прежде чем попасть на экран, фильмы подвергались цензуре и значительным изменениям. В кинотеатрах шли полностью переозвученные версии, титры с именами режиссеров и актеров отсутствовали, нередко даже надписи на иностранных языках в кадре заменялись на русские. В начале каждой картины помещался титр: «Этот фильм взят в качестве трофея после разгрома Советской армией немецко-фашистских войск под Берлином в 1945 году».
Вероятно, поэтому советский народ, только что победивший фашизм, охотно смотрел в 1947 году «Девушку моей мечты» с Марикой Рёкк в главной роли (18,6 млн зрителей). В нацистской Германии фильм вышел на экраны в 1944 году, Марика Рёкк была главной звездой Рейха, ездила на фронт поднимать боевой дух солдатам и выступала перед Гитлером. В фильме же она играла легкомысленную звезду водевилей, пела, танцевала и налаживала личную жизнь, ничем не обнаруживая приверженность фашистской идеологии.
Жанровые аполитичные ленты были основой нацистского кинематографа, они создавали иллюзию мирной жизни и отвлекали от реальности. В разрушенной фашистами стране они служили ту же службу. По словам исследовательницы кино и писательницы Майи Туровской «Успех «Девушки моей мечты» свидетельствовал об острейшем дефиците нормального благополучия, европейского уровня жизни (пусть в стиле кич), наконец, эротической ценности женщины. Когда своей «массовой культуры» катастрофически не хватает, ее занимают где угодно». Рёкк стала настоящим секс-символом в СССР, а фильмы с ней неизменно собирали кассу. Так, в 1950-м году музыкальную картина «Дитя Дуная», где Рёкк вновь исполнила роль певицы из народа, посмотрели 20,9 миллионов.
С 1945-го по 1954-й на экраны вышло около 120 трофейных картин, изображавших буржуазную жизнь и тлетворный Запад. Несмотря на официальную идеологию, зрители нередко предпочитали заграничное кино советскому. Так, в 1952 году с огромным опозданием на экраны вышел киносериал про Тарзана с атлетом Джонни Вайсмюллером в главной роли. Все четыре части в общей сложности посмотрели более 160 миллионов раз ( «Тарзан: человек-обезьяна» — 42 млн зрителей, «Спасение тарзана» — 41,3, «Приключение Тарзана в Нью-Йорке» — 39,7, «Тарзан находит сына!» — 36,6). Первая часть киносериала о похождениях Тарзана вышла аж в 1932 году, еще в период до введения кодекса Хейса. В фильме были довольно откровенные сцены купания обнаженных Тарзана и Джейн. Так что, вероятно, даже несмотря на советскую цензуру, некоторая доля эротизма в фильмах всё же осталась. Но главной чертой, привлекавшей в Тарзане советского зрителя, был его анархизм и нежелание подчиняться общественным нормам. Об этом пишет в воспоминаниях Иосиф Бродский: «В те годы — в начале пятидесятых, в конце правления Сталина, — отсутствие титров придавало им несомненный архетипический смысл. И я утверждаю, что одни только четыре серии «Тарзана» способствовали десталинизации больше, чем все речи Хрущева на XX съезде и впоследствии. Нужно помнить про наши широты, наши наглухо застегнутые, жесткие, зажатые, диктуемые зимней психологией нормы публичного и частного поведения, чтобы оценить впечатление от голого длинноволосого одиночки, преследующего блондинку в гуще тропических джунглей, с шимпанзе в качестве Санчо Пансы и лианами в качестве средств передвижения. Прибавьте к этому вид Нью-Йорка (в последней из серий, которые шли в России), когда Тарзан прыгает с Бруклинского моста, и вам станет понятно, почему чуть ли не целое поколение социально самоустранилось».
После смерти Сталина в 1954 году зрителям показали еще один фильм про бунтаря, бросающего вызов традиционным ценностям, — «Бродягу» с Раджем Капуром в главной роли и в качестве режиссера. Его увидели 63,7 миллиона зрителей, а в общем списке самых кассовых зарубежных лент «Бродяга» занимает третье место. Главный герой бродяга и вор Радж восстает против деспотичного отца — высокопоставленного судьи Рагуната, который некогда выгнал его мать и свою жену из дома, заподозрив в неверности. В попытке отомстить родителю герой оказывается на скамье подсудимых. Фильм начинается сценой в зале суда, где молодая адвокатесса защищает подсудимого Раджа, смело выступая против высокомерного и самонадеянного Рагуната. Конфликт поколений приводит к моральной победе молодежи, что очевидным образом совпадало со скорой сменой курса в СССР.
Оттепель: «Спартак», «Великолепная семерка» и «В джазе только девушки»
В 1956 году Хрущев выступил на XX съезде КПСС с докладом о развенчании культа личности Сталина. Началась эпоха оттепели — возрождения кино и культуры после сталинских репрессий, малокартинья и тотальных запретов. Прокат тоже изменился, эскапистские трофейные картины постепенно сходили с экранов, уступая место современным голливудским, французским и итальянским фильмам, которые, хоть и с опозданием на несколько лет, но всё же выходили на экраны.
Советские зрители, пусть и в ограниченном прокате, получили доступ к шедеврам мирового кинематографа: фильмам Бергмана, Феллини, Куросавы и даже Антониони. Советские режиссеры ездили по международным фестивалям, на ММКФ приезжали зарубежные звезды: Элизабет Тейлор, Софи Лорен, Ив Монтан и Симона Синьоре, Микеланджело Антониони, Анна Маньяни и другие. В кинотеатрах шли «Война и Мир» с Одри Хепберн, шведско-французская «Колдунья» с Мариной Влади, «Клеопатра» с Элизабет Тейлор. Среди режиссеров был популярен Стэнли Крамер — в Советском Союзе он был известен как мастер социальной драмы и критик капитализма. Почти все его фильмы попадали в советский прокат, а некоторые собрали неплохую кассу. Например, его судебная драма «Пожнешь бурю» стала одним из хитов 1963 года — 22,3 миллиона просмотров.
60-е определенно стали временем американского кино на советском экране. В 1962 году вышел вестерн Джона Стёрджеса«Великолепная семерка» — ремейк новаторской драмы Акиры Куросавы «Семь самураев». На первом плане был главный русский в Голливуде — актер Юл Бриннер. Американские критики, Никита Сергеевич Хрущев, режиссер Андрей Тарковский — все сходились во мнении относительно художественных достоинств этого фильма и единогласно его ругали. Что не помешало зрителям полюбить картину и сделать ее самым кассовым американским фильмом за всю историю советского кино. «Семерку» посмотрели 67 миллионов зрителей.
С небольшим отставанием в советский прокат прошел пеплум Стэнли Кубрика«Спартак» — первую серию посмотрели 63 млн зрителей, вторую — 59. Еще одна история про бунтаря, восставшего против Римской империи, отзывалась в сердцах советского зрителя. Можно было бы сказать что «Спартак» стал единственным авторским фильмом, преодолевшим порог в 50 миллионов просмотров в СССР, но сам Кубрик не считал фильм своим и не имел в нём полной творческой свободы. Причина была в другом. Неизменным успехом у советского зрителя пользовались в первую очередь жанровые картины — мелодрамы и приключения, и «Спартак» идеально попадал во вторую категорию. Исследователь советского проката Сергей Кудрявцев подмечал, что лидеры советского проката почти всегда делились на две категории: «слезы-грезы» и «приключения-развлечения».
Однако, не стоит списывать неуспех шедевров мирового кино в советском прокате только лишь на собственный выбор зрителя. Зарубежные картины часто печатались меньшим тиражом, чем советские, а следовательно попадали в меньшее количество кинотеатров, иногда и вовсе выходили вторым экраном. Часто меньшее количество просмотров у общепризнанной классики, все-таки добравшийся до больших экранов СССР, объясняется именно малым количеством копий. Так, знаменитая комедия Билли Уайлдера «В джазе только девушки» была напечатана количеством всего в 208 копий, но, несмотря на это, собрала 43,9 млн просмотров. Для сравнения «Брилиантовая рука» была напечатана тиражом в 2079 экземпляров, что закономерно позволило ее посмотреть 76,7 миллионам зрителей.
Эпоха застоя, перестройка и гласность. Как советский зритель окончательно позабыл о строительстве социализма: «Есения», «Золото Маккены» и «Зита и Гита»
Посещаемость кинотеатров росла с каждым годом и наибольшего пика достигла в 1970-е. Бывший зампред Госкино СССР Борис Павленок в интервью «Коммерсанту» приводил довольно внушительные цифры. По его словам, рентабельность советского кинематографа составляла 900% в год. Во время съемок «Синей птицы» (совместный фильм СССР и США) он якобы рассказывал американским журналистам, что «кинотеатры в СССР посещают 4 млрд зрителей в год». Эта цифра выглядит невероятной, учитывая, что население СССР в 1970-е составляло в среднем 250 миллионов человек. Скорее всего это огромное преувеличение, объяснить которое можно только тем, что на каждого советского гражданина приходилось примерно 16 походов в кино ежегодно. Так или иначе в 1970-е посещаемость советских кинотеатров достигла пика.
Начало застоя ознаменовалось возросшей популярностью индийского кино: «Цветок и камень», «Сын прокурора», «Бобби», «Зита и Гита», «Мститель» не сходили с экранов. Излюбленный сюжет Болливуда о потерянных и обретенных детях был невероятно популярен и стал залогом кассового успеха. Мексиканский фильм «Есения» был как раз об этом. «С точки зрения художественной критики, картина безнадежна: полупрофессиональный, кустарный лубок», — писала Нея Зоркая, добавляя, что фильм ходили смотреть семьями и требовали дополнительных показов.
«Есения» — самый популярный зарубежный фильм в истории советского кино, был напечатан рекордным тиражом в 1988 копий и просмотрен 91,4 миллиона раз. Главная героиня — молодая цыганка Есения — ведет бродячий образ жизни, не подозревая о своем аристократическом происхождении. Классовое неравенство становится на пути ее любви к статному и дерзкому офицеру Освальдо. На первом свидании он пытается взять Есению силой, за что она ударяет его камнем по голове. Через считанные секунды после этой сцены Есения и Освальдо безумно влюбляются друг в друга. Позже им предстоит расстаться, а затем встретиться вновь, когда Есения обретет потерянную аристократическую семью. Переход в другой, более благополучный социальный статус — вот что, пожалуй, было наиболее созвучно эпохе застоя. Подобно Есении, советские граждане уже совсем скоро предпочтут отречься от нищего социалистического равенства в пользу капиталистических благ.
Вторым по популярности в 1970-е был вестерн «Золото Маккены», который увидели 63 миллиона зрителей. Герои Грегори Пека и Омара Шарифа шериф Маккена и бандит Джон Колорадо ищут мифическое золото Адамса, затерянное где-то в скалах Нью-Мексико, попутно перестреливаясь с индейцами и подвергаясь всевозможным опасностям. Дальнейшие события можно описать фразой «как ни крути — проиграешь». В финале герои терпели крах, а золото подобно идее «светлого социалистического будущего» оставалось недостижимым.
Вместе с перестройкой кинопрокат пришел в упадок — посещаемость кинотеатров упала в полтора раза. Среди причин можно назвать возросшую доступность телевидения и появление видеомагнитофонов и VHS-кассет. США выиграли Холодную войну, а отечественное кино на долгие годы уступило место голливудскому.
Список использованных источников:
- Кристина Танис «Трофейное кино в СССР в 1940-1950-е гг.: к истории формирования феномена» http://e-notabene.ru/view_article.php?id_article=25096&nb=1%C2%A2
- Сергей Кудрявцев «Свое кино» https://kinanet.livejournal.com/?utm_medium=endless_scroll
- Нейя Зоркая «Можно ли одолеть Есению» https://mediaeducation.ucoz.ru/_ld/1/124__..pdf
- Иностранные фильмы, предоставленные на открытках из собрания Э.Н.Васильевой https://kizhi.karelia.ru/library/nelegalnyie-fotootryitki/1868.html#note-idm45613466087584
- Майя Туровская «Кинопроцесс 1917-1985. Предисловие» http://www.kinozapiski.ru/ru/print/sendvalues/1214/