Герой инди-кино, икона стиля, скандалист. Портрет Эзры Миллера
Эзре Миллеру 30 лет. Сейчас и не скажешь, чем актер известен в первую очередь — скандалами или ролью Флэша в киновселенной DC. В любом случае до того, как попасть в лапы сногсшибательного успеха и франшизных проектов, актер проделал достойный творческий путь. По случаю юбилея рассказываем о ранних работах Миллера и разбираемся, как он докатился до жизни такой, что не покидает заголовки желтых новостей.
Первые шаги в независимом кино
Эзра Миллер вырос в Нью-Джерси в интеллигентной американской семье. Его мать Марта — современная танцовщица. Отец Роберт С. Миллер сперва был вице-президентом Hyperion Books, а потом получил место издателя в Workman Publishing. Эти компании напрямую сотрудничали с детским издательством Disney и экранизациями его книг. Сам Миллер родился с дефектом речи. В шестилетнем возрасте мальчика отдали на уроки оперного пения, чтобы преодолеть проблемы с дыханием. Так что карьера Миллера началась не с кино. Первый сценический опыт он получил в Метрополитен-опере, где выступил на премьере оперы Филипа Гласса «Белый ворон».
В 16 лет Миллер дебютирует в полнометражном кино. Ему досталась главная роль в подростковой драме «Выпускники» Антонио Кампоса, после чего актер бросил учебу в школе. Миллер сыграл Роберта, школьника-одиночку, который фетишизирует интернет-ролики, снятые на мобильные телефоны. После того как его камера случайно фиксирует смерть близняшек в школе-интернате, ему поручают снять мемориальное видео о девочках. Его радикальную работу, конечно, перемонтируют в конвенционально-приемлемый ролик — с восторженными словами об усопших и милым саундтреком.
Картина «Выпускники» продолжает линию в американском независимом кино, начатую Содербергом в «Сексе, лжи и видео». Режиссер Кампос исследует связь между видео и подростковой сексуальностью. В этой роли юный Эзра проявил инди-чувствительность, которая определила его будущие экранные образы. Это отстраненные, нервные и чем-то тревожащие персонажи. Ярче всего в этом образе Миллер проявился в картине «Родственнички» Сэма Левинсона — более радикальной и смелой версии семейной драмы «Август».
Эксцентричный школьник
В силу юного возраста, бледного лица и худощавости Миллер зарекомендовал себя в романтическом амплуа — школьника-вольнодумца. В картине «Помни о Гонзо» он играет ученика-революционера, заступника всех лузеров. При помощи подпольной школьной газеты его герой дает голос всем униженным и притесненным, обличая пороки самых крутых ребят в школе. А в меланхоличной подростковой драме «Хорошо быть тихоней» Миллер предстает в образе эксцентричного бунтаря, который объединяет всех тихонь вокруг себя.
Режиссеры хорошо чувствовали дух молодого Миллера. Типажи его ранних персонажей повторяют эстетику хипстеров поколения Х. Их главной чертой была приверженность к темной одежде, символизирующей стремление к индивидуальности, и любовь к альтернативному року 1960–1970-х годов. Например, в картине «Хорошо быть тихоней» из олдскульного пикапа героя Миллера играют The Smiths, Sonic Youth и New Order.
К слову, во время съемок «Хорошо быть тихоней» у Эзры случился первый инцидент с законом. Полиция остановила машину актера и нашла 20 граммов марихуаны. 18-летнему парню предъявили обвинение, но судья закрыл дело.
Кровожадный антигерой
В 2010 году британская режиссерка Линн Рэмси сделала из Миллера звезду независимого кино. В картине «Что-то не так с Кевином» Рэмси словно достала всё странное и ненормальное, что ощущалось в персонаже Миллера еще в «Выпускнике», и выкрутила до предела. Здесь актер играет психопата-тинейджера, который с пеленок издевается над матерью (Тильда Суинтон), а в качестве финальной пощечины ей расстреливает из лука учащихся своей школы.
Особенность фильма и, в частности, роли Миллера в том, что в сравнении с другими картинами о массовых убийствах у Кевина отсутствует внятная, легко считываемая мотивация. Если в «Политехе» Дени Вильнёва главный герой устроил побоище по политическим причинам, а в современной чешской картине «Я, Ольга Гепнарова» убийца совершила наезд из ресентимента и ненависти к общественному порядку, то для Кевина это вопрос удовлетворения. Именно психопата в исполнении Миллера надо ставить на топовые места в рейтингах лучших злодеев.
Вообще, игра Эзры здесь парадоксальна. Актер не выдает мощных лицедейских номеров, чтобы убедительно показать оголтелого садиста, а как раз наоборот — играет с чувством приглушенного аффекта. Проще говоря, зритель испытывает наиболее жуткие и холодные эмоции от Кевина в моменты бесстрастного наблюдения за его повседневными действиями. Сам Миллер говорил, что на протяжении съемок не общался с матерью, чтобы лучше понять разум психопатического персонажа.
Утонченный квир-персонаж
Эзра Миллер не появлялся в нишевом или квир-кино, зато его фигура всегда встряхивала, казалось бы, традиционные жанровые фильмы. К примеру, в семейной драме «Каждый Божий день», где на фоне супружеского кризиса родителей молодой герой Миллера пытливо изучает свою гомосексуальность. Это редкий случай, где Миллер играет не сорвиголову, а утонченного и наивного подростка.
Самая яркая квирная роль у Миллера — в вышеупомянутой картине «Хорошо быть тихоней». Помимо того, что он изображает открытого гея, соблазнившего игрока футбольной команды, его герой исполняет дрэг-шоу на ночном показе «Шоу ужасов Рокки Хоррора». Очевидно, пародируя травести-персонажа Тима Карри. Это яркий и самостоятельный перформанс, который выбивается из общей тональности мелодрамы. Кажется, режиссер Стивен Чбоски вставил этот номер, чтобы провести параллель между Эзрой Миллером и Хельмутом Бергером. Ведь в «Гибели богов» (Висконти) герой Бергера, переодетый в женскую одежду, повторяет сексуальный танец Марлен Дитрих в кабаке из «Голубого ангела».
Сам артист в 2012 году совершил каминг-аут как небинарная персона — то есть он не считает себя ни мужчиной, ни женщиной. А яркими нарядами, свободными от гендерной нормативности, Миллер заработал статус квир-иконы стиля.
Экшен-звезда и скандалист
Во второй половине 2010-х годов Миллер заканчивает карьеру как «независимый» артист и вступает на тропу роковой славы. В 2015 году он подписывает договор с Warner Bros. о роли в спин-оффе «Гарри Поттера» «Фантастические твари и где они обитают». Это первая работа артиста в крупной студийной франшизе, которая потом разрослась двумя утомительными продолжениями. В этой серии Миллер играет темного мага Кридэнса, забитого юношу, чьих травм хватит на отдельный фильм. Учитывая прошлые отрицательные и амбивалентные работы актера, неудивительно, что продюсеры взяли на эту роль именно Миллера.
Параллельно «Фантастическим тварям» Миллер включается в киновселенную DC студии Warner Bros. В 2016 году актер впервые предстает в эпизодической роли спидстера Флэша — в фильме «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости». Потом аналогичная роль в «Отряде самоубийц» и чуть более заметный выход в провальной «Лиге справедливости». Фанаты жаждут самостоятельного фильма о Флэше. За Миллером роль закреплена. Студия снимает проект, который обходится в 200 млн долларов — чуть ли не предельная сумма для высококлассного блокбастера. И в этот момент новые скандалы в личной жизни Эзры гремят так громко, что самый ожидаемый релиз студии встает под вопрос.
Пресловутый список преступлений Миллера пополняется с 2020 года. Он был уличен в пьяных драках, воровстве и вторжениях на чужую собственность. Но это еще мелочь в сравнении с тем, что его обвиняют в совращении малолетних и создании гарема, куда Миллер вербует несовершеннолетних девушек. Американский суд, конечно, рад разобраться во всех обвинениях, вот только вручить повестку Миллеру непросто. Если верить прессе, актер сейчас в бегах.
Здесь трудно не вспомнить другого «проблемного» актера, Шайю ЛаБафа, чье имя тоже любят муссировать медиа. Правда, с оговорками: его инциденты более безобидны с юридической точки зрения. Да и зачастую он худо-бедно заворачивает перформансы в концептуальную оболочку — к примеру, является с бумажным пакетом на голове на премьеру. Но главное, его выходки не перекрывают именно артистических достижений. Чего не скажешь о Миллере — его странная личность волнует аудиторию во многом больше, чем киноработы. Хоть дальнейшая карьера Миллера сейчас повисла в воздухе, было бы любопытно увидеть его вновь в независимых проектах.